России не следует будить спящего немецкого медведя – Коэн

На модерации Отложенный

Стратегию Москвы по строительству «русского мира» за пределами территории России прокомментировал Ариэль Коэн. Он утверждает, что пророссийские настроения в обществах зарубежных стран со временем неизбежно исчезнут. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».

Ведущий эксперт организации Atlantic Council, также известной как «частное ЦРУ», американский политолог Ариэль Коэн нечасто общается с украинскими журналистами. Недавно он посещал украинскую столицу, где проходила международная конференция по безопасности. В беседе политолог дал оценку информационной политике Североатлантического альянса в динамике и на современном этапе.

Людям, которые не отслеживали тенденции в информационной политике НАТО, кажется, что таковой в природе не существует. Для многих жителей государств постсоветского пространства и переходящих к демократии, НАТО является только оборонным блоком, своеобразным антиподом России, который в свое время создавался в противовес Варшавскому договору. С мнением о том, что информационная политика Альянса долгое время была ограничена, Ариэль Коэн не соглашается.

Ограниченной определенными рамками информационную стратегию НАТО политолог не считает. Он объясняет, что военно-политический блок не стремился расширять свою базу поддержки, только информировал о текущей деятельности. В информационном поле появлялись ведомости об учениях, проводимых Альянсом, и реализуемых программах. Для ведения информационной политики использовался довольно узкий подход.

Долгое время в НАТО просто рассказывали окружающим о себе и информировали о собственной деятельности, не пытаясь объяснить непосвященным людям содержание публикуемых ведомостей. Однако со временем Альянс столкнулся с двумя вызовами, которые заставили руководство НАТО пересмотреть прежнюю информационную стратегию:

- исторический вызов. Советская пропаганда убеждала население в том, что НАТО является агрессивным блоком. Поэтому в сознании людей старшего поколения устойчивое словосочетание «агрессивный блок НАТО» сидит довольно глубоко;

- ревизионистская политика Москвы. После 2000 года Россия постепенно вернулась в состояние «великой державы». Известно, что российский президент считает самой большой внешнеполитической катастрофой 20 века распад Советского Союза.

С утверждением в Кремле ревизионистского подхода Москва начала процесс системной, целенаправленной делегитимизации НАТО. Со временем это направление деятельности стало одной из главных задач российской дипломатии публичной и непубличной.

На данном этапе, по мнению политолога, достаточно большое количество русскоязычных граждан на территории государств постсоветского пространства смотрит на североатлантический Альянс через призму российских телеканалов.

Вряд ли следует ожидать восстания русскоязычных граждан в европейских странах.

Несколько минувших лет Москва ввела информационную кампанию, в которой апеллировала к русскоязычным гражданам других государств. В заявлениях российских чиновников часто упоминалось понятие «русский мир». В этом контексте ряд аналитиков прогнозировал даже восстания русскоязычных граждан в Германии или прибалтийских странах. Комментируя эти дискуссии, Коэн констатирует, что восстание русскоязычных в Германии он считает сценарием маловероятным.

Политолог подчеркивает, что в теперешней ситуации ничто не указывает на гипотетическое восстание и вряд ли чего-то подобного следует ожидать в будущем. Эксперт напоминает, что будить спящего медведя известный принцип не велит, в данном случае речь идет о медведе немецком, а не русском. Коэн утверждает, что полицейский разгром немцы смогут устроить даже при теперешнем состоянии германского общества. Необходимым условием является чувство опасности, под влиянием которого общество мобилизуется.

Несколько по-другому ситуация обстоит с русскоязычным населением в прибалтийским регионе. В Германии сравнительно небольшое количество граждан приехали из России, из них единицы способны вести активную политическую деятельность, процент возможных участников восстания крайне незначителен. В Латвии и Эстонии высокий процент русскоязычного населения, но даже в этом случае люди заинтересованы в шенгенское паспорте или праве на жительство, дающем им возможность беспрепятственно ездить по Европе.

Даже русскоязычные жители прибалтийских стран заинтересованы в хорошей работе, высокой зарплате и достойных пенсиях. Процент русскоязычных прибалтов, уехавших в Россию как известно, очень небольшой. Новые поколения жителей прибалтийских стран учат соответственно эстонский и латышский язык, со временем проблема русскоязычных граждан будет сходить на нет. Сейчас в рядах военнослужащих Эстонии есть немало русскоязычных, однако Коэн убежден, что драматизировать ситуацию не следует.

Кроме того, полицейские службы и контрразведка наблюдают за настроениями в обществе и держат руку на пульсе. В дополнение к постоянному контролю необходимым направлением деятельности политолог называет взаимодействие с этой категории населения – включать русскоязычных в политическую жизнь без боязни и стремления их изолировать. Эксперт напоминает, что русские успешно интегрируются в украинскую гражданскую нацию, что можно повторить в Эстонии и Латвии.

Автор: Елена Тараканова