Украинский авиапром: если ли шансы преодолеть кризис?

В ноябре 2016 года премьер-министр Украины В. Гройсман в ходе своего визита на государственное предприятие «Антонов» сделал заявление о намерении правительства в начале 2017 года приступить к принятию и реализации программы возрождения украинского авиапрома на среднесрочную перспективу. Но, ни тогда, ни сейчас правительство не сумело порадовать авиастроителей подобным документом.
 

 

 


Единственное, что было сделано, — это разработка проекта стратегии возрождения украинского авиастроения до 2020 года. Со стороны это выглядит как откровенная насмешка над отраслью, способной не только разрабатывать и проводить испытания, но и серийно производить спецоборудование и авиадвигатели, авиационные агрегаты и бортовую аппаратуру, вертолеты и самолеты, а также проводить ремонтные работы и модернизацию авиатехники и заниматься подготовкой высококвалифицированных специалистов. Самое печальное, что на поддержку украинского авиастроения планируется выделить просто-таки мизерные средства из госбюджета…

Следует отметить, что за весь период существования украинского авиапрома не было предложено ни одной программы развития, которую реализовали и профинансировали бы за счет государственного бюджета. Исключение составляет, пожалуй, секретная госпрограмма «Адепт», в которой финансирование было распределено в равных частях между украинской и российской сторонами. Поэтому, прежде чем разрабатывать программу развития, следует разобраться в том, кто же все-таки довел отрасль до столь плачевного состояния. Какие причины движут чиновниками, когда они на протяжении двух десятилетий говорят о необходимости внесения изменений в документацию для создания комфортных условий работы авиапрома, но при этом ничего конкретного не делают? Почему нет финансирования государственных программ, а чиновники вспоминают про авиастроителей лишь тогда, когда существует необходимость показать новое «достижение» украинского авиапрома, созданное на средства иностранных заказчиков или на деньги самих предприятий?

В первую очередь необходимо сделать определенные шаги, направленные на преодоление деградации научно-технических возможностей конструкторского направления, потому как институт генеральных конструкторов практически ликвидирован. Примерно то же самое можно наблюдать и в отраслевой науке. В настоящее время разработкой перспективных авиатехнологий занимаются практически без государственной поддержки, по инициативе и на средства научно-исследовательских институтов. Посему неудивительно, что львиная доля таких технологий была разработана еще в 80-е годы прошлого столетия. 

Если говорить о мировой авиастроительной отрасли, то там уже довольно давно и эффективно проходят процессы, которые связаны с применением информационных технологий в циклы производства, от этапа проектирования и ведения документации до логистики продаж готовой продукции.

На Украине же об этом даже речи не идет. Более того, здесь даже не удосужились провести инвентаризацию интеллектуальной собственности, то есть никаких электронных реестров таковой собственности не существует. Это существенно облегчает ее незаконную продажу, что наносит непоправимый ущерб национальной экономике. Лишь тотальная инвентаризация интеллектуальной собственности должна была стать приоритетом в правительственной стратегии. Однако необходимость изменения структуры управления в авиационной отрасли очевидна лишь на словах…

Конечно, было бы достаточно наивно и даже глупо верить в то, что пятилетнего срока, обозначенного правительством в стратегии развития отрасли, будет достаточно для того, чтобы вывести отечественный авиапром из глубокого кризиса. Особенно это очевидно, если принимать во внимание уровень коррумпированности власти. Тем не менее, шанс вывести украинскую авиастроительную отрасль из пропасти все же есть.

В первую очередь, по мнению специалистов из данной сферы, необходимо выведение предприятий авиапрома из сферы управления госконцерна «Укроборонпром», передав их в непосредственное подчинение Кабмину. Таким образом возможно будет сбалансировать кадровую политику и преодолеть кризис научно-технических возможностей отрасли, а также вернуть на рабочие места тысячи специалистов, которые давно уже нашли более перспективные занятия.

Создание холдинга, как то предложено в стратегии, вряд ли будет достаточно эффективным шагом, поскольку большинство предприятий отрасли находятся в непростом финансово-экономическом положении.

Необходима реструктуризация долгов с дальнейшим их списанием, а также временная отмена обязательного налогообложения, что позволит направить свободные средства на модернизацию и восстановление отрасли. Кроме того, необходимо в самые короткие сроки разработать перечень приоритетных проектов (в том числе и международных), которые будут реализоваться при активной государственной поддержке. Эти проекты должны охватывать не только авиапром, но и химическую и радиоэлектронную промышленность, а также металлургию. 

В перспективе возможно рассмотрение возможности создания спецфонда развития авиапромышленности. Государство могло бы стать в подобном фонде весьма серьезным инвестором прибыльных и перспективных проектов.

Конечно, существует еще немало сценариев и инструментов, которые могут помочь вывести украинский авиапром из кризиса и стимулировать его активно и эффективно функционировать, однако сначала нужно начать предпринять хотя бы те минимальные шаги, которые подтолкнут этот процесс. А до тех пор ситуация вряд ли изменится кардинальным образом. И уже не будет ничего удивительного в том, что произошло с предприятием «Антонов»…

Для более четкого понимания происходящего следует начать немного издалека. Не так давно гендиректор госконцерна Р. Романов (дело было в 2017 году) написал на имя А. Турчинова письмо, в котором докладывал о срыве задач по реструктурированию, распределению акций, реновации производственной, испытательной и научной базы предприятий «Укроборонпрома» вследствие некомпетентных действий определенных госструктур. 
Ситуация вокруг предприятия «Антонов» закрутилась еще в 2014 году.

