5 мгновений великой любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе

На модерации Отложенный

4 ноября 1812 года родилась Нино Чавчавадзе, которая была женой Грибоедова всего несколько месяцев и 30 лет хранила ему верность после его смерти. Мы вспомнили самые яркие моменты возвышенной и трагической истории их любви.

Встреча


Александр Грибоедов знал юную княжну Нино с детства, будучи близким другом ее отца – видного грузинского поэта и общественного деятеля. Он даже обучал милую девочку игре на фортепиано. Их первая взрослая встреча произошла, когда Нино исполнилось 15 лет, и 33-летний поэт, к тому времени уже весьма цинично отзывавшийся о женщинах, вдруг увидел перед собою ангела дивной красоты: «За столом сидел против Нины Чавчавадзе... Все на нее глядел, задумался, сердце забилось... Выйдя из-за стола, я взял ее руку и сказал: "Пойдемте со мной, мне нужно кое-что сказать вам". Она меня послушалась, как и всегда; верно, думала, что я ее усажу за фортепиано: но вышло иначе. Мы вошли в комнату, щеки у меня разгорелись... Не помню, что начал ей говорить, и все живее, живее. Она заплакала, засмеялась, и я поцеловал ее...»


Свадьба


Нина, у которой было множество поклонников, ответила Грибоедову взаимностью. Дал согласие на брак и отец, и начались предсвадебные хлопоты. Уже через два месяца после помолвки молодые обвенчались в кафедральном соборе Тифлиса. Незадолго до этого Грибоедов переболел лихорадкой и чувствовал себя неважно. Возможно, поэтому он уронил кольцо, надевая его на палец невесты, что, как известно, является плохой приметой. Однако вначале жизнь молодоженов была очень счастливой. «Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин, тот никогда не производил и не произведет ничего великого, потому что сам мал душою…» - писал поэт, страстно влюбленный в свою жену.

Разлука


Но семейная идиллия длилась недолго. Грибоедову предстояла дипломатическая служба в Персии. Нино, которая в то время была уже беременна, захотела сопровождать мужа. Путешествие по горам Кавказа было нелегким, ночевать приходилось в палатках, насквозь продуваемых ледяным ветром. Но Нина не роптала: «Нинуша, моя жена, не жалуется, всем довольна…» - писал Грибоедов друзьям. Ввиду напряженной обстановки в Персии Грибоедов решил не брать жену в Тегеран и оставил ее в своей тавризской резиденции.

Супруги обменивались ежедневными посланиями: «Бесценный друг мой! Только теперь я истинно чувствую, что значит любить», - писал Александр Сергеевич, тоскуя по молодой супруге.


Гибель


Выполняя распоряжения российских властей, Грибоедов был вынужден держаться в Тегеране жестко и не идти ни на какие уступки, за что его даже прозвали «жестоким сердцем». А за неделю до его отъезда в столице вспыхнул бунт, многотысячная толпа захватила русскую миссию. Посла буквально растерзали, а потом его тело несколько дней волочили по улицам и в конце концов сбросили в общую яму. Страшную весть скрывали от Нины как можно дольше. Ей говорили, что муж серьезно болен и нужно одной возвращаться на родину. Но во время привала она случайно подслушала разговор и все узнала. От страшного горя у нее случились преждевременные роды, и ребенок прожил всего несколько часов. «Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания», - писала Нина о сыне, которого успела окрестить Александром в честь любимого мужа.

Черная роза Тифлиса


Нина всю жизнь не снимала траур по погибшему мужу, за что бывший «цветок всего света» прозвали «черной розой Тифлиса». Овдовев в 16 лет, она больше так и не вышла замуж, хотя предложения сыпались со всех сторон. Зато тратила огромные средства на благотворительность и помогала абсолютно всем, кто к ней обращался, поэтому прозвище Ангел, которым наградил ее когда-то несчастный супруг, навсегда пристало к ней. Умерла она от холеры 30 лет спустя и перед смертью тихо сказала: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушел. Мы скоро свидимся, свидимся... и я расскажу тебе обо всем. И мы уже навеки будем вместе, вместе...»

А на горе Мтацминда, где Нина похоронила Грибоедова, как он ее попросил когда-то, она воздвигла памятник в виде плачущей вдовы, обнимающей крест, на черном мраморе которого выгравировано: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»