Незабвенный или Палкин — парадные и народные прозвища русских императоров

На модерации Отложенный

Почти каждый король, император или царь помимо имени имел прозвание, своеобразный «псевдоним», выделяющий его из сонма «коллег». Прозвища могли указывать на особенности внешности монарха, характер или дела, которыми он прославился. Некоторые из них были обидными (Глупый, Сварливый, Ленивый), другие, наоборот, восхваляли правителя (Великий, Великолепный, Мудрый).

В Средние века монархи чаще всего получали прозвища от подданных которые, конечно, подмечали малейшие изъяны государя. Позднее, чтобы избежать казусов и сохранить достоинство правителя, благозвучные прозвания стали придумывать приближённые монарха, однако народ не всегда соглашался с ними.

Большинство российских императоров также не избежали этой участи — почти каждый из них имел прозвище. И если официальные отличалось красотой и благозвучием, то народные часто высмеивали государя.

 
 

Пётр I

За свои заслуги Пётр I был прозван Великим или Отцом Отечества. Первый император сделал для России немало: построил город на Неве, преобразовал армию, практически с нуля создал военно-морской флот, основал школы и академии, одержал победу в нескольких войнах.

Под началом Петра Великого государство полностью изменилось, поэтому Великим монарха называли по праву. Однако не все современники императора были довольны реформами. В бессильной злобе противники императора придумывали ему обидные прозвища.

 
П. Деларош. Портрет Петра I

П. Деларош. Портрет Петра I

В одном из произведений Михаила Булгакова гетман Мазепа называл Петра I Драконом московским. Были и другие, ещё более обидные прозвища, впрочем, спустя века они забылись: в истории Пётр так и остался Великим.

Екатерина II

Екатерину II, императрицу, сделавшую для государства немало, так же, как и Петра I, называли Великой или Матерью Отечества. Как говорила сама Екатерина, она «неусыпно заботилась о благе всех подданных» и, несмотря на множество политических ошибок, сумела укрепить роль России в мире и расширить границы империи.

Народ, положение которого при императрице лишь ухудшился, подобного пиетета не выказывал и называл императрицу просто — Немка.

Александр I

Александра I, который, несмотря на многочисленные ошибки и просчёты, всё-таки сумел одолеть доселе непобедимого Наполеона, официально именовали Благословенным.

Подчёркивая заслуги Александра, этот титул (Благословенный, Великодушный держав восстановитель) в 1814 году императору преподнёс Сенат. Именно в этом году Бонапарт отрёкся от престола, был сослан на остров Эльба, а во Францию вернулись представители династии Бурбонов.

 
Дж. Доу. Портрет Александра I

Дж. Доу. Портрет Александра I

Простые люди соглашались с Сенатом, а европейцы, которых освободила русская армия под началом императора, и вовсе величали Александра Ангелом на троне.

Николай I

Императора, эпоха которого была соткана из противоречий, официально именовали Незабвенным. Не подразумевая ничего конкретного, окружение просто льстило монарху.

Простой народ относился к императору гораздо критичнее. Как писал Лев Толстой в одном из своих рассказов, солдаты называли Николая I Палкиным — император ввёл в армию железную дисциплину, а телесные наказания были в то время явлением совершенно обыденным.

Ещё одно прозвище императора, Жандарм Европы, появилось из-за особенностей внешней политики Николая I — силами русской армии была подавлена революция в Венгрии.

Александр II

Александра II именовали Освободителем, в этом и обычные люди, и близкое окружение императора были солидарны. Александр Николаевич вошёл в историю как монарх, отменивший крепостное право, за что и удостоился такого лестного прозвания. Кроме того, император решился на войну с Османской империей, в результате которой были освобождены Балканы.

Н. Лавров. Портрет Александра II

Н. Лавров. Портрет Александра II

Александр III

Александра III называли Миротворцем. Здесь мнение народа и дворян вновь совпали. Несмотря на то, что император считался консерватором и реакционером, при нём Российская империя не вступила ни в один военный конфликт (за исключением операций в Средней Азии).

Именно Александру III принадлежит фраза: «Чужой земли нам и пяди не надо, а своей и вершка не отдадим».