Бывший тогда на посту премьер-министра А. Яценюк неоднократно проводил совещания с целью понять, куда уходят финансовые потоки от деятельности госпредприятия на международном рынке. Тогда же была попытка установить контроль над корпоративными правами «Антонова», но ничего не получилось, поскольку на защиту своего руководителя Д. Кивы выступил весь коллектив. Вторая попытка также была неудачной, поскольку О. Гладковский инициировал передачу госпредприятия под контроль «Укроборонпрома». Затем и самого Яценюка попросили в отставку…

И все же каким-то образом получилось так, что ГП «Антонов» управляет вовсе не государство. И руководство госконцерна не сообщило о тех компаниях-посредниках, которые в настоящее время получают значительную долю доходов от авиаперевозок по натовской программе.

Нет ничего сложного в том, чтобы узнать, что в учредителях компании "Antonov Salis GmbH", которая получила в аренду семь самолетов госпредприятия, указан П. Майшайдер (гражданин Германии), а само предприятие с данной компанией связано только именами В. Мовчана и А. Гриценко, которые совмещают должности в украинской и немецкой компаниях. В регистрационной документации немецкой компании присутствует еще два имени: А. Манзий и В. Пашко. Теоретически совсем несложно установить, кто управляет госимуществом в действительности и получает огромные доходы от использования самолетов предприятия. Было бы желание…

И как-то уж совсем неубедительным в связи с этим кажется увольнение Д. Кивы, которому вменяли непрозрачность схемы управления корпоративными активами предприятия и недостаток поступлений от международных перевозок.

Впрочем, о британской компании также по каким-то причинам главе СНБО не сообщили. Речь идет о DreamLifts LTD. Стоит отметить, что Великобритания уже давно стала своего рода базой для отмывания денег украинского оборонно-промышленного комплекса. С данной компанией предприятие «Антонов» подписало контракт по модернизации и техобслуживанию самолетов «Ан». Британская компания имеет лондонскую регистрацию, в месте массовой регистрации компаний. Но есть одно маленькое «но»: данная компания упоминается в расследованиях журналистов, касающимся панамских офшоров. С адресом регистрации связано немало операций по отмыванию денег, полученных не совсем законным путем. И этот же адрес упоминается в операциях, связанных с незаконными поставками оружия на Ближний Восток и в Африку.

Представители госконцерна «Укроборонпром», представляя Украину в Дубае на Международном автосалоне объявили о том, что у них появился американский инвестор, который зарегистрирован в штате Делавер и который готов вложить в предприятие «Антонов» 150 миллионов долларов. А между тем на протяжении многих лет оно уже находится в крайне плачевном финансовом состоянии. И вполне очевидно, что не знать о нем в «Укроборонпроме» не могли. Весной 2015 года аппаратом СНБО было направлено письмо в госконцерн, в котором была детально прописана структура долгов ГП «Антонов». В некоторых контрактах имеются государственные гарантии. И более того, по определенным обязательствам уже даже имеется решение Лондонского международного арбитражного суда.

Стоит сказать, что в данном письме имеются вполне конструктивные предложения относительно возможностей оздоровления ситуации. К сожалению, ни одно из них не было реализовано. Вероятно, руководства госконцерна предпочло в течение двух с половиной лет вести переговоры с неизвестным никому американским партнером вместо того, чтобы предпринимать какие-то конкретные и действенные шаги.

Нужно отметить, что после публичного подписания так называемого контракта об инвестировании 150 миллионов долларов в харьковское госпредприятие, сайт инвестора из Америки в течение одной недели кардинально изменился (и это вызывает немалый интерес и достаточно вопросов) – миллионы перевезенных пассажиров, тысячи приобретенных самолетов, солидный процент роста перевозок пассажиров и грузов по всему миру.

Можно предположить, что руководство госконцерна по старой, но не доброй традиции показать к концу года результаты своей бурной активности не сумело донести до своего нового американского партнера основную суть задачи – найти и дать под реализацию на предприятие «Антонов» заказы по производству самолетов Ан-140 и Ан-74, а также предоставить их ремонт и обслуживание, обучив персонал. Проблема заключается и в том, что украинская сторона предоставила гарантии, что полученные средства не пойдут на ликвидацию долгов.

Если говорить об управленческой структуре «Укроборонпрома», то можно вспомнить, как государственные чиновники самого высокого уровня заверяли общественность в том, что в руководстве госконцерна трудятся суперпрофессионалы. На практике же оказалось, что они нуждаются в серьезной внешней поддержке и консультации более квалифицированных специалистов, и они даже готовы заплатить за это миллионы гривен из госбюджета.

Таким образом, в конечном итоге предприятие «Антонов» не только потеряло контроль над денежными потоками от международных авиаперевозок, а, соответственно, и значительную часть доходов, которые шли на развитие госпредприятия и выплату зарплат. Перспективный рынок по оказанию услуг по поддержке использования самолетов Ан передан американской компании с весьма подозрительной репутацией, поэтому о прибыли, наверняка, можно забыть. Руководство «Укроборонпрома» не может самостоятельно обеспечить поиски перспективных заказчиков для своих предприятий, не говоря уже о реализации мероприятий, направленных на финансовое их оздоровление. Вполне очевидно, что госконцерн не намерен создавать сеть международных баз по поддержке эксплуатации самолетов «Ан», да и делать это, собственно говоря, особо некому, потому как в госконцерне, как оказалось, нет квалифицированных аудиторов и менеджеров…

Создается впечатление, что правительство занимается не реанимацией украинского авиапрома, а его полным уничтожением. Наверное, мало кто сможет вспомнить, когда власти финансировали прикладные или фундаментальные исследования в сфере авиастроения, разработку новых технологий или материалов. Может быть, стоит начать?.

Источник: https://topwar.ru/156967-ukrainskij-aviaprom-esli-li-shansy-preodolet-krizis.html

16
559
6