Холодная оборона. Участники НАТО конфликтовали друг с другом, но все-таки договорились считать РФ врагом

На модерации Отложенный

Завершившийся неделю назад лондонский саммит НАТО проходил не совсем необычно: на нем прозвучало много взаимных упреков и было высказано много сомнений касательно дальнейшего развития. Демонстрация атлантического единства не удалась. Французский президент Макрон начал задавать хоть и риторические, но не вполне удобные вопросы в духе “С чем и с кем борется альянс? Кто наш общий враг? Какие у нас общие темы? Что делать после развала Договора о РСМД? Является ли РФ нашим врагом?” и т.п. Дополнительное смятение в ряды союзников внесло ноябрьское заявление Макрона об отсутствии координации между Европой и США: “То, что мы сейчас переживаем, – это смерть мозга НАТО”. Комментируя слова о смерти мозга, турецкий президент Эрдоган предложил Макрону проверить свою голову, что вызвало дипломатический скандал на уровне посольств.

На этом фоне потеряла изрядную долю актуальности разработанная в последние десятилетия стратегия реформирования НАТО: добиться абсолютного доминирования в военной, технологической, информационной, экономической и прочих сферах, получить контроль над мировыми ресурсами и жизненно важными коммуникациями. Эти задачи планировалось решить за счет превращения альянса в инструмент глобального военно-политического вмешательства в интересах Запада при лидирующей роли США. Однако тут вышла осечка. Тем не менее, участники саммита объявили космическое пространство оперативной сферой НАТО и заявили о намерениях укреплять способность готовиться, сдерживать и защищаться от гибридных действий, подрывающих устои.

Напомним, что в соответствии с директивой саммита НАТО от 2014 года все члены блока должны достичь целевого показателя расходов на оборону в 2% ВВП. Кроме того, было решено защищать свою критически важную инфраструктуру и обеспечить допуск в сети 5G только заслуживающих доверия поставщиков телекоммуникационных услуг и оборудования. Однако многие европейские страны, несмотря на давление США, довольно благосклонно наблюдают за активной политикой китайского производителя телекоммуникационного оборудования Huawei по развертыванию в Европе сетей пятого поколения.

Американского президента Трампа возмутило, что в текущем году лишь девять союзников будут соответствовать установленному уровню расходов, а большинство обещают сделать это только к 2024-му. В Германии склонны понимать решение о наращивании расходов как цель, к которой необходимо двигаться и пока расходуют на оборону около 1,39% ВВП. Французы также не спешат увеличивать взнос в бюджет НАТО и вообще считают тему перераспределения финансового вклада абсолютно второстепенной. Американцы же продолжают политику выкачивания средств из союзников. Накануне саммита внушительную финансовую подпитку оборонно-промышленному комплексу США обеспечила реализация двух проектов военно-технического переоснащения НАТО. По программе “Наземное наблюдение альянса” на авиабазу “Сигонелла” в Италии в ноябре был переброшен первый из пяти заказанных в США дистанционно управляемых БЛА AGS NATO RQ-4D. Стоимость одного самолета-беспилотника – около 190 миллионов долларов плюс затраты на наземное оборудование.

Кроме того, в ноябре альянс подписал с американским “Боингом” контракт на миллиард долларов на модернизацию 14 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС-НАТО, срок службы которых продлен до 2035 года.

Саммит поддержал линию на формирование у ЕС действенных средств для обеспечения своей безопасности во всех возможных случаях, в том числе на периферии. При этом США и НАТО стремятся удержать под контролем действия европейцев, которые во все большей степени делают ставку на достижение стратегической автономии, затрагивающей фундаментальные вопросы политики ЕС в сфере обороны. В 2017-м году в структуре ЕС были созданы Европейский оборонный фонд, Постоянное структурное сотрудничество, регулярно выпускается скоординированный доклад по обороне. Характерно, что 55% немцев хотят, чтобы Европа защищала себя без помощи США, а 48% выступают за вывод американских войск из Германии.

Интегратором всех усилий по трансформации НАТО были объявлены стратегия сдерживания РФ и проведение политики “активной обороны”, острие которой направлено на восток. Главный акцент в военных приготовлениях НАТО делает на Калининградской области, Черном и Средиземном морях. Противодействию надуманным гибридным угрозам в этих и некоторых других районах, в частности на южном фланге, в Восточном Средиземноморье и Арктике, альянс будет уделять особое внимание.

С февраля по май 2020 года в Европе запланированы беспрецедентные комплексные учения “Защитник Европы-2020” с участием 37 тысяч военнослужащих из 18 государств. Основной целью названо поддержание боеготовности и сдерживание потенциальных врагов. География учений - Германия, Франция, Голландия, Польша, Эстония, Латвия, Литва - их замысел и размах не оставляют сомнений в их направленности. Основным участником учений с американской стороны станет 1-я кавалерийская дивизия из Форт Худ в Техасе. Это одна из шести тяжелых дивизий СВ США, имеющая на вооружении танки “Абрамс” и БМП “Брэдли”. Военнослужащие этого соединения уже выполняли в Польше задачи усиления восточного фланга НАТО. Через Атлантический океан будут переброшены 20 тысяч американских военнослужащих, 20 тысяч единиц вооружения и военной техники, а также множество органов управления и подразделений обеспечения для четырех бригадных групп. Уже сейчас между Варшавой и Пентагоном ведутся переговоры о том, чтобы часть сил и средств после учений осталась на территории Польши.

Поляки весьма охотно берут на себя выполнение отведенной им Вашингтоном “исторической миссии” служить плацдармом и ударной силой вначале против СССР, а затем против РФ и Белоруссии. Какой будет судьба Польши в случае масштабного военного конфликта в Европе, ее нынешних руководителей не волнует. В целом же встреча лидеров НАТО в Лондоне прошла в обстановке, которую можно назвать самой напряженной и тревожной за последние 30 лет, минувшие с фактического окончания холодной войны. Причем все трудности были созданы прежде всего неудачными решениями самих же членов альянса.