Крымчан ждет трагическая страница в истории.

На модерации Отложенный

Крым. Вода. Предопределенность. Окончание. Часть 4. Финальная, трагическая, экологическая.

Крым - это остров. Засушливый пустынный остров, плавающий в соленом море. Соленое море не только омывает его со всех сторон, оно находится внутри острова в нижних горизонтах подземных вод.

Тысячи лет немногочисленные пресные осадки, просачивающиеся в почву, боролись с рассолами, пытаясь их вытеснить и размыть. И тысячи лет рассолы побеждали, проникая к самой поверхности почвы и выпадая на ней солончаками. Огромный солончаковый засушливый остров. Весной солончаковые степи, благодаря весенним водам и первому нежаркому солнышку преобразовывались в море степных трав, но уже к лету все усыхало и увядало, степь становилась выжженной и безжизненной.

 Так было до момента, когда в Крым пришел Северо-Крымский канал. Пришел с 20% объема годового стока реки Днепр, пришел с гигантской ирригационной сетью и технологиями массового непрерывного пролива почв. Вы думаете, канал строили для того, чтобы напоить крымчан или чтобы развить туризм Южного Берега? Ха-ха три раза.

Титаническая программа имела своей главной, основополагающей целью изменение природного ландшафта, преобразование солончаковой степи в регион со средиземноморской климатической нормой пролива почв пресной водой. Миллиард кубометров воды в год. Год за годом, десятилетие за десятилетием. Солончаки отступили, рассолы, сформировавшимся постоянным подземным куполом пресных вод, были отжаты до подземных горизонтов, уже никак не влияющих на вегетацию любых видов растений.

Приехали десятки, сотни тысяч людей, заселили новые поселки, построили новые заводы. Потому что нужно было кому-то работать на земле, а кому-то - на новых заводах, а кому-то - развивать сферу обслуживания.

И вот рубильник под названием Северо-Крымский канал выключили. И вся гигантская модель искусственного природомоделирования и природопользования в один момент исчезла, перестала быть. Просто потому, что все в этой модели держалось на том самом миллиарде кубометров днепровской воды, которая меняла весь природный и, как следствие, социально-экономический ландшафт Крыма. Ибо.

Никакое капельное орошение на солончаках невозможно. Никто не будет жить в почти 800 сельских поселках степного Крыма, когда там не будет работы. Никто не сможет жить в городах, в которых остановились предприятия без воды. Никакое государство не будет обеспокаиваться проблемой водоснабжения умирающих поселков и городов. Возврат Крыма к своему естественному состоянию пустынного засушливого острова, покрытого солончаками, предопределен. Искусственные факторы исчезли, природа возвращается.

 Полагаю, что все специалисты-гидрогеологи, в том числе и местные, крымские, никаких иллюзий по поводу будущего не питают. Почему молчат? Почему-почему... Потому. Нас ждет вскоре драматическая, а, возможно, и трагическая страничка в истории Крыма, когда миллионы судеб будут изломаны и безвозвратно изменены. Спасибо за внимание. Та Которая