«Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет»Босх. СТОГ СЕНА.
На модерации
Отложенный
Хочу обратить ваше внимание на одну из вершин творений Босха
"ВОЗ СЕНА" 1500-1502г
Триптих мне понравился своим моральным аспектом,он очень подходит для нашего времени.
НЕ мы ли с вами идём за этим возом,чтобы и себе урвать немного сена из копны?
Триптих Воз сена.Босх.
Прежде,чем приступить к анализу,хочу вернуться к
МОРАЛЬНОЙ АЛЛЕГОРИИ КАРТИНЫ
В нидерландской народной песне (около 1470 г.) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например, остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто.
Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в. «сено» несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман», а выражение «отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его
ВНЕШНИЕ СТВОРКИ ТРИПТИХА
На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) — Странник, идущий по дороге.
Мы видим скромную скромную, почти будничную сцену: устало бредет по дороге истощенный оборванный странник,с плетёным коробом за спиной; зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу.
Слева внизу лежат череп и груда костей; по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка; мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся.
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом — на нём было принято выставлять тела казнённых преступников.
Путь станника пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Возможно, картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу:
Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет.
Мы видим на фоне пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него.
За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием
Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны
Рассмотрим картину в деталях. В левом нижнем углу повидавший жизнь старец говорит своему внуку: вот мир.
На переднем плане на лиловой площадке мирная компания: традиционная пара беседующих «святых», это Елизавета с мальчиком у ноги и Мария с младенцем, которого моет служанка. Таз и кувшины с водой, как символы чистоты, очищения. Здесь же поросенок, но не знак обжорства и нечистоты, а домашнее животное, предназначенное для еды. Об этом говорит и насажанная на вертел жарящаяся свинья. Висящая сбоку рыба должна значить еду материальную и знак христианских добродетелей в стародавние чистые, безгрешные времена.
О мире и покое говорит свернувшаяся у костра спящая собачка. На краю этой площадки, на фоне расширяющейся направо темной стены разворачивается мир греха, обмана и обжорства. Справа в кресле восседает аббатиса необъятных размеров и жирным лицом. В руке стакан вина.
Притворно богомольная монашенка, другая несет где-то ухваченный клок сена, третья -набивает сеном мешок, четвертая развлекается с волынщиком. «Видимо, рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви», - умилительно пишет.
Безусловно, судя по размерам аббатисы, не уступающих мешку.
Вверху, на белом облаке в холодном синем небе обнаженный Христос в красной накидке сзади, с державой в одной руке и с крестом в другой, в желтом ореоле испускает белые лучи вниз.
Затем синее небо сменяется светлой полосой, а дальше простирается темно-синяя, в фиолетовое (повторяя небо) полоса холодного гористого безжизненного ландшафта земли и, наконец, земного рая на сене
Расположившаяся на возу компания «беспечных баловней судьбы» заслуживает пристального внимания. Они расположены на возу, - имеют все блага жизни в достатке. Находятся выше линии реальной жизни, на холодном пустынном фоне первых дней творения, безлюдной земли.
Как раз в центре его расположено древо познания добра и зла, около которого разыгрывается на наших глазах как бы библейская сцена современных Адама и Евы.
Атака, естественно, ведется на розовую Еву. Справа от нее музицирует сатана, принявший вид безобразного серафима, слева - дает урок черно-красный знаток музыки, одеянием похожий на жуликоватого лекаря с переднего плана.
Молодой человек сидит с лютней в ногах у девушки. Ангел в подчеркнуто умильной, набожной позе за спиной нового Адама просит Бога укрепить его силы. За деревом соглядатай с кувшином - сосудом грехов и сам такой же сосуд. Вся эта нежная сцена рая на земле говорит, что, даже имея все богатства мира, невозможно противиться взаимному влечению молодых и не впасть им в грех.
Далее - воз сена, а вокруг монахи и монашенки, воины в шлемах, крестьяне, ремесленники, мантии ученых - все колошматят и убивают друг друга, пытаются ухватить руками, вилами, крючками с повозки клок сена, а захваченное - отнять друг у друга.
За стогом чинно шествуют папа, король, император и их приближенные. Дело не в том, что в силу своего положения они обеспечены всем. Художник утверждает, что эти люди свободны от греха корысти: они не рвут сено со стога и не душат друг друга. Художник соотносит их с безгрешными Елизаветой и Марией.
