Лидия Делекторская - русская муза Матисса.
На модерации
Отложенный
В прелестном путевом очерке "Мимолетный Париж" Константин Паустовский рассказывает о своем знакомстве с нашей соотечественницей Лидией Николаевной Делекторской . Произошла эта встреча осенью 1956 года во время путешествия писателя с группой советских туристов на теплоходе "Победа". В последний день пребывания туристов в Париже в гостинницу на Монмартре, где останивились Константин Паустовский и Даниил Гранин , пришли две элегантные русские женщины , оказавшиеся двоюродными сестрами, эмигрантками, увезенными из Томска в детском возрасте.
Узнав из газет о приезде русских литераторов , они пришли попросить автографы на их книгах. В тот день старшая сестра фактически выполняла роль гида , а затем пригласила к себе своих земляков. Каково же было удивление и восхищение гостей , когда они увидели в квартире хозяйки великолепные картины Анри Матисса! Лидия Николаевна молча расставляла на столе бокалы вокруг бутылки красного вина. По легкому звону задетых невзначай бокалов можно было догадаться, что она взволнована.
"Дело в том "- сказала наконец с усилием Лидия Николаевна , " что я была в течение более чем 20 -ти лет очень близким Матиссу человеком, его секретаршей и помощницей. Он умер у меня на руках. Эти картины он подарил мне..."
Осенью 1932 года Анри Матисс работал над панно "Танец" для музея Барнаса в Мерионе близ Филадельфии. Художнику уже шел седьмой десяток лет и одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской и он искал помощницу. Как раз в то время из Парижа в Ниццу , где жил тогда Матисс, приехала Лидия Делекторская . Незадолго до этого она пережила развод и нужно было заново устраивать свою жизнь. Молодая женщина была рада даже временой работе у живописца.
Однако через полгода прекрасное панно было закончено и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели.
Сначала заботливая "сиделка" приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса "с жильем и питанием" и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем .... почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.
Несколько слов о том,как Лидия оказалась в Париже.
Поразившая в начале 20-х годов Сибирь эпидемия тифа , а затем холеры унесла одну за другой жизни родителей Лидии. На помощь пришла тетя девочки - сестра ее матери. В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в МанЧжурию . Жизнь там была нелегкой и все же Лидии удалось закончить русский лицей в Харбине. Затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию, что как магнитом притягивало очень много россиян.
В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался не удачным - уже через год молодая жена вынуждена была оставить своего соплеменника, с которым, как оказалось, ее связывали только русский язык , да ностальгические чувства. Так , без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя Лидия Делекторская оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника.
Девушка в голубой блузке Портрет Лидии Делекторской. 1939.
В молодости художнику довелось испытать немало трудностей и лишений, он знал истинную цену денег , заработанных честным трудом. Поэтому Матисс находил любую возможность поощрить своих сотрудниц: и молодых жительниц Ниццы , служивших ему моделями , и Лидию Делекторскую. Случалось он говорил ей:"Сегодня я задержал вас почти на час, вы вернетесь к себе очень поздно. Я советую вам перекусить в соседнем рестранчике".
И вручал Лидии купюру которая удваивала ее дневной заработок. Это были повседневные знаки внимания , которые , конечно уступали его поистине " королевским" подаркам .
Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один - к Новому году, другой - ко дню ее рождения. Думается, что это уже были дары не только модели , но прежде всего очаровательной и душевной женщине , которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений.
Лидия Делекторская-Одалиска
Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения , стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод , а она попрежнему оставалась одинокой , да к тому же в чужой стране.
Начиная с 1935 года , когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки , который можно видеть в лучших музеях Франции, России,США и ряда других стран.
Приближалось 70-летие мэтра , он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться - 3 сентября началась вторая мировая война.
Случилось так ,что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком , который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США .
Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предаталем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук. Мадам Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью освобождение Франции от захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.
Последнее десятилетие жизни Матисса было , как и прежде, несмотря на его возраст и недомогание, отданно творчеству, особое место в котором занял архитектурный макет Капеллы четок в Вансе.
Русская муза Анри Матисса, вдохновлявшая художника при его жизни, продолжала самозабвенно служить его памяти и искусству и после кончины великого творца.
Портрет Делекторской. 1947.
Еще при жизни Анри Матисса Лидия Делекторская решила покупать у художника некоторые , понравившиеся ей, рисунки и отправлять в Москву в музей имении А.С. Пушкина, где хранится целая коллекция его картин. Между тем Анри Матисс, который к тому времени очень редко просил своего секретаря позировать для его произведений, вдруг обратился к Лидии с такой просьбой.
