Мифы и реальность (2 часть). Положительное в религии.

На модерации Отложенный

 

Начиная с Ксенофана (примерно в 500 г до н.э.), первым отвергнувшего мифологичность богов Гомера и Гестода, понятие «миф» - mythos – утратило у греков всякую религиозную и метафизическую значимость. Противопоставленный сначала «логосу», а позднее и истории, «миф» в конце концов стал обозначать «то, чего не существует в действительности». А иудаизм и христианство отбросили в сферу «обмана» всё то, что не было канонизировано(то есть узаконено) одним из двух Заветов. Итак, существует такой исторический момент, когда древние мифы стали считаться вымыслом. Видимо в будущем все мифы придут к этому концу.

Верования разных народов объясняются мифами о светопреставлении, за которым последует новое сотворение мира и наступит золотой век.

Все основные средиземноморские и азиатские религии располагают своей мифологией. Большинство греческих мифов были систематизированы Гомером. Мифы Ближнего Востока и Индии были переработаны и интерпретированы теологами и историками. Это даёт повод некоторым исследователям сказать, что многие мифы первобытных обществ являются ничем иным как литературой. Ведь мифологическое содержание традиций архаических обществ была основательно переработана сказителями и священниками. На протяжении веков примитивные мифологии, которые были зафиксированы первыми миссионерами и путешественниками дошли до нас благодаря записи цивилизованных людей, а не дикарей, которые писать не умели. Получается, что эти мифы были обогащены и переделаны под влиянием культур, стоящих на более высокой ступени развития, благодаря творчеству отдельных весьма одарённых индивидов.

Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в Достопамятные времена «начала начал». Персонажи мифа – существа сверхъестественные, в основном боги. Большинство мифов примитивных народов сообщает о происхождении мира, человека, о важнейших событиях, вследствие которых человек стал смертным существом, стал разделяться на два пола, вынужден работать в соответствии с определёнными правилами (традициями). То есть появление самого человека в том виде, в каком он сейчас находится, есть результат этих самых мифических событий. Поэтому многие народы считают, что человек смертен, так как что-то произошло именно в то время «начала начал». Если бы какого-то события, описываемого в мифах, не произошло, то человек не был бы смертен, он мог бы, подобно змее, сбрасывать кожу, обновляя свою жизнь, мог бы бесконечно начинать её вновь. Племя живущее рыболовством имеет объяснение причины смертности человека тем, что сверхъестественное существо открыло как ловить рыбу, передало людям это умение, попутно объясняя, почему племя должно добывать себе пропитание именно таким способом. Плата за информацию – смертность человека. Таким образом, если современный грамотный человек считает, что он есть результат истории, естественного отбора, то представитель архаического первобытного общества считает себя порождением целого ряда мифических событий. Разница огромная! Если современный человек оценивает себя самого как результат совершения всеобщей истории, весьма длинной и хаотичной (т.е. онродился из-за случайных событий,  случайных встреч, благоприятных совпадений...), то человек первобытного общества не только обязан держать в памяти мифическую историю своего племени-рода, поскольку это сакральная история, но и актуализирует значительную часть этой мифической истории, соблюдая древние традиции.

Результат: современный человек не чувствует себя обязанным познать историю во всей её целостности (мало ли каких случаев было в истории), а вот первобытный человек чувствует себя обязанным постоянно восстанавливать в памяти мифическую историю и преподносить её детям, заставляя их выполнять традиции и ритуалы (типа крещения). Самое большое различие между этими двумя представителями человечества: для современного человека все события и сама жизнь необратимы, а следовательно приобретают истинную ценность, для первобытного же жизнь приобретает другое содержание – нечто вроде преддверия к другой, настоящей жизни. Знать мифы для первобытного человека означает владеть секретом вечности, воспроизводя ритуалы он надеется приблизиться к тайне происхождения всего и тайне воспроизведения самого себя после смерти. Так, во многих африканских племенах существует процесс инициации, когда юношам раскрывается какое-то эзотерическое знание. Рассказ всегда поведуется в виде мифа. Причём женщинам это знание не раскрывается.

Постоянно повторяя мифы, восстанавливается во всей целостности всё прошлое,как следствие, первобытный человек становится как бы соучастником всех упоминаемых событий, прямым результатом этих мифов. Проживая мифы, представляя себя прямым потомков мифических героев, человек выходит из хронологического времени и вступает в пределы сакрального времени, первоначального, исходного. Таким образом, он чувствует себя внутри этого мифа и постоянно переживает мифические события, получая огромное удовлетворение и чувство гордости за себя, за свою причастность к этим событиям. Мифы делают жизнь первобытных людей более величественной и богатой смыслом, чем реальность, определяет существование не только его самого, но и всего человечества. Погружение в мифическую виртуальность помогает первобытному человеку фактически стать человеком, раскрыть ему смысл задач духовного порядка, который вряд ли мог бы открыться без этого могучего инструмента. Это также и великолепная форма самовнушения для нищих духом. Эта функция мифа играет весьма положительную роль при стимулировании иммунной системы человека, приводя к выздоровлению при психо-соматических заболеваниях. Таким образом, проживание мифов, постоянное воспроизведение его событий, творческое воспроизведение ритуалов – всё это представляет огромную ценность для первобытного человека, дающего ему уверенность, что его жизнь значима. Эта положительная функция мифов намного превышает все другие функции: кодификация верований примитивных народов и их практической мудрости, наложение моральных принципов, правил для практической жизни, необходимых для человеческой цивилизации.

Так что, пока не все мифы стали считаться вымыслом, необходимо оставить людям с первобытным мозгом эту великолепную возможность погружаться в виртуальную действительность, поскольку это для них является поистине благом. Ясно, что у атеистов это погружение может вызвать только раздражение. Необходим какой-то компромисс: верующие в мифы не должны никоим образов затрагивать мирскую жизнь других людей, а государство должно обеспечить действительно отдельное существование церкви от государства.