Прозаседавшиеся.

На модерации Отложенный

   Совет Евросоюза предпринял попытку договориться об отношении к России. Эта тема была заявлена на сегодняшнее заседание глав МИД ЕС, также было обещано опубликовать единую европейскую стратегию в отношении России. Итог — нет итога… Послы стран ЕС опять не договорились ни до чего.

   Высокое собрание в Брюсселе начало свою работу на фоне новостей о новом витке войны на Донбассе, инициированном силами хунты.

   Услышав, что на встрече глав МИД ЕС будут также обсуждаться возможности снятия санкций, Пётр Порошенко попросил старших не отменять санкции против России. «В этот раз не может быть никаких иллюзий о возможности урегулирования ситуации в Украине путём конструктивного сотрудничества с Россией. Нам не следует забывать уроки, выученные в недавнем прошлом», — листок с этим текстом от имени Порошенко разнёс некто перед заседанием по рядам собравшихся.

   Киев продолжает демонстрировать свою недоговороспособность. Лучшее, что получается у Порошенко, — это, прикидываясь жертвой, просить о продлении санкций, просить денег, обвинять Москву и делать вид, что воюет вовсе не он, а кто-то другой, отдавая приказы тяжёлой артиллерии расстреливать граждан своей страны. В пятницу утром, напомним, Пётр Порошенко в очередной раз никак не отреагировал на письмо от президента России Владимира Путина, в котором предлагался конкретный план отвода тяжёлой артиллерии обеим сторонам конфликта.

   В вопросе санкций соседей поддержала Литва. Но не из солидарности, а по-прежнему боясь близкого базирования российской армии. «Настоящий политический курс не должен быть изменён. Санкции не должны быть сняты. Нет оснований для снятия санкций, даже предлога для этого», — грозно говорил журналистам министр иностранных дел страны Линас Линкявичус ещё до начала встречи.

   Между тем, глава дипломатии Евросоюза и главный докладчик на совещании Федерика Могерини успокоила всех нервничающих — и Литву, и разносящих листовки украинцев, — сказав, что сегодня не станут принимать решения по санкциям в отношении России. В эту минуту где-то за 2 тысячи км от Брюсселя Порошенко, надо думать, выдохнул ещё на время.

   В целом же, ключевая идея доклада Федерики Могерини — восстановление конструктивного диалога с Россией по ряду вопросов и санкции не должны оставаться единственным инструментом для выстраивания отношений. Она предлагает рассмотреть возможность возобновления политического диалога с Москвой в деле борьбы с «Исламским государством» в Сирии и Ираке, по Ирану, Ливии, Северной Корее, Палестине и по уничтожению вируса Эбола. Содержатся и предложения по возобновлению сотрудничества в некоторых проектах в сфере энергетики, переговоров по визовому режиму, научным обменам.

   Все эти тезисы созвучны с недавним заявлением замглавы российского МИДа Сергея Рябкова. Он напомнил, что, рассуждая о санкциях, мировое сообщество должно вспомнить о тех преимуществах, которые даёт партнёрство, а не конфронтация с Россией.

   Что касается Москвы, то, напомним, ранее глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что Россия не будет обсуждать никакие критерии снятия санкций. «Мы санкции не вводили. Мы не начинали эту санкционную спираль, которая раскручивается. Мы неоднократно говорили, что нам тут намекали не латвийские коллеги, а некоторые другие, давайте, мол, согласуем критерии, вы эти критерии выполните, тогда мы будем санкции снимать. Мы ничего не будем обсуждать», — сказал он по итогам переговоров со своим латвийским коллегой Эдгаром Ринкевичем.

   По словам Лаврова, санкции — это «абсолютно нелегитимные и контрпродуктивные меры, от них страдают все, в том числе и мы». «Но мы точно совершенно из этой ситуации выйдем, даже, я думаю, с плюсом, а наши европейские партнёры, которые на себе ощущают негативные воздействия санкций, должны делать выводы сами. Это их проблемы. Это не наши проблемы», — сказал он.

   Тем временем среди членов Совета Европы отмену санкций против России активно лоббируют Австрия, Венгрия, Италия, Кипр, Словакия, Франция и Чехия, сообщил агентству ТАСС источник в Брюсселе. При этом председатель Евросовета Дональд Туск заявил, что ЕС обратится к вопросу о снятии санкций в отношении России в марте этого года.

   А глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн пообещал, что страны Евросоюза «намекнут» России на нежелание продлевать действие санкций. «Сегодня мы дадим сигнал России, что мы не выступаем за дестабилизацию России, ни политическую, ни экономическую. Что мы хотим, возможно, обсудить сотрудничество с Евразийским союзом. Мы хотим также, по моему мнению, показать, что было бы лучше, если бы нам не пришлось продлевать действие санкций. Но это зависит от настроя и от положения дел по Минским договорённостям», — заявил Ассельборн.