В три сеанса был создан изумительный рисунок крупного формата. " Я добавлю этот рисунок от себя лично к вашему дару",- заметил художник, сопроводив свой подарок письмом к руководству музея.
Дама в голубом. 1937
Интерьер с этрусской вазой. 1940г
С этотого момента на протяжении почти десяти лет, вплоть до кончины Матисса его секретарь и Муза систематически покупала у него картины, рисунки, скульптуры и книги и дарила их музею имени А.С. Пушкина или Сан-Питербургскому Эрмитажу. Лидия Делекторская продолжала делать щедрые подарки музеям России и после ухода Матисса из жизни.
Она говорила: "В тот день, когда я открыла для себя что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища , которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь изчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса."
Преподнося то музею Пушкина , а то Эрмитажу один, два или три рисунка, Лидия, по ее словам испытывала чувство "двойного удовлетворения : музеи и их посетители были в восторге и ... Матисс, был бы наверняка доволен."
Комментарии
Только сарафанное радио !
Представляю сколько русских было в Ницце, раз ей у Матисса нашли работу...
"Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч - удивительные природные красота и грация, не могли не привлечь внимания художника"
Да снимите же Вы шоры! Нос длинён , глаза близко посаженные, волевой подбородок. Нет . не уродина, довольно интересна , но не красавица. Обычная, симпатичная неклассической красотой ,русская женщина. Возможно - очень хороший и обаятельный человек, возможно , достаточно умная дама , сумевшая из сиделки стать незаменимой подругой художнику - в талант легко влюбиться.....
"Однажды Матисс пришел в перерыв на отдых с альбомом для набросков под мышкой, и, пока я рассеянно слушала их разговор с женой, он вдруг скомандовал мне вполголоса: "Не шевелитесь!". И, раскрыв альбом, сделал с меня зарисовку в очень привычной для меня позе: голова, опущенная на скрещенные на спинке стула руки.
Такие импровизации стали повторяться все чаще и чаще. И вскоре Матисс попросил меня позировать ему".
"С Пикассо она дружила — кстати сказать, именно она подарила ему голубя, с которого и пошел гулять по Земле этот символ мира. Рихтер ее просто обожал и всегда навещал в Париже во время своих зарубежных гастролей. А однажды она узнала о приезде во Францию делегации советских писателей и специально разыскала их в гостинице, чтобы познакомиться с Паустовским, произведения которого очень любила — повествование мое и началось с первой их встречи."Она дважды просила разрешения вернуться в Россию,но оба раза ей отказали.
"Конечно, собрание Делекторской — это был огромный капитал, — пишет племянница Лидии Николаевны. — Мы были как-то с ней в поездке по Анже, и, указывая на известную во Франции старинную крепость, она сказала смеясь: "Я была так богата, что могла бы купить ее".
"Мы хотели избавить ее от неблагодарности, оскорбительного пренебрежения наших партийных чинуш, для которых Матисс был чем-то враждебным, — пишет далее Гранин. — Мы были правы — ей пришлось с этим столкнуться. Никто в те годы не рассыпался перед ней в благодарностях, начальников не трогал ее бескорыстный драгоценный дар, он доставлял только лишние хлопоты: не принять — нельзя, а принять и не выставить — вызвать разговоры.
Мы были правы, мы лучше нее знали нашу советскую действительность. Но она была права иной, высшей правотой, она верила в непобедимую силу гения, она знала про временность советского бескультурья, советской дикости, а может, и про временность советского режима".
Не нравилась она мне ...
Нет рядом этих небольших полотен, но как же они мне понравились и как я была удивлена их небольшому размеру.
Нашла пока одну:
http://artmonstr.ru/wp-content/uploads/2011/07/salvador_dali_dream_caused_art_print.jpg
http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA&rch=l&fr=web#w=797&h=573&s=95883&pic=http%3A%2F%2Fdreamworlds.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2008-09%2F1220389515_9.jpg&page=http%3A%2F%2Fdreamworlds.ru%2Fintersnosti%2F4519-khudozhnik-salvador-dali-sjurrealizm.html&descr=%3Cb%3E%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%3C%2Fb%3E%20%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%3Cb%3E%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B8%3C%2Fb%3E%20%28%D1%81%D1%8E%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%29%20|
и
http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA&rch=l&fr=web#w=800&h=1040&s=194669&pic=http%3A%2F%2Fkartin.net%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimagecache%2Foriginal-image%2Fpaintings%2Fdali_salvador%2Fthe_madonna_of_port_lligat_first_version.jpeg&page=http%3A%2F%2Fwww.kartin.net%2Fpainters%2Fdali-salvador%2Fmadonna&descr=%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%E2%80%94%20%3Cb%3E%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B8%3C%2Fb%3E%20%D0%A1%D0%B0%D0%BB%...
