Украинцы рвутся в армию, воевать за единую Украину

Татьяна Костюк, РИА Новости Украина, Львов

В Украине стартовала первая волна мобилизации-2015. Пока во львовском областном военкомате журналистам рапортовали о готовности провести все на высшем уровне, их коллеги с Волыни вынуждены были оправдываться, рассказывая о свежем мобилизационном скандале.

Противниками мобилизации занимается СБУ Работники СБУ задержали на взятке сотрудника Нововолынского военкомата. "Решала" в погонах требовал у потенциального мобилизованного 9 тысяч гривен, а за это обещал помочь в уклонении от службы. Но поскольку "призывник" уже был в зоне АТО, то такое предложение его очень возмутило, и он обратился в милицию. Взяточника-неудачника задержали на горячем и возбудили уголовное дело. И теперь ему грозит от трех до шести лет тюрьмы. Задержанный проработал в военкомате полгода, и можно только догадываться, сколько афер он мог провернуть за это время.

 

Было чем заняться в этот день и прикарпатским сотрудникам СБУ. Они возбудили уголовное дело против ивано-франковского журналиста Руслана Коцабы. Мужчина нестандартно выразил свою позицию в отношении мобилизации. Он записал видеобращение и выложил его в интернет. На камеру Коцаба заявил, что категорически против мобилизации и участия в гражданской войне, и за это даже готов сесть в тюрьму. Если его вину докажут, то в тюрьму он сядет уже не за уклонение от мобилизации, а за "государственную измену", именно эту статью инкриминируют бунтарю. И если за молчаливый "откос" от мобилизации ему могли дать от трех до пяти лет, то за публичное "подстрекательство" ему светит от 10 до 15 лет лишения свободы.

 

121 уголовное дело против "уклонистов" В отличие от предыдущих мобилизационных волн, сейчас возле львовского военкомата больших очередей желающих попасть на фронт не наблюдается.

 

Не особо рвутся идти на контакт с военными комиссарами и те, кому выписали повестки. "Наш ЖЭК сотрудничает с военкоматом, мы разносим повестки по адресам и заполняем акты выполненных работ, — рассказала сотрудница одного из львовских ЖЭКов Мария. — Так вот статистика такая: из 300 повесток, нам удалось вручить всего 33, то есть одну из десяти. Женщины пугаются, видя нас, от неожиданности начинают что-то выдумывать о том, где сейчас их мужья, сыновья, братья. Самая частая отговорка — он тут не живет. Кто-то говорит, что родственник уехал на работу в столицу, другие — за границу. Мы не следователи, чтобы докапываться до истины — наше дело передать повестку в руки и получить подпись. А что там на самом деле — прячутся, уклоняются — не наше дело".

Учитывая ошибки прошлых волн мобилизации, решено, что вместе с представителями военкоматов на вручение повесток будут ходить и милиционеры. Объясняют новшество тем, что участковые более проинформированы о том, кто проживает на подведомственной им территории, и правда ли, например, что призывники находятся за пределами страны. Да и полномочий у них больше. Продумали в военкомате и план "Б". Если не удастся застать "уклониста" дома, повестку ему могут принести по месту работы. Поможет ли это новшество изменить негативную статистику прошлогодней мобилизации, покажет время. А итоги прошлых мобилизаций на Львовщине таковы: "В прошлом году было мобилизовано 7 200 военнообязанных, — сообщили во львовском областном военкомате. — Повесток было в несколько раз больше. Но вручать удавалось одну из 20. По итогам всех прошлогодних волн было заведено 121 дело против тех, кто уклонялся от мобилизации". Сколько дел было доведено до суда, "затруднились ответить". Ведь в суд могут предавать дела тех "немобилизованных", которые поставили свою подпись в подтверждение того, что получили повестку, но потом по неуважительным причинам не явились. А те, кого "не застали дома", перед законом чисты. Похожая ситуация во всех областях Западной Украины. "

 

Один очень показательный пример.

