Бунт на немецком "корабле"? Или тактика политических лидеров?

На модерации Отложенный Бундестаг ответил Эрдогану
Немецкий парламент принял резолюцию о геноциде армян вопреки протестам турецких властей
На заседании бундестага вместе с представителями армянской церкви пришли и активисты. После голосования они развернули таблички с благодарностью немецким парламентариям. Фото: AP
На заседании бундестага вместе с представителями армянской церкви пришли и активисты. После голосования они развернули таблички с благодарностью немецким парламентариям. Фото: AP

В четверг Турция отозвала своего посла из Берлина. Такой стала первая реакция официальной Анкары на принятую в четверг депутатами бундестага резолюцию, в которой массовые убийства армян в Османской империи были названы геноцидом.
 

Немецкие депутаты почти единогласно продемонстрировали турецким властям, что запугать их не получится, а своему правительству - что ради соглашения Евросоюза и Турции по беженцам они не пойдут на поводу у Анкары, как это делает канцлер Ангела Меркель. Против принятия резолюции "Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад" выступил только один народный избранник. На обсуждение резолюции ключевые немецкие политики в бундестаг не пришли. Не было министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, который в среду улетел в Аргентину, поскольку этот визит, по его словам, был запланирован до того, как стала известна дата голосования по резолюции. А у Меркель, которая, по информации пресс-службы правительства, поддержала резолюцию на предварительном голосовании в рамках своей фракции, нашлись более важные дела.

С точки зрения правительства Германии, момент для принятия резолюции о геноциде армян был выбран крайне неудачно: Берлин опасается срыва европейских договоренностей с Турцией по мигрантам. Для того чтобы избежать ухудшения отношений с Анкарой, весной Ангела Меркель пошла на беспрецедентный шаг - согласилась на расследование в отношении немецкого сатирика Яна Бемерманна, оскорбившего Эрдогана в юмористической телевизионной программе, что привело к резкому падению ее рейтинга. Вчерашнее голосование в бундестаге могло спасти репутацию канцлера. Но Меркель в парламенте не появилась. Эксперт немецкоязычной версии авторитетного издания The Huffington Post Бенджамин Прюфер уверен, что ее отсутствие - серьезная политическая ошибка, которая будет иметь последствия. "Многие хотели бы увидеть фрау канцлер в ее кресле в бундестаге с поднятой за резолюцию рукой. Этим она показала бы людям: "Я нахожусь здесь как глава правительства страны, которая не поддается давлению извне".

А давление со стороны Турции было колоссальным. Во вторник президент Турции предупредил Меркель, что признающая геноцид резолюция повредит отношениям Анкары и Берлина. В среду премьер Турции Бинали Йылдырым назвал предстоящее голосование "тестом на дружбу" между странами.

А в четверг председатель парламента ФРГ Норберт Ламмерт заявил, что накануне обсуждения в бундестаге некоторые депутаты, прежде всего имеющие турецкие корни, получали многочисленные угрозы по электронной почте. В принятом бундестагом документе на пяти страницах слово "геноцид" встречается три раза. Отъезд посла Хусейна Авни Карслиоглу - это только начало разгорающегося дипломатического скандала между Анкарой и Берлином. По данным немецких СМИ, президент Турции Тайип Эрдоган заручился поддержкой своего парламента на случай принятия жестких дипломатических решений в отношении Германии.

Точка зрения

 

Александр Рар, научный директор Германо-Российского форума:

- Резолюция бундестага о признании геноцида армян приведет к тому, что отношения между Германией и Турцией резко испортятся. К тому же внутри Германии возникнут сложности из-за того, что в стране живет много турок, которые, будучи немецкими гражданами, идентифицируют себя с Турцией. У наблюдателей складывается впечатление, что эта резолюция была принята нарочно именно в тот момент, когда ведутся сложные переговоры между Анкарой и Берлином по поводу закрытия границ в Европу для беженцев. От Турции зависят мир, спокойствие и стабильность в Европе, и Эрдоган использует этот момент, чтобы начать шантажировать Евросоюз, требовать поблажек, просить денег. Он мог настаивать на том, чтобы в Европе его вообще не критиковали по поводу ситуации внутри Турции, чтобы не было никакого осуждения в отношении проводимой Анкарой военной операции против курдов и так далее. Эрдоган рассчитывал, что он сумеет всем заткнуть рот.

Сейчас немецкий бундестаг использовал "моральную дубину" этой резолюции, чтобы усмирить Эрдогана, показать ему, что ценности превыше всего: 100 лет назад были убиты армяне, и Турция должна отвечать за это в историческом плане так же, как и Германия за ее злодеяния до и во время Второй мировой войны. Политика ценностей выносится на главный план - это то, что происходит в Германии при Меркель: сначала ценности - потом реальная политика. Создаются определенные казусы и сложности. Мораль становится политической догмой. И мораль, а не реальные интересы, управляет политикой. Для турок это сильный удар: их морально поставили в угол, сказав: "да, мы с вами ведем переговоры о беженцах, но не забудьте: ваша вина за геноцид есть, и вы должны это понимать, потому что ценности превыше всего".

Не думаю, что внутри страны из-за этого решения ситуация дойдет до гражданской войны. Но возникнет отчуждение между этническими немцами и немецкими турками, которых в Германии миллионы. Они воспринимают это решение очень лично. Они организованы и будут протестовать. Возникнут внутренние конфликты в Германии, но я не думаю, что они приведут к кардинальным изменениям.

Честно говоря, не считаю, что резолюция будет иметь такие последствия, как требование выплачивать компенсации армянам или еще что-то аналогичное. Через несколько дней все устаканится, но горький привкус от принятой бундестагом резолюции останется. Эрдоган просто увидит, что Европа всегда будет противодействовать его слишком жесткой линии в отношении ЕС. И Европа будет искать свои инструменты, чтобы дать сдачи и оградить себя от грубого подхода Анкары.

Подготовила Анна Федякина