Сергей Собянин – едва ли не самый непопулярный градоначальник в стране
На модерации
Отложенный
Это подтверждают опросы общественного мнения. Непопулярность мэра накануне всероссийского голосования по поправкам в Конституцию ставит под вопрос стабильность социально-политической ситуации в столице.
Одна из малозаметных, но важных новостей начавшегося лета – начало масштабного опроса общественного мнения от ИА "Регнум". Опрос касается деятельности Сергея Собянина на посту мэра Москвы. К моменту, когда автор этих строк заинтересовался результатами, в опросе приняли участие уже более 4900 человек.
Из них за управление Москвой "единицу" и "двойку" по пятибалльной шкале мэру поставили 69%, за борьбу с коронавирусом – 76%. 73% выразили готовность прийти на следующие выборы мэра, чтобы проголосовать против Собянина за другого кандидата (за него остались 10%, ещё 9% – против всех).
Так как анонимный опрос проводится только в интернет-формате и только на сайте этого информационного агентства, социологи, конечно, имеют полное право говорить о "сдвинутой выборке" – действительно, если позиция "Регнума" по ряду вопросов вам не близка, вы, скорее всего, не примете участия в исследовании (чтобы пояснить, как "сдвигается" выборка, проще всего привести в пример "Эхо Москвы" и его опросы про то, кто прав – Америка или Россия. У либералов всегда права Америка, понятно).
Однако, учитывая, как серьёзно подошли авторы опроса к его организации (смысл опроса не в том, чтобы пропагандировать какие-то взгляды, а в том, чтобы читатель увидел своего "информационного двойника"), вполне можно считать, что в нём удалось уловить преобладающую сегодня в Москве тенденцию: Сергей Собянин оказался на самом дне… ну или у самого подножия горы политической популярности. Причина этого – его очень эффективные, по мнению самой мэрии, и совершенно безумные, с точки зрения остальных москвичей, действия в период эпидемии и на выходе из неё.
Вы делаете вид, что запрещаете, а мы – что соблюдаем запреты
На языке политических технологов в таких случаях говорят, что политик "не попадает в избирателя". Проще говоря, Собянин и контролируемые им политические комментаторы и СМИ гордятся именно теми решениями, которые вызывают у горожан недовольство и раздражение. К тому же руководители города, по-видимому, считают реально работающими и необходимыми меры, которые горожане просто игнорируют.
От глобальных до локальных – ситуация, известная из советской сатиры: вы делаете вид – мы делаем вид. Вы делаете вид, что запрещаете, мы делаем вид, что соблюдаем.
Вот, к примеру, центральное телевидение сообщает гражданам, что в открывающихся магазинах промтоваров пока нельзя будет примерить одежду. Купить можно, а примерить – нет. Покупайте, уносите с собой, не понравится – возвращайте.
Граждане, естественно, возмущаются в социальных сетях… Пока другие граждане, уже побывавшие в магазинах, не начинают писать: да ладно вам, все всё меряют, никто и не думал этот дурацкий запрет соблюдать или проверять соблюдение.
Это мелкий пример. А вот воистину глобальный: супернововведение Московской мэрии – прогулки по графику, разделение всех московских домов на шесть групп, гуляющих не более трёх раз в неделю. Дивная по подробности и красоте бюрократического слога инструкция: "... следование к месту прогулки без использования транспорта".
Потрясающие пассажи, из которых следовало, что для прогулки пропуск не нужен, но получать его надо обязательно. Пояснительная таблица ко всему этому – грандиозная и красочная, как кафкианский бред. Ведомственные документы о создании патрулей – один из таких документов, содержащий только восточные имена и фамилии проверяющих, чуть не вызвал в Сети отдельный бунт.
В парках и скверах гуляем по графику... Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress
Но никакого бунта не нужно, бороться с "замком" москвичам совершенно не обязательно. "Прогулки по графику" существуют только в воображении тех, кто их придумал. В реальности люди гуляют как хотят, и ни один разумный полицейский не станет спрашивать у них пропуска.