Воз увлечет за собой в ад только тех, кто добивается благ неправедными путями. Сено везут всякие страшилища, но наиболее полно выписаны огромные крыса и рыба: непристойность, распутство, лжепророки - грехи, сопутствующие корысти.
ЛЕВАЯ СТВОРКА
Грехопадение Адама и Евы.
Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.
Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея — это дьявол, искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. В сцене с Архангелом Ева стоит, отвернувшись от врат Рая, словно готовясь принять свою земную судьбу или, может быть, прозревая цепь будущих последствий первородного греха.
Силы добра представлены Христом на небесах и единственным ангелом за спиной нового Адама в качестве пассивного лица - просителя за него перед Христом. Получается, что силы добра в человеке в борьбе с искушениями могут опереться только на собственные силы.
ПРАВАЯ СТВОРКА-Это изображение Ада.
Это огромная промышленная зона, технически оснащенная всеми орудиями мук.
В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это круглое сооружение выглядит пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, — от этого и предостерегает Босх род человеческий.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XII в. ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ.
Один из эпизодов — переход через мост — фигурирует в качестве одного из мотивов и на картине Босха. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем, вероятно, и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа.
Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
ВЫВОД
Странник и мудрец говорит: «Чтобы понять жизнь, нужно самому соприкоснуться с реальностью, на себе испытать ее беды. Человека осаждают всяческие соблазны, но только в его собственной власти устоять, не впасть в грех и уже здесь, на земле, не расплачиваться за содеянное муками душевными и физическими»
Присмотревшись к героя этого триптиха нашла так много общего с современностью.
Как много у нас баловней судьбы. Им не нужно бороться за сено на возу,они чинно шествуют в сторонке. Воз и так принадлежит им.Это всем остальным нужно копошиться и драться за место под солнцем.
Источники.
http://nearyou.ru/bosch/seno.html
http://www.artniderland.ru/n-bosch/seno.php
http://www.pureinsight.ru/content/view/1710/46/
http://www.russian-globe.com/N51/Sandomirsky.Bosch.VozSena.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Комментарии
Вот эту стену занимают мои книги по историческом материализм когда я ещё трудмлся на философском фкультете МГУ... Следующая стена труды дуалистически престроечного преиода..
А вот здесь я прозрел- это всё мои Богословские трактаты...
Корреспондент- А о чём Вы думаете глядя на эту уйму книг???
Прфессор.. Мечтательно... первый курс....., картошка... Я и Катька с филфака на стогу..... длинная пауза лицо профессора озаряет неземная улыбка радзинского....
Корессподент ну.. и..
Профессор а сено такое мягкое..
Долгая пауза, улыбка...
Корреспондент ну... и...
Прфессор ну взять бы все эти книги да Катьке под жо** подложить!!!!
Комментарий удален модератором
Толи дело картины в стиле соцреализма..))
Комментарий удален модератором
Но добавлю от себя-все знатоки живописи,в ней не понимают еще больше.
Комментарий удален модератором
Думаю,что это и есть задумка художника.Но точнее нужно начинать со странника,который должен разобраться из соблазнами на своём пути .
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Модераторы тут есть? Удалите пожалуйста комменты неадекватов, которые постят всякую ерунду вообще не по теме.
Но в конце мы не можем понять,кто же победит.Все его символы и аллегории очень подходят любой эпохе,потому что люди не меняются.
Необычность Босха поставила его отдельно от других голландских художников . Его уникальный, поразительно свободный стиль с его незабываемо яркой символикой остается неповторимым по сей день.Даже при жизни многие художники пытались его копировать.Особенно мне нравится Брейгель.
На левой створке – Райский сад,
Змий и грехопаденье*.
Воз сена** – в центре, прямо в Ад
Свершается движенье.
И демоны тот воз влекут.
За сено люди бьются:
Греша, его клочками рвут,
Кричат, визжат, дерутся***.
Всё ближе к Аду этот воз –
Движенье ускоряет.
За суетой людской Христос
Печально наблюдает,
Не прерывая кутерьму...
Его не видят люди,
Лишь Ангел молится Ему
И думает о чуде...
