Приговор шпиону Кохверу стал сигналом для многих

Приговор шпиону Кохверу стал сигналом для многих
 Министр Великобритании по делам Европы Дэвид Лидингтон (справа) призвал Москву немедленно отпустить эстонского шпиона Эстона Кохвера (слева)
 

Евросоюз, США и НАТО требуют от России освободить эстонского шпиона Кохвера и, скорее всего, добьются своего: обмен «особо важными» заключенными – распространенная практика. Другое дело, что приговор сотруднику КаПо в любом случае станет сигналом для многих. Причем речь идет не только об Эстонии или обобщенном Западе.

 
 

Приговор эстонскому шпиону Эстону Кохверу вызвал весьма бурную реакцию в мире, ровно обратную довольно вялым комментариям по поводу его задержания. Накануне возмущались Евросоюз и НАТО, в четверг подключился Госдеп. «Мы призываем Россию немедленно освободить Кохвера», – передает РИА «Новости» слова официального представителя Госдепартамента Джона Кирби.

 

<cite>«Шпион Кохвер в российской тюрьме, скорее всего, не задержится. А вот предателям может и не повезти»</cite>

Напомним, как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, сотрудник КаПо (эстонская спецслужба, объединяющая в себе разведку, контрразведку и госбезопасность, аналог советского КГБ) Эстон Кохвер был задержан в прошлом году на территории Псковской области. По эстонской версии, его захватили на территории Эстонии. Вскоре после задержания глава эстонской полиции и погранохраны (PPA) Эльмар Вахер и глава КаПо Арнольд Синисалу признали, что Кохвер действительно выполнял секретную операцию, не уточнив, в чем конкретно она заключалась, за исключением того, что речь якобы шла о борьбе с коррупцией, а не о шпионаже.

На пресс-конференции в сентябре прошлого года эстонские силовики, в частности, рассказали, что пограничники не охраняли в это время данный участок границы, создав тем самым для КаПо «окно», чтобы полиция безопасности могла провести свою операцию. По словам Вахера, задача подчиненных заключалась в «обеспечении успешности операции таким образом, чтобы не было технической слежки или патруля». На вопрос, не для того ли это было сделано, чтобы перевести кого-то через границу, офицеры заверили, что нелегальным завозом людей в чужие страны они не занимаются. Впрочем, ни одна спецслужба в мире не признает подобного.

Следствие продолжалось около года, и в результате эстонский офицер был приговорен к 15 годам лишения свободы за шпионаж (ст. 276 УК РФ), незаконное пересечение границы (ст. 322 УК РФ) и незаконную перевозку оружия (ст. 222 УК РФ).

После этого и начался вал возмущенных заявлений и призывов.

Летающие крокодилы

 

Европейские защитники Кохвера напирают на то, что он якобы был задержан на эстонской территории, а значит, о незаконном пересечении границы с его стороны речи быть не может, напротив, это ГРУ провело нелегальную операцию на территории Евросоюза.

Между тем версия КаПо очень напоминает старый советский армейский анекдот про солдата, который спрашивает у прапорщика: летают ли крокодилы? Прапорщик отвечает, что, конечно, нет, не летают. «А мне товарищ майор сказал, что летают», – парирует солдат. «Ну раз товарищ майор сказал, то летают. Но низееенько-низееенько», – вынужденно соблюдает субординацию прапорщик. Ради такого, действительно, можно поступиться законами физики и биологии.

Так вот, согласно заявлению пресс-службы КаПо, Кохвер был захвачен на расстоянии пары десятков метров от границы и всего лишь в нескольких метрах от физической линии эстонской стороны. «После взрыва дымовой шашки Кохвера силой, угрожая оружием, перетащили на российскую сторону границы. Потасовка, на которую официально ссылались как КаПо, так и прокуратура, продолжилась уже там», – говорилось в заявлении эстонцев. 

Понятно, что даже если бы происходившее фиксировалось на видеокамеру с включенным GPS-маячком, эти «несколько метров» все равно толковались бы по-разному.

