Право “вето” как загнивший аппендикс

На модерации Отложенный

Совет чьей безопасности контролирует ООН?

 

Как известно, в ООН входит около 300 государств, включая такие микроскопические и экзотические, как Науру или Вануату. Возглавляет эту всемирную организацию, являющуюся прообразом мирового правительства, Генеральная Ассамблея и имеющий в основном представительские функции Генеральный секретарь, а в периоды между её, Ассамблеи, сессиями, всеми делами планеты Земля заправляет Совет безопасности, состоящий из 15 членов, из которых 5 – постоянные.
ООН была учреждена в 1945 году по итогам 2МВ для замены Лиги наций, фактически непризнанной США и исключённым из неё СССР. США так и не ратифицировали вступление в ЛН, а СССР, вступив в 1934, был с позором исключён из неё в 1939 за агрессию против Финляндии.
За истёкшие с 1945 годы ООН стала признанным коллективным международным инструментом для разрешения споров, конфликтов и выработки общих подходов к сложным проблемам.

Однако постепенно, как в любых долгоиграющих структурах, в ООН накопились проблемы и противоречия, снижающие эффективность её работы. В частности, это касается Совета безопасности. Постоянные члены СБ – США, Англия, Франция, Китай и Россия имеют право вето и поэтому фактически бесконтрольно владеют ООН.
В 1945-ом эти страны были главными победителями во 2МВ и их доминирование выглядело логично и даже пошло на пользу, обеспечив суд над главными военными преступниками Германии и Японии, развязавшими 2МВ.
Однако в настоящее время принцип вечного постоянного членства 5-ти государств из более чем 200 весьма мешает демократичности работы ООН, а сами постоянные члены, ввиду изменения баланса сил в мире, уже не отражают реальной картины взаимоотношений между странами мира.

Новые сильные игроки, например, Индия, Германия, Япония, Индонезия, Бразилия, Малайзия вполне обоснованно претендуют на лидерство в мире и, соответственно, в ООН.


Что касается России, то её роль в мировой экономике едва позволяет оставаться в G-20, не говоря уже о полном несоответствии критериям членства в G-8, что и привело её к исключению за Крым и Донбасс…
Да и юридически есть много вопросов. В частности то, что свою государственность Россия учредила в 1991 году с чистого листа, не сохранив преемственности от РСФСР, как соучредителя СССР в 1922 г., попросту говорит о том, что её преемственность от СССР и РСФСР является недоказуемой. Она даже, в отличие от Украины и Беларуси, не является учредительницей ООН. Так что если бы не ядерная дубина, нам пришлось бы удерживать это тёплое место нелегко.

Непростая история получилась и с КНР. Учредителем ООН в 1945 году был гоминдановский Китай, он и занял, как один из победителей во 2МВ, законно место в СБ ООН. Но затем правительство гоминдановского Китая проиграло Мао Цзе-дуну, вынужденно бежало на Формозу (Тайвань), а место в СБ вытребовало себе правительство КНР…

Так что для оздоровления неэтичной обстановки вокруг СБ требуется реформа СБ ООН. Или институт постоянного членства должен быть вообще отменён, или в постоянные члены СБ должны быть дополнительно введены реальные лидеры промышленного и социального развития, а это вышеназванные Германия, Япония, Индонезия, Бразилия, Индия, Малазия, а также ещё с десяток стран, наступающих им на пятки…
Да и само право вето как-то не смотрится в современном высокотолерантном мире, где уже давно не котируется наглый диктат в любых формах…
Предпочтительнее отказаться от права вето постоянных членов СБ ООН, заменив его для ответственных случаев мировой жизни квалифицированным большинством этих постоянных членов…