о соматических проявлениях вы не можете знать. что нельзя сказать об эмоциональных
да и не назову её красивой. если только - холодной красавицей
Комментарий удален модератором
и даже за тех - кто не знает о её существовании)
спасибо!
Матисс- очень не простой. Его нужно знать и понимать, я в этом не сведуща.
Ладно... мы ж ни об этом )
как весело ))
Вот так всегда, честность вызывает веселье. ))
это часть и моих мыслей тоже)
я думаю. что он так играл с собой ...
в его живописи без самоиронии не обошлось)))
До этого его живопись представлялась здесь разной и портретов было минимум.
Извините!
сразу остановиться... ))
Она с полна оправдала его выбор и доверие.
Из всех его работ, пожалуй "Красные рыбки" нравятся больше других. Пожалуй, еще "Лидия -одалиска"
Потом она несколько раз все же приезжала в Советский Союз — привозила очередную партию работ Матисса, разбирала его архив. А после кончины Матисса обратилась к нашим властям за разрешением вернуться на родину.
В этой просьбе ей было отказано. А ведь в то время в наших лучших музеях уже лежало подаренное ею целое состояние! Что говорить — в Пушкинском музее, например, стоит скульптура, выполненная Матиссом еще в молодости, так, чтобы купить ее, Делекторская за полцены продала свою квартиру, с условием, правда, что достанется она покупателям после ее смерти.
Вот так ответили наши чинуши на её доброту.
"Я была апатридом, не имеющим французских корней и потерявшим их на родине, которую я по-прежнему очень люблю. Тогда меня обуял порыв братских чувств по отношению к России. К примеру, мне очень хотелось послать туда огромный букет цветов. Это, увы, невозможно, а жаль.
И мне неожиданно пришла в голову мысль: купить у Матисса несколько лучших рисунков, пусть даже ценой самых неразумных долгов, и отослать этот драгоценный и, если так можно выразиться, неувядаемый (по сравнению с цветами) подарок московскому музею, где, без сомнения, знают Матисса.
Прочитав мое робкое послание, Матисс не выказал никакого удивления, выразил свое согласие с самим принципом и попросил показать ему отобранные мною рисунки. Он одобрил мой выбор, но за ту же цену семи работ отдал мне еще один рисунок в качестве "подарка". Таким образом, в завуалированном виде он понизал ту цену, на что я, учитывая категорический тон моего письма, ни под каким видом бы не согласилась.
Я получила благосклонный ответ...
Таким было начало.
Интересны твои изыскания. Столько нового.... Спасибо тебе, Это ведь и труд большой....))
У этой женщины в России никого не осталось,но она хотела умереть на Родине.Прах перенесли в Павловск,а могила написано,что затеряна.Подарки принимать любят,а благодарить забывают.
Алина, дай мне ссылку на Левитана, не могу найти....
Спасибо.
Кто рядом с его картинами - у того жизнь долгая )
Она жила до 1998 года вроде. в 88 лет.
В Париже в 90-е годы, заходя на центральных улицах в магазины, я на английском спрашивала продавщиц о товаре ...
Хотя мне сложно их назвать продавцами, как минимум директора магазинов или даже хозяйки ...
Так вот ... эти дамы мило отвечали по-русски ...
Я открывала рот и глаза ... они улыбались...
Все женщины были элегантны, ухожены и за 55 лет явно, а то и старше.
Я думаю, что и Лидия могла бы быть на их месте ... но не могла быть, по причине своего возраста... а так ...не вижу никаких препятствий для такой деятельности.
Благодаря Делекторской в Эрмитаж попали 2 картины Анри Матисса , где запечатлена сама Лидия Николаевна - это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея. Большой интерес на выставке вызывают также скульптурные работы Матисса, созданные в 1920-е годы.
Так вот, захожу в магазин шляп и платков и пытаюсь спросить про цены, т.к. их нет на изделиях, а мне статная женщина лет 55-60 отвечает на русском ...