Грехи людские показал
Босх, грешников мученья,
А справа Ад нарисовал
И Башни**** воздвиженье.
Мятежниками Адский труд
Закончен будет вскоре,
Когда... восставшие падут
На левой створке в море!..
"Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.
Такая продуктивность просто поражает.
Прошло 500 лет, но и сейчас актуальна идея картины:" Жадность, желание обогатиться без труда порождают разногласия, насилие, убийство, разврат, обман и ведут человечество к разрушению.
Может поэтому его картины продолжают интересовать многих.
Можно только пожелать им дальнейших успехов!
Сумбур у многих россиян в головах, относящих понятия талант и успех к воровству. причем именно у них! У которых ничего не было и прежде, чем эти миллионеры сработали на 5-ку!
Жизнь штука тонкая что не каждому понятно...
Что для театрала роль актёра - то для меня созерцание картин: люблю, знаете ли, созерцать часами. И вот такие аннотации для меня очень интересны, т.к. самому Бог не дал таланту понимания глубины замысла художника. Спасибо.
Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё, что они хотят и сколько хотят, они берут силой власти.Мы видим,что воз сена-это и есть все жизненные блага.
"Ниже — простой народ. Кто с вилами, кто с лестницей... И вот, уже драка! Жадность породила насилие. Человек с вилами пытается защититься от нападающего с ножом. Лежащему на земле — приставили нож к горлу. Монах отчаянно сдерживает женщину, избивающую другую.
Рядом с дорогой — сцены обычной жизни. Они говорят, что те, кто не участвуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают внимания на происходящее.
А сзади, заметили церковников, и богачей,которых совершенно не волнует,что делает народ,воз с сеном-это их собственность.
Босх для того времени был образованным человеком.
Комментарий удален модератором
А Хеда,Рембрант-это совсем другое.К ним мы ещё вернёмся.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
http://maxpark.com/community/6782/content/1470621
Несомненно очень интересный художник,но в сравнении с Босхом немного мрачноват.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я никогда не комментирую политические статьи. Заходите смело,читайте,можете даже не комментировать.Я равнодушна к рейтингу.Так что будем просто общаться и делиться мнением.
Без пояснений с картинами Босха разобраться трудно.Босх создает для нас новый мир, о большей части которого можно только смутно догадываться. Многоплановость его творений, глубина постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений делают его искусство бессмертным.
Я всегда восхищался Босхом, но после рассказов Алины, я стал думать о нём.
Его заслуга ещё и в том,что он высмеивал пороки корректно,никого лично не обижая. Эти люди на его картинах могли быть с какой угодно эпохи.У них лица очень похожи.Его картины похожи на театральный спектакль жизни.
И Ян Янович знал всех крупных книголюбов, которые собирали книги по живописи. Ян Янович познакомил меня с одним коллекционером гравюр и репродукций и почтовых открыток с произведениями Босха. Я тогда удивлялся : разве возможно на открытках репродуцировать картины Босха. Вот у этого коллекционера я видел большие репродукции произведений Босха. ,
А вас, уважаемая Алина, благодарю за бескорыстный подвижнический труд!
Сейчас его картины широко используют в дизайне. Они яркие и красочные.
Спасибо за прекрасный анализ произведения, Алина!
"Именитый мастер" - так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и по крайней мере в течение целого столетия не убывала: искусство мастера нашло ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании."
Босх умел заглянуть в душу человека .Удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.Но ,а фантазия его просто не знает аналогов.
Жалко не умею вставлять картинки.
Воз, везти, двигаться, движение, динамика, … ,
Процесс движения, как сама жизнь, его направленность, хаотичность, скорость, ритмика, временность состояния, …
А если Стог сена? СТОГ … - это стояние, неподвижность, статика, …
Уже потеря движения, динамики, которая без сомнения присутствует в картине Босха!
И, на мой взгляд, должна быть осмыслена для правильной трактовки триптиха Босха «ВОЗ СЕНА».
Сложно полностью осмыслить этот триптих.Другая эпоха,другое мировоззрение.
"ЭЛИТА для ЭЛИТЫ" - у меня это зовётся ТАК!
- полтора!
Босх - для элиты общества.
Восхитительно!
Но общество пребывает в бака-ёке.
Уровень его просвещённости вряд ли когда приблизится к "босховскому"