Короткое замыкание экономики или ЮКОС-2?

На модерации Отложенный

Громкие уголовные дела в нефтяной отрасли давно нас не удивляют. Но теперь силовики, похоже, взялись за электроэнергетиков. Сразу два уголовных дела с выходом на верхние этажи. Аресты в руководстве холдинга «Ренова», а также в высшем менеджменте «МРСК Волги» и «Ленэнерго».

 


Возникают параллели с прежними процессами. Поскольку владелец «Реновы» Виктор Вексельберг по данным Forbes еще в 2012-2013 годах был самым богатым человеком России, то неизбежен вопрос, не готовится ли ЮКОС-2?

Михаил Ходорковский тоже был арестован не сразу, сначала было задержано его окружение, в том числе Платон Лебедев. Арестованные Борис Вайнзихер (генеральный директор компании «Т Плюс», которая входит в «Ренову») и Евгений Ольховик (управляющий директор группы «Ренова») – люди из ближнего круга Вексельберга. Объявленный в розыск и засидевшийся в заграничной командировке Михаил Слободин – один из совладельцев «Реновы» и до последнего момента директор «Вымпелкома».

И все-таки с ЮКОСом аналогий нет, ибо политической подоплеки не видно. Виктор Вексельберг, который одарил Россию яйцами Фаберже, наследием философа Ильина, утраченных церковных колоколов, а также попечительством «Сколково», многократно доказывал свою преданность и приверженность. Претензии к нему предъявлялись в Швейцарии и в Венгрии, но в России это нужный человек. В момент ареста верхушки «Реновы» ее владелец находился в свите президента на Дальнем Востоке.

Дело энергетиков имеет иные корни. Прежде всего, на компанию «Т Плюс», которая владеет тепло- и энергообъектами Коми, лично Путину жаловался врио республики Сергей Гапликов. Бизнесмены, по его версии, довели ТЭЦ, которая обогревает Воркуту, до аварийного состояния, но решили ее не ремонтировать, а в преддверии зимы выставить на торги. Президент осерчал и обещал разобраться. При этом у предприятий Воркуты перед энергетиками дикие долги, но самое главное для бизнеса в эпоху кризиса – не забывать о социальной ответственности. Пусть даже государство на это махнуло рукой.

К несчастью энергетиков, вдруг раскололся бывший глава Коми Вячеслав Гайзер, который был арестован несколько месяцев назад с 18 коллегами-подельниками, которые входили в состав правительства и прочих руководящих органов. В начале лета представитель Следственного комитета Владимир Маркин говорил, что дело Гайзера почти закончено. Но главный фигурант, желая облегчить свою участь, начал давать признания по эпизодам, о которых следствие не подозревало.

Впрочем, мошеннические схемы, о которых рассказал экс-губернатор, в энергетике прижились давно и вошли в практику всех российских регионов. Достаточно посмотреть материалы любого регионального совещания по энергетике. Легко обнаружить поток жалоб на коррупцию и завышенные тарифы. Самое больное место - подключение к энергосетям, которое происходит по произвольным ценам. Подключение к энергосетям, кстати, во многих странах является бесплатным. Но только не у нас, хотя мы претендуем на звание энергетической державы. Тарифы на тепло- и электроэнергию находятся под контролем местных властей, которые вольны по произвольной схеме назначать бизнесменам любой режим – от комфортного до неподъемного.

Стоит ли удивляться, что в деле компании «Т Плюс» фигурируют взятки в размере 800 миллионов рублей, которые разошлись по властным структурам республики Коми.

Скорее будет нарушен закон Ома, чем правила отношений энергетиков и региональных властей. По версии следствия, бизнесмены одаривали руководство Коми за установление выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию, а также предоставление льгот и создание комфортных условий для коммерческой деятельности.

По-своему это замечательная формулировка: при умелом подходе по ней можно привлечь армию бизнесменов и начальников всех мастей по всей стране. Кстати, тарифы в Коми были ниже, чем в среднем по России. Какой же оброк собирают чиновники в других регионах?

Под эту же формулировку, кстати, попадает увод денег в любимые в России офшоры, которые аффилированы вовлеченными в схему начальниками. Да, глупо попались. И случайно.

Эта криминогенная картина - результат реформы электроэнергетики, которая по своей противоречивости может быть сравнена только с приватизацией 1990-х годов. Настоящего рынка с открытыми тендерами в сфере энергетики не создано. Конкуренции нет – и цены скачут, как электрический ток при коротком замыкании. В отрасли царствуют несколько компаний монополистов – «Интер РАО», «РусГидро» (его глава Евгений Дод находится под арестом), «Т Плюс», «Газпром энергохолдинг», «Росэнергоатом», которые контролируют 50 процентов рынка электроэнергии.

Неудивительно, что тарифы постоянно растут и безбожно опережают инфляцию. Кризис электроэнергетики, которая погрязла в коррупции, тормозит развитие других отраслей, всей экономики. Но кому какое дело, если бюрократия и монополии наживаются!

На более низком уровне конфликты приводят к кровавым разборкам. Самый громкий пример - Красногорский район Подмосковья, где в 2015 году отчаявшийся бизнесмен Амиран Георгадзе застрелил главу местной электросетевой компании, а также заместителя главы района. «Ренова» и правительство Коми выбрали цивилизованный путь, без стрельбы, но все равно у закона появились к ним вопросы.

Что касается дела «МРСК Волги» и «Ленэнерго», то это иллюстрация на тему подключения к электросетям. Электросетевой рынок Ленинградской области поделен между двумя компаниями. И хотя «Ленэнерго» готовится к банкротству, компании принадлежат две трети рынка. Как такое может быть? Предприятия, которые могли бы платить за электроэнергию, годами ждут подключения к сетям из-за произвола с ценами за эту услугу. Кстати, «Ленэнерго» совсем недавно уже проходила по делу в связи с мошенническими схемами за подключение к электросетям. Но соблазн легких, как свечение вокруг катушки зажигания, денег совершенно непреодолим.

Совладелец «Реновы» и один из потенциальных арестантов Михаил Слободин недавно признавался, что «реформа электроэнергетики России недоделана, а вместо либерализованного рынка получилось ручное управление». Святые слова! Но высокий менеджер ничего не сделал, чтобы исправить положение, а, напортив, использовал дефекты системы к своей выгоде. И сегодня Слободин своей изломанной судьбой показывает, к какому финалу ведут мутно прописанные правила и возможность выбить особо комфортные условия. Видеть пороки – еще не значит наживаться на них.

В 2015 году Михаил Слободин был признан лучшим менеджером России в номинации «Связь и телекоммуникации». Любопытно в связи с этим, как этот одаренный человек относился к неминуемым дефектам в сфере связи и телекоммуникаций? Тоже искал путь к «особым отношениям»?

Но еще любопытнее другое. Граждане Коми из-за махинаций годами переплачивали за тепло и электроэнергию. При этом мошенники представляли, в том числе, государство. После того, как суд арестует украденные средства, будут ли компенсированы затраты населению?

   Сергей Лесков