Электронно-вычислительное доносительство

На модерации Отложенный  

В России разработана компьютерная программа, генерирующая доносы по «экстремистским» и «террористическим» статьям УК на основании поисковых запросов. 

К этому часу выявлено 10.000 «экстремистских материалов» (соответствующих различных пунктам Федерального списка Минюста, где сейчас учтено 4074 экспоната, включая нашумевший плакат с геепутиным). Сгенерированные по данным автоматического поиска доносы группируются по регионам и отсылаются в силовые структуры субъектов Федерации. В одну только Псковскую область направлено 97 доносов, из которых по состоянию на 11 апреля 49 принято к производству различными силовыми ведомствами. В частности, привлечение к ответственности псковского рокера Романа Неумоева за репост музыкального видеоролика на своей стене ВКонтакте — продукт деятельности этой самой волшебной софтины.

Вот как создатель генератора доносов объясняет полезность своего детища:

5 марта мы детально изучали аккаунты в соцсетях Акбара Джалилова — предполагаемого террориста—смертника, взорвавшего, по версии следствия, заряд в питерской подземке в минувший понедельник. Если бы мы отправляли данные о всех подписчиках такого рода сообществ в полицию, возможно, он не успел бы сомкнуть контакты детонатора, и в питерском метро жертв удалось бы избежать. Не могу для себя понять: доносы это или попытка спасти чьи-то жизни?

Думаю, излишне тут объяснять, что на одного Акбара Джалилова, который взорвался в питерском метро, в базе софтверных доносов приходится 9999 других пользователей ВКонтакте, которые тупо нажали на кнопку репоста, и более ни в чём предосудительном не замечены.

Составив заявления не на одного Джалилова, а на 10.000 совершенно случайных людей, программа не повысила, а катастрофически снизила шансы выявления именно того человека, который действительно планировал какой бы то ни было теракт.

Отличить завтрашнего террориста от какой-нибудь первокурсницы Патимат Гаджиевой, сдуру нажавшей на кнопку перепоста и отсидевшей за это год в СИЗО «Лефортово», чудо-софтинка не в состоянии. Она тупо заточена на кормление палочной системы сырьём для штамповки «экстремистских» и «террористических» дел за репосты, безо всякой оглядки на пожелание Верховного Суда учитывать контекст высказывания. Покуда Нил Джонсон в Университете Майами пытается разработать алгоритм, позволяющий максимально сузить круг подозреваемых в принадлежности к террористическому подполью, в России разработан алгоритм, принципиально не сознающий разницы между Акбаром Джалиловым, взрывающим метро, и Романом Неумоевым, осуждающим войну на Украине. Как не сознаёт этой разницы ни МВД, ни ФСБ, ни СКР, ни Минюст, ни наша замечательная судебная система.

Хорошая новость состоит в том, что программными продуктами можно заменить не только оперативников «Управления Э», топтунов из ДЗКС ФСБ РФ и их добровольных помощников. Следствие, государственное обвинение, районный и городской суд по делам о репостах тоже ведь можно заменить одной компьютерной программой, и разницы никто не заметит. Разве что меньше станет опечаток в судебных решениях.