Также и в др. магазине по продаже одежды ...
Это были небольшие частные магазины, но в самом центре Парижа.
Явно их хозяевами являлись русские.
Нина, я так с самого начала поняла в первом сообщении про фантазию..
А вот потом , смутило - Делекторской .. )))
Это ж фамилия Лидии )))))))))))))))
Когда же я добирусь до Парижу ))
Комментарий удален модератором
Смотри, потом удалю, а то ни в тему вроде как ))
Это широкая улица Rue Saint-Antoine
Около центра Пампиду
Сам Центр Пампиду, огромные очереди
там еще париж...
я устала сейчас их вставлять
нужно Алину подбить тему создать...
или сама про Париж выставлю фото.
Комментарий удален модератором
Матисса, к сожалению, тоже не понимаю. Особенно "Танец".
История Лидии, — писал по этому поводу Даниил Гранин, тоже прекрасно знавший Делекторскую, — это история любви к Матиссу и история любви к России. Изгнанная из нее, отверженная, она тем не менее отдает ей то, что могло бы обеспечить ей безбедную жизнь, более того — со всеми радостями комфорта. Не говоря уже о памяти — она же расстается с дорогими ей творениями, теми, что создавались у нее на глазах, — тем не менее они будут спрятаны..."
"История Лидии, — писал по этому поводу Даниил Гранин, тоже прекрасно знавший Делекторскую, — это история любви к Матиссу и история любви к России. Изгнанная из нее, отверженная, она тем не менее отдает ей то, что могло бы обеспечить ей безбедную жизнь, более того — со всеми радостями комфорта. Не говоря уже о памяти — она же расстается с дорогими ей творениями, теми, что создавались у нее на глазах, — тем не менее они будут спрятаны..."
Ну хорошо, Колчак — это враг советской власти, Ежов якобы враг народа, а французский-то художник здесь при чем? Что такое космополитизм и как он выражается в живописи?!
Между прочим, даже "Большая Советская Энциклопедия" характеризует Матисса как "видного французского живописца и прогрессивного общественного деятеля". И все равно — получите на память от нас клеймо!
Учитывая то, что почти все время я посвящала Матиссу, у меня даже не было возможности тратить свое вполне достаточное, но и не очень высокое жалованье, — рассказывает Лидия Николаевна. — Я не кокетка. Большую часть жизни я проводила в рабочем костюме, не сходила с ума от золота и драгоценностей, и мне не нужно было содержать престарелых родственников, которые взяли меня к себе, когда я осталась сиротой, и дали мне образование. Благодаря этой невольной экономии мне удалось приобрести произведение, о котором я ужасно мечтала — догадайтесь, почему? Порой, выпрашивая зарплату вперед, я залезала в долги на целые месяцы, но с первого же года нашего знакомства Матисс знал, что, даже в самых неблагополучных обстоятельствах, я всегда возвращаю долги, что долги и просьбы о выплате жалованья вперед с моей стороны не жульнический трюк, на который я иду в надежде, что это забудется и простится. Он понимал, что необходимо иметь что-нибудь "для себя", и если произведение будет подарено, то оно утратит часть своего очарования, ведь это уменьшит мою горделивую радость от обладания им.
"
"4 октября 2005 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Дар бесценный. Посвящается Лидии Николаевне Делекторской. Живопись, скульптура, рисунки, эстампы, книги». Выставка представляла собой произведения Анри Матисса, переданные в дар Эрмитажу Л. Н. Делекторской, и насчитывала более ста экспонатов из собрания музея
Те, что у Матисса зарабатывала что ли?
Не понимаю. Впрочем, я с удовольствием смотрю на его картины, как с удовольствием смотрю работы учеников. В противовес Матиссу я сейчас помещу в клуб свою старую статью о Наде Рушевой
Она не владела цветом , но в рисунках с Матиссом у нее есть что-то общее.
А , может , его душа жила в этой девочке?
Знаете, Аля , в искусстве есть игра, второй раз говорю : раскрутка.
Публике начинают внушать , что АА. - гений . И для признания этого нужны только деньги. А далее - как в сказке про голого короля.
Вот и появляются гениальные картины всех времён и народов - "Чёрный квадрат"
А кто-то ( масоны, евреи,иллюминаты... кто там ещё из кукловодов? ) посмеиваются в усы , наблюдая нашу глупость и стадность... Овец всегда ведёт матёрый козёл.
И этим пользуются, к сожалению, крысоловы с дудочкой.