Во время прошлогодней мобилизации в ходе оповещения военнообязанных в селе Дыбща на Тернопольщине из 60 повесток не вручили ни одной. По словам сельского главы и местного населения из 60 человек 47 выехали заграницу. И сделали это за пять дней до нашего обхода. И таких случаев очень много", — рассказал на брифинге исполняющий обязанности военного комиссара тернопольского военкомата Андрей Маслий.

Вместо патриотизма инстинкт самосохранения "Заграница" действительно помогает галичанам скрыться от войны. И эта причина на первом месте среди объяснений, почему не передали повестку призывнику. "У меня два сына и один зять, — рассказывает на условиях анонимности жительница одного из сел Львовщины. — Старший сын выехал в Италию семь лет назад. Младший по состоянию здоровья не может быть призван, у него третья группа инвалидности. А вот в переправке зятя за границу принимали участие практически все родственники. Договорились — ему прислали приглашение на работу, быстро оформили визу и вот он уже не в Украине, хоть и очень ее любит. И я рада, что у моей внучки отец будет жив. За прошлый год в нашем районе похоронили нескольких парней из АТО. Война страшна, и пусть это эгоистично, но я не желаю такого будущего своим детям".

У многих вместо патриотизма включается инстинкт самосохранения. "То, что добровольцев стало меньше, вполне закономерное явление, — считает военный пенсионер, полковник в отставке 70-летний Владимир Терехин. — Патриотизм зашкаливал весной прошлого года. Галичане верили предвыборным обещаниям Порошенко, который утверждал, что АТО не может длиться два месяца, а нужно разобраться с террористами за несколько часов. Люди рассчитывали, что у нового главнокомандующего есть план прекращения АТО и были готовы помочь защитить свою страну. Но когда хронология АТО перевалила за полгода и дальше, добровольное желание быть пушечным мясом в непонятных играх власти испарилось". Не последнюю роль в этом, по мнению отставника, сыграло и то, что обеспечение армии оказалось на очень низком уровне. Всю защиту — бронежилеты, каски — бойцы покупают за свои деньги или выпрашивают у волонтеров. Даже зимняя форма от государства пришла с опозданием на несколько недель: "А сколько среди моих знакомых семей бойцов АТО вынуждены сейчас доказывать бюрократам участие в войне, чтобы получить заслуженные льготы. Да, тут нужен контроль, чтобы избежать нашествия лжебойцов, но можно ведь все это делать по-человечески. Какие добровольцы после этого? Война по-настоящему, а заслуженные льготы на бумаге".

 

"Неофициальным" переселенцам удастся отсидеться Во время первой волны мобилизации-2015 от Львовщины планируют мобилизовать 3000 военнообязанных и резервистов в возрасте от 20 до 60 лет. Что важно — мужчин в возрасте от 50 до 60 лет будут призывать в добровольном порядке. На этапе отбора мобилизованных с ними будут работать психологи — анализировать адекватность будущих бойцов. Все призывники будут проходить обязательное обучение в специальных центрах. На Львовщине их два: "Яворивский полигон" при Львовском учебном центре Западного оперативного командования и второй — при Академии Сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного. Подготовка будет длиться минимум 30 дней. Чтобы избежать социального напряжения будут рассылать повестки и переселенцам, которые официально зарегистрированы во Львовской области. "В области на учете находятся 600 переселенцев с востока Украины и Крыма, годных по возрасту к военной службе, — сказал заместитель председателя Львовской ОГА Владимир Харчук. — Им также могут вручить повестки". Известно, что во время прошлогодних волн мобилизации из Львовщины в зону АТО поехали всего 23 добровольца-переселенца.
РИА Новости Украина: http://rian.com.ua/story/20150121/362350542.html

Источник: http://rian.com.ua/story/20150121/362350542.html

8
663
12