Как, кстати, не спрашивали они этих пропусков и раньше, разве что у тех, у кого проверяли документы безо всякого карантина. Как игнорировала необходимость проверять те же цифровые пропуска у клиентов половина служб такси (а кто не игнорировал, те извинялись перед клиентами всеми возможными способами: простите, не мы это придумали).
Если бы все изобретения московской мэрии карантинного времени реально действовали, можно было бы кричать о вредительстве, парализовавшем жизнь мегаполиса. Но большая часть этих нововведений не действовала никогда, другая большая часть – действовала в той мере, в которой не очень мешала гражданам.
Однако кое в чём на жизни города изобретения мэра всё же сказались: город, живущий не так, как от него требовали, а вопреки этому, отучился уважать городскую власть.
Нынешний низкий рейтинг Сергея Собянина – это по большей части не рейтинг активного возмущения. Поводов для возмущения тоже хватает: тут и работающие вопреки всему гастарбайтеры, и оборудованные в неожиданных местах за дикие деньги совершенно никому не нужные резервные инфекционные больницы. Но господствующее отношение к мэру сегодня – именно как к досадной помехе нормальной жизни, которую хотелось бы, но не получается игнорировать полностью.
Что делать теперь с боярином-воеводой?
Всё это было бы, в общем, частной проблемой, иди речь о каком-то другом субъекте Федерации. Ну, прокалывается губернатор раз за разом, нелюбим жителями, не может наладить с ними контакт, не понимает реальной обстановки в своём регионе.
Неприятно, но, в общем-то, "пустяки, дело житейское". Понятно, что деятельность этакого "медведя на воеводстве" подрывает авторитет власти в целом, но поспешная его отставка авторитета тоже не добавит, так что досидеть срок ему, скорее всего, дадут… Постепенно "выращивая" нового регионального лидера. Или готовя назначение авторитетного, заведомо незапятнанного местной грязью "варяга". Как это происходит обычно, можно посмотреть, например, в Иркутской области, где после сложного политического кризиса губернатором стал генерал МЧС, или в Севастополе, где неловкого в общении с горожанами губернатора сменил профессиональный коммуникатор.
Беда в том, что Москва – не любой другой субъект Федерации, а столица нашей родины с населением в 12 миллионов человек. И стандартное "снижение рейтинга губернатора сказывается на рейтинге федеральной власти" здесь просто опасно для стабильности во всей стране.
Беда также в том, что это самое "снижение рейтинга" – уникальная примета Москвы в сложившейся ситуации. По данным ведущих социологических служб, доверие к губернаторам по России за время коронакризиса выросло. ВЦИОМ и ФОМ показывали, что это доверие в начале мая в целом было даже несколько выше, чем доверие к президенту. Немудрено: власть, близкая к народу, демонстрировала в сложной ситуации активность и принимала иной раз непопулярные, но понятные и интуитивно одобряемые карантинные меры. И вот вся губернаторская рота в ногу, а столичный губернатор, руководитель рабочей группы Госсовета по противодействию кризису – наоборот.
Город, живущий не так, как от него требуют, а вопреки этому, отучается уважать городскую власть. Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress
Понятно, что вопрос реальной популярности волнует мэра Москвы сегодня в последнюю очередь. Во-первых, потому, что следующие выборы отнюдь не завтра, и будет ли он в них участвовать, совершенно неизвестно. Во-вторых, потому, что он убеждён в том, что полностью контролирует на своей территории если не политическую ситуацию, то уж избирательную систему точно.
Но вот в чём дело: этот кажущийся контроль оборачивается пренебрежительным отношением к москвичам ("дай им волю, пойдут по улице гулять, получится "первомайская демонстрация"" – этот кусочек из диалога Собянина с президентом нанёс отдельный страшный удар по его популярности) и не может не вызывать у москвичей обратную реакцию – пренебрежительного и неуважительного отношения к исполнительной власти Москвы.
А такая реакция на мэра столицы опасна не только и, может быть, не столько для него самого. Она угрожающе опасна для социально-политической стабильности в России.
Комментарии