In транш we trust

На модерации Отложенный

 

Тема очередного финансового транша от МВФ явно выходит на Украине и в России за рамки экономики и даже политики. Вокруг спасительных кредитов разгораются поистине теологические споры. Только на Украине они проходят в контексте сотериологии (раздел в богословии, изучающий спасение души), а в России экономисты видят развитие отношений с МВФ как демонологическую и эсхатологическую драму последних времен украинской государственности. Хотя такое сотрудничество и заслуживает жесткого богословского вердикта, мы попытаемся разобраться в спасительной роли кредитов МВФ без привлечения Писания, святой воды и заупокойной мессы.

11 марта 2015 года Международный валютный фонд принял решение о кредитной поддержке Украины — и буквально на следующий день выделил первые пять миллиардов долларов для стабилизации разваливающейся экономики. Каждый следующий живительный миллиард решили скармливать Киеву за выполнение определенных условий. Так, последний перевод на счета в Киеве прошел 3 апреля текущего года, когда Совет исполнительных директоров МВФ решил выделить деньги, несмотря на провал (иначе не назовешь) необходимых реформ. Всего в 2017 году Украина планирует получить от МВФ еще около 4,4 миллиарда долларов. По мнению распорядителей Фонда, украинское правительство выполнило только 5 из 14 условий по проведению структурных реформ.

Дела с выполнением условий кредитования и правда обстоят не лучшим образом. При прошлой администрации США вице-президент Джозеф Байден в личном разговоре с Порошенко даже пригрозил задержкой третьего транша, если на Украине не произойдет смена генпрокурора. Тогдашний генпрокурор Виктор Шокин не устраивал США из-за того, что якобы покровительствовал коррупционерам. Шокина по-быстрому заменили на Луценко — и в августе 2016 года Украина получила очередной, третий, транш в размере одного миллиарда долларов.

Все россияне, кому за 30, наверняка помнят заискивающие интонации российских политиков, когда в 90-х к нам приезжал тогдашний директор-распорядитель МВФ Мишель Комдессю. Фонд Россию тогда почти спас — как ту собаку из анекдота, которая почти научилась без еды жить, но вдруг померла. Та же история сейчас и с Украиной. Фактического внешнего управления американским кураторам показалось недостаточно — и в ход пошло экономическое давление МВФ.

Так что же это за условия Фонда, после которых на Киев обрушивается не то чтобы золотой дождь, но кратковременный валютный дождик? Злополучный Меморандум, подписанный между украинским правительством и МВФ, вообще долго старались никому не показывать: руководство Нацбанка лишь заверяло сограждан, что в документе ничего страшного нет. Именно от этого становилось по-настоящему страшно.

Длинный тридцатистраничный документ опубликовала, нарушив все правила, партия «Батькивщина». Длинный тридцатистраничный документ написан сухим языком взаимных юридических обязательств. На самом деле все просто.

К развитию украинской экономики заимствования не привели, но в предыдущие разы деньги давали в расчёте на некие реформы, которые так и не состоялись. Теперь же условия стали носить ультимативный характер. Чего же требует МВФ в обмен на четвёртый транш?

Во-первых, у украинской власти и рядовых граждан земля в прямом смысле уходит из-под ног. В срок до начала июня Верховной Раде предстоит голосование по законопроекту о земельном обороте. Пока продавать главный оставшийся ресурс Украины запрещает действующий мораторий, срок которого истекает в конце 2017 года. Безусловно, большую часть плодородных почв в короткое время скупят крупные европейские и американские агрохолдинги. Именно скупят, а не возьмут в длительную аренду, как в большинстве стран. С поднятым на флаг патриотизмом и суверенитетом Украины такая распродажа никак не вяжется.

Второй ультиматум МВФ — пенсионная реформа. Опять же до начала мая народные депутаты в вышиванках должны одобрить план кардинальной перестройки пенсионной системы.