   Но вообще Евросоюз недостаточно открыто ведёт себя по отношению к России и не проявляет готовности к обмену мнениями, заявил в интервью германской радиостанции Deutschlandradio Kultur представитель немецких социал-демократов в Европейском парламенте Кнут Флекенштайн. Он убеждён, что есть целый ряд вопросов, в обсуждении которых Европе следует стремиться к сотрудничеству с Москвой.

   «Сейчас самое время, чтобы поговорить о тех проблемах, которые мы могли бы вместе урегулировать и которые очень важны как для европейцев, так и для россиян. И мы не должны делать вид, что без активного диалога эти проблемы будут решены», — сказал европарламентарий. Среди таких вопросов, по его мнению, — конфликт на Украине, ситуация в Сирии, Ираке и Ливии. Кроме того, Россия играет весьма положительную роль в диалоге с Ираном, считает депутат.

 

   Разумеется, журналисты западных СМИ, не дожидаясь, когда Совет Европы придёт к согласию, тоже обсуждают, что нужно сделать с этой непокорной Россией.

   The Times считает, что сейчас не время предлагать президенту Путину «больше пряников и меньше кнутов». Газета советует главам МИД стран ЕС не вестись на предложение верховного представителя ЕС по внешней политике. Напомним, Могерини предлагает отменить ряд санкций. Издание уверено, что таким способом на Путина не повлияешь.

Надо непременно отдать российский Крым Украине. «Твёрдая приверженность санкциям — единственный надёжный способ принудить Путина переосмыслить его безрассудные действия на Украине», заключает издание.

   Редакция The Diplomat, в свою очередь, озабочена тем, что «поведение России при Владимире Путине напоминает едкую смесь нацизма и сталинизма». А тот факт, что большинство россиян одобряют своего лидера, настораживает ещё больше.

Главные вопросы газеты — «каким образом можно вернуть разум России? Должен ли Запад игнорировать или умиротворять путинский режим, или, наоборот, — нужно попытаться нейтрализовать его, изо всех сил способствуя его крушению?»

Редакция рассматривает несколько тезисов по вопросу «нейтрализации» России:

1. Не обращать внимания на Россию, надеясь на то, что она после поглощения русскоязычных анклавов, расположенных по периметру её границ, прекратит вести себя агрессивно и перестанет захватывать чужие территории.

2. Расширение блока НАТО было явлением контрпродуктивным, поскольку ослабило позиции российских западников и поспособствовало распространению путинизма.

Никто не сможет угрожать государству, которое продолжает оставаться ядерной сверхдержавой, однако инструментов для неядерного воздействия на Россию у Запада маловато.

3. Экономические санкции. Они больно ударили по Ирану, однако жёсткие режимы на них практически не реагируют и продолжают притеснять своих. Более того, если санкции обрушат Россию, то они не только ударят по некоторым западным компаниям, связанным с этой страной, но и вернутся на Запад бумерангом.

4. Международное осуждение и дипломатическая изоляция. Однако всё это почему-то не меняет политику Путина.

   Ну и, наконец, главная боль: дистанция между Россией и Западом отразилась даже в русской лексике. Психолингвисты отметили, что в 2014 году в словарный состав русского языка проникли гнев и ненависть. Так, в 2013 году в словарный состав русского языка вошло множество английских слов — «лайкнуть», «зафрендить»… Однако в 2014 году россияне включили в свой язык всего лишь два слова англосаксонского происхождения — «селфи» и «фейк». Зато было изобретено множество новых слов с враждебным оттенком, таких как «Крымнаш» и «псакнуть». Кроме того, россияне стали использовать такие обороты, как «гуманитарный конвой» и «вежливые люди».

   Тем временем провальная политика санкций находит своё продолжение в неистовых попытках Брюсселя найти новые механизмы давления на Москву, очередная инициатива европейских парламентариев — санкции в адрес сектора атомной энергетики России — ставит под угрозу безопасность Европы, пишет журнал EU Reporter.

   Отмечается, что ядерная безопасность Европы во многом опирается на компромисс, достигнутый Москвой и Вашингтоном.

   Идея использовать ядерный сектор как «поле геополитической борьбы» представляет угрозу скорее для Европы, нежели для России. Предыдущие волны санкций скорее «замаскировали» недочёты Запада, его недооценку российской политики, тогда как «ядерный гамбит» будет иметь серьёзные последствия и для Европы, и для всего мира.

   The Washington Post недоволен тем, что из-за санкций все поехали в Сочи, а курортные комплексы вокруг города не стали ненужными после Олимпиады. И вся эта ситуация «спасла постолимпийскую мечту Путина».

Издание с сожалением отмечает, что не только кризис «спас Сочи». Так как горные лыжи — удовольствие не для бедных, то некоторые решили отказаться от поездок в Европу именно по идеологическим причинам, ответив таким способом на санкции Запада.

И судя по поведению некоторых западных компаний, причины эти уместны. Британская компания, специализирующаяся на отдыхе в Швейцарии, перестала оказывать услуги российским туристам «из-за ситуации на Украине». Соответствующий пункт появился в договоре.

   Национальный офис по туризму Швейцарии уже заявил, что «это местечковая инициатива британской компании», которая не должна оказывать влияния на интерес российских туристов.