Механика революции

Основным механизмом цветных революций считается “психологическое заражение”. Дескать, группа “идейно заряженных” граждан заражает толпу, затем к толпе присоединяется все больше людей, и так до тех пор, пока к улице не присоединится недовольная режимом часть элиты. И когда это произойдет, режим будет свергнут. Источником подобных идей является неверно понятая книга Льва Гумилева “Этногенез и биосфера Земли”, в которой изложена его красивая, но, к сожалению, не подтверждающаяся практикой теория пассионарности.

Толпа на улице - это вовсе не достаточное условие для успешной цветной революции. Вы можете сколько угодно раскачивать людей на протест, но если вы не понимаете, почему одни протесты приводят к свержению правителей, а другие - нет, то ничья пассионарность вам не поможет.

Конец 2018 года, Франция. На улицах французских городов сотни тысяч протестующих людей. Звучат требования отставки Макрона. Казалось бы, такая толпа пассионариев должна была завести все французское общество, а Макрон должен был в панике подать в отставку. Но, кажется, Гумилева он не читал и про пассионарность ничего не знает. Поэтому взял и остался на своем посту. А французское общество почему-то оказалось невосприимчивым к “психологическому заражению”. Три месяца скачек и протесты сошли на нет.

Январь 2019 года, Венесуэла. Сотни тысяч людей выходят на улицы Каракаса с требованием отставки президента Мадуро. Объявляется и даже поддерживается “мировым сообществом” новый президент - Хуан Гуаидо. Вот только Мадуро также не знал, что он свергнут и вместо того, чтобы бежать из страны, остался у власти. Наверное, венесуэльцам также не хватило пассионарности.

Но ведь, скажет кто-то, был ведь и удавшийся “евромайдан” на Украине. Да, пять лет назад все мы имели “удовольствие” наблюдать столбы черного дыма в центре Киева. Основная идея настоящей цветной революции проста: свергаемого правителя надо поставить в такие условия, когда любое его действие ведет к поражению.

Для этого организуется давление с двух сторон – изнутри, со стороны противостоящей правителю части элиты, и снаружи – со стороны мирового сообщества.

Изнутри давление организовывает властная группировка, которая рвется к власти. В ее задачи входит привлечение как можно большего числа союзников, а также публичный показ слабости правящей властной группировки. Это главный инструмент для решения основной задачи. Именно для того, чтобы показать слабость режима, частью элиты и организовываются массовые беспорядки. На этом роль толпы в данном спектакле исчерпывается. Основные действия - поиск новых влиятельных союзников и включение их в игру, происходят в тишине и никем не афишируются. Но именно эти действия, а вовсе не уличные протесты, приводят к свержению режима. А толпа на улице может сколько угодно считать, что она свергла тирана и сейчас заживет счастливо.

Роль внешних сил так же велика, как и роль сил внутренних. Она сводится к угрозам сворачивания сотрудничества с режимом, если он силой подавит протест. В ход может идти все: санкции, аресты зарубежных денег и имущества как страны, так и отдельных представителей элиты страны, угроза военного вторжения. Результат такого совместного давления очевиден. Если правитель раздавит протест, то он и любой из его окружения автоматически становятся изгоями во внешнем мире. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если правитель не подавляет протест, то он превращается в слабака, которому можно не подчиняться.

И, конечно же, в этой ситуации не имеет ни какого значения, сколько людей участвует в протесте и какие лозунги они выдвигают. Все равно никто не будет выполнять обещания, данные толпе на улицах. А значит и говорить можно все что угодно.

Источник: http://www.rusnation.org/sfk/1908/1908-27.shtml

16
308
9