Действовать новые правила начнут с 1 января 2018 года. По букве Меморандума Пенсионный фонд Украины должен быть жестко сбалансирован, и другого способа, кроме повышения пенсионного возраста, в стране со стареющим населением и безработной молодежью попросту не существует. Последними требованиями МВФ предписано постепенное повышение пенсионного возраста: для мужчин — на четыре месяца каждый год, начиная с июля 2017, для женщин— на шесть месяцев после 2021 года, до тех пор, пока для обоих пенсионный возраст не достигнет 63 лет — в 2027 году.

Пособия социально незащищенным слоям населения? Забудьте! Доходы этой группы граждан должны тщательно проверяться на предмет соответствия критериям. Закон о том, как это будет производиться, должен быть принят в срок до 30 июня. Если информация о степени бедственности положения не будет подтверждена, выплата социальной помощи прекратится. Предусматривается создание единого централизованного банка данных всех получателей помощи. Субсидии должны быть монетизированы, то есть переведены из скидок на тарифы ЖКХ в денежный эквивалент. Так их легче контролировать.

Непонятно, о чем думали в МВФ, когда требовали выполнения явно подстегивающего коррупцию условия сократить зарплаты чиновникам. Госслужащих требуется сократить согласно выработанной программе на 4% в текущем году, и ещё каждого десятого — в последующие два года. Из этих цифр следует, что сокращению подвергнутся в ближайшие месяцы 14 тысяч человек, а до конца 2019 года — ещё 35 тысяч.

Бедные депутаты также должны будут кардинально пересмотреть трудовой кодекс. Изменения, как декларируется в Меморандуме, призваны смягчить существующую жесткость и привести нормативные акты в соответствие с потребностями современного рынка. Надбавки и повышенные коэффициенты за условия труда будут отменены. Также уменьшится количество работников, защищенных законодательством от увольнения. Достаточно вспомнить перечень лиц, с которыми сейчас нельзя расторгнуть договор о трудоустройстве в одностороннем порядке, и станет ясно, по кому ударят эти изменения. Украинцев ждет еще и повышение рабочего стажа до 25 лет с января. Сейчас, напомним, необходимый рабочий стаж составляет 15 лет. Он будет постепенно повышаться раз в год до тех пор, пока он не достигнет 35 лет в 2036 году.

Наконец, принудительное взыскание долгов и тарифы. К сентябрю в Верховной раде должны одобрить новый порядок взыскания долга с физических и юридических лиц. Для этого изменения должны вноситься в Хозяйственный и Процессуальный кодексы. Для оставшихся без гроша граждан будут введены специальные «приказные платежи». Та же мера ждет обанкротившихся предпринимателей. Все это на тот случай, если кто-то не захочет оплачивать повышенные тарифы ЖКХ. Сейчас пока действует норма, позволяющая домохозяйствам, не получающим субсидии, оплачивать задолженность в рассрочку на 12 месяцев. Теперь этот щадящий режим отменят.

Но главное, чего для аборигенов на ближайшие годы МВФ не предусматривает и даже не обещает — это повышения стандартов жизни, даже минимального.

Украина — страна обмана, правового нигилизма и тотальной коррупции, превратившейся в закон функционирования государственной власти. Поэтому можно смело сказать, что на практике требования МВФ не будут выполнены никогда, даже если успешно пройдут через Верховную Раду, что тоже весьма сомнительно. И без того нищую Украину западные кураторы готовят к деиндустриализации и фактической распродажи с молотка.

Единственное, что можно сказать точно, без ритуальных обвинений или восхвалений МВФ — в итоге будет реализован какой-то третий сценарий, на который не рассчитывают ни в МВФ, ни в Кремле. Украинская элита обманывает МВФ, обманывает собственное население, обманывает Кремль и, без сомнений, обманет сама себя. Результаты этого обмана на сегодняшний день совершенно непредсказуемы.