"Правый сектор"

В одном обсуждении вновь всплыла тема "Правого Сектора". Нет, наверное, организации или движения в Украине, больше мифологизированного, чем ПС. И сейчас я хочу восстановить в памяти, как воспринималось появление ПС на политической карте Украины с точки зрения человека, получающего информацию лишь из СМИ, от родственников и друзей.

Разумеется, я далеко не всё знаю, a в детали и вовсе не посвящён. И всё-таки я совершенно сознательно не лезу в интернет за этими деталями, предпочитая рассказать, как всю эту историю тогда воспринимал я лично. Я отлично помню общую канву событий, которая сама по себе очень интересная и содержательная. Однако о ПС невозможно рассказывать изолированно, нужно говорить обо всём.

По свидетельству некоторых участников киевского Майдана, сперва ПС никак не выделялся среди других, однако было замечено следующее: перед атакой или столкновением с "Беркутом" бойцы ПС возникали, как из под земли, а потом бесследно исчезали, почти не засвечиваясь в боях. До того, как российские СМИ начали их раскручивать в качестве якобы влиятельной и страшной фашистской организации, украинцам не было известно о ПС ровным счётом ничего. И после первых сообщений "лайфньюз" о ПС были даже слухи (из вполне авторитетных на тот момент источников), что ПС - это чей-то проект с пока неясными целями. И сперва действительно было на это похоже.

Однако россияне явно перестарались, рисуя из ПС монстра, причём настолько, что этот образ стал привлекательным для многих. Во-первых - от противного: если россияне кого-то проклинают, то наверняка это что-то полезное для Украины. А во-вторых, тогда, на Майдане, резко ощущался дефицит организующего ядра, слишком много было неуправляемой стихии (это только россми рассказывали про управление со стороны американцев, а майдановцам осталось лишь мечтать о координации).

Оппозиционные политики, взявшие на себя роль переговорщиков с властью и комиссией из ЕС, были малоавторитетными на Майдане и слабо влияли на ход событий. И если в такой обстановке постоянно рассказывается о какой-то мощной военизированной организации, то желающих вступить в неё становилось всё больше. Борьба при этом по-прежнему была направлена лишь против криминального режима Януковича.

Всё изменилось одномоментно с неожиданным бегством Януковича и практически синхронизированным с ним вторжением российской армии в Крым. Возник вакуум власти, и политики, предоставив Майдан самому себе, срочно занялись восстановлением административных связей и вертикали власти в целом. В эти дни все буквально физически ощущали запах стремительно приближающейся войны с Россией. Тогда и возникло волонтёрское движение, когда люди на свои деньги закупали обмундирование, обувь, оружие, снаряжали добровольцев. Армия как таковая практически отсутствовала, но перед военкоматами уже стояли длинные очереди добровольцев. Бизнесмены покупали срочно формируемым батальонам всё, что могли, в том числе и технику. Диаспора по всему миру собирала деньги и потоки валюты шли в Украину. Переводы шли через близких друзей и надёжных людей, а конечные адресаты-волонтёры публиковали детальные отчёты о том, куда пошли деньги, что планируется и сколько ещё требуется.

"Правый Сектор", будучи самым раскрученным в СМИ, стал в тот момент одним из самых популярных центров для добровольцев. У него, благодаря российским сми, уже была репутация системного и хорошо организованного движения против российской оккупации. И даже несмотря на стремительное появление новых и новых добровольческих батальонов, реально участвующих в защите Украины от российских "отпускников на танках с полным боекомплектом" да "заблудившихся псковских десантников", звезда ПС на украинском небе по-прежнему была одной из самых ярких. И российские СМИ не давали ей потускнеть.

История со ставшей уже эпосом "несгораемой визиткой Яроша", якобы обнаруженной российскими спецслужбами на месте странного теракта, которая тиражировалась российскими СМИ с целью закрепления образа ПС как террористической организации, сработала в Украине в прямо обратном направлении, всё больше и больше повышая рейтинг и Яроша, и ПС. А история с попыткой взлома российскими хакерами серверов украинской ЦИК во время президентских выборов летом 2014-го, да ещё и объявление Яроша победителем, прозвучавшее на российских телеканалах, подняли популярность "Правого Сектора" на невиданную высоту, превратив российские СМИ в глазах большинства украинцев в посмешище.

И уже неважно, чем был ПС до этого и соответствовали ли действительности те первые слухи о нём. Теперь всё было иначе и его история началась с чистого листа. В "Правый Сектор" шли самые лучшие, самые мотивированные, в том числе и профессиональные военные, недавно вышедшие в отставку. И потом, в реальных боях и особенно в знаменитой обороне Донецкого аэропорта, ПС проявил себя выше всяких похвал. Даже регулярные части ВСУ иногда обращались за помощью к ПС, делая это, правда, неофициально, без согласования с генштабом.

Для армейских паркетных генералов, от которых всё ещё не избавились (армейская машина с устаревшей структурой даже в этих условиях неповоротлива), такие батальоны были как бельмо на глазу. Быстро возникли конфликты с начальством. Но это уже другая история...

Главное - я рассказал, как российские сми своими руками создали одно из самых боеспособных подразделений украинской армии, воюющей против российских оккупантов...

P.S. Сейчас посмотрел таки в интернет и вижу, что уже очень много интересной информации и деталей имеется. И любой желающий может с ними ознакомиться. Однако есть и серьёзные нестыковки. Так, например, есть множество фактов, указывающих на то, что ПС сформировался лишь во время Майдана, и даже есть свидетельства (с именами) о происхождении названия - из среды футбольных фанатов. Но одновременно с этим, украинский националист Сашко Бiлий, погибший при попытке его ареста (или ликвидации?), упоминается в других источниках как давний координатор ПС в Западной Украине, т.е. якобы со времён, когда о ПС никто не слыхал...

2
147
6