Поэтому всерьез рассматривать версию о рейде спецназа ГРУ на территорию ЕС бессмысленно. Никаких документальных свидетельств этому нет, в отличие, например, от американского рейда в Пакистан с целью ликвидации Усамы бен Ладена и многих других зарубежных спецопераций американских, советских, европейских и израильских спецслужб.

В нынешней ситуации у российской стороны есть захваченный (и уже осужденный) шпион, а у КаПо – только голые слова и поддержка дипломатии ЕС и Госдепа. Которая в данном случае вряд ли сможет на что-то повлиять.

Разумеется, шансы на то, что Кохвер отсидит в России все положенные 15 лет, практически равны нулю. Шпионы, как правило, долго не сидят, рано или поздно их обменивают.

Знаменитая группа из десяти российских разведчиков в США, в которую входила Анна Чапман, напомним, была обменяна на четверых российских граждан, обвиненных в шпионаже. Самым известным в этой группе был ученый Игорь Сутягин, ныне работающий в британском Королевском Объединенном институте оборонных исследований (RUSI).

 

 
Самыми известными российскими заключенными в США сейчас являются бизнесмен Виктор Бут и летчик Константин Ярошенко. Возможно, что речь пойдет об обмене на кого-то из них. Но возможно, что Кохвера обменяют на кого-то менее известного.

Скорее всего, после вынесения приговоров режиссеру Олегу Сенцову и наводчице Надежде Савченко их тоже на кого-то обменяют. Этой шпионско-дипломатической традиции сотни, если не тысячи лет, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы во втором десятилетии XXI века ситуация кардинально изменилась.

Эстонская угроза

Активная разведывательная деятельность Эстонии в Псковской области связана не только с географическим фактором – 270 километрами общей границы. В период между Первой и Второй мировыми войнами русский город Печоры, в котором находится один из известнейших и красивейших православных монастырей, входил в состав Эстонии. Таллин усиленно эстонизировал город – уже к середине 30-х годов население, бывшее до революции этнически однородным, стало смешанным, причем с преобладанием эстонцев. В 1937 году закрылось русское отделение гимназии.

Передача Печорского района в состав РСФСР завершилась только в 1957 году, позже перехода Крыма в состав Украины. Разумеется, после обретения Эстонией независимости в республике поднялись голоса о том, что хорошо бы вернуть «незаконно» отобранные Печоры. Двусторонний договор о границе был подписан в 2004 году, но в ходе ратификации эстонский парламент включил в документ ссылки на Тартуский договор, согласно которому Печорский район принадлежал Эстонии, а также на Декларацию о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 года, где содержались утверждения об «агрессии Советского Союза против Эстонии» в 1940 году. Россия тогда отозвала свою подпись, новый договор был подписан только 18 февраля 2015 года – в день, когда начались кровавые столкновения в центре Киева.

На протяжении всех лет независимости Эстония выдавала свои паспорта жителям Псковской области, сумевшим доказать, что их предки жили, работали или имели хоть какое-то отношение к территории Печорского района с 1919-го по 1940 год. Точное число псковичей с эстонскими паспортами неизвестно, однако в самом Печорском районе эстонские паспорта есть у заметного числа жителей, некоторые источники говорят, что «эстонцев» в районе больше половины – около 10 тысяч человек.

Людей, получающих эстонские паспорта, с бытовой точки зрения сложно осудить – это безвизовый въезд в большое количество стран мира, а также возможность избежать службы в российской армии. А вот с точки зрения государственной безопасности наличие заметной группы граждан откровенно враждебной к России страны с нашей стороны границы, безусловно, вызывает серьезную настороженность.

Поэтому строгий приговор Кохверу – это еще и сигнал. Сигнал не только эстонским спецслужбам, продолжающим пытаться работать в Печорском районе, как у себя дома, но и тем россиянам, кто полагает эстонское гражданство и контакты с эстонскими спецслужбами обыкновенным бытовым удобством.

Шпион Кохвер в российской тюрьме, скорее всего, не задержится. А вот предателям может и не повезти. Напомним, что Игорь Сутягин до обмена провел за решеткой 11 лет.

Источник: http://www.vz.ru/politics/2015/8/20/762043.html?р

7
114
2