Евромайдан: фаза самопожирания

На модерации Отложенный

 

Конец прошлой недели резко изменил взаимоотношения не только между «простым майданом» и оппозиционными политиками, но и внутри этих, скажем так, сообществ

Мирный, добрый, интеллигентный и единый евромайдан наконец-то перешёл к фазе открытого самопожирания. Долгое время они ограничивались простенькой схемой «нам политики не нужны», при которой единство самого майдана и единство оппозиционных политиков вроде бы как и не нарушалось. В эту схему укладывалось отправление на три буквы бульдозерного примиренца Порошенко; посылание в том же направлении перчаточного модника Яценюка; тушение спецсредствами политического боксёра Кличко. Основополагающий принцип этих инцидентов никак не нарушал «естественное единство евромайдана». Со стороны можно было предположить, что столкнулись протесты разной природы, стихийный и политический.

При этом всё выглядело этак «чинно и бла-ародно»: у народа, безусловно, есть право быть недовольным даже оппозиционными политиками (ведь пришлось же людям самим выходить на улицы и площади, значит, оппозиция не справилась со своими задачами), и поэтому оппозиционеры в большинстве случаев смиренно получали поцелуй народной дубины и шли, так сказать, исправляться. Только Порошенко обиделся на то, что его обозвали ж…дом, и уехал в Баден-Баден. Так его можно понять – почему Яценюка никто ж…дом не назвал, а просто послали в известном направлении? Обидно же. Все остальные ходили с повинной головой и с опаской выбирались на трибуны, поскольку евромайданный народ мог и не вспомнить о том, что повинную голову и меч не сечёт. Сами оппозиционеры старались евромайдану никаких претензий не выдвигать, чтобы не схлопотать коктейль Молотова в оппозиционный фейс.

Однако конец прошлой недели резко изменил взаимоотношения не только между «простым майданом» и оппозиционными политиками, но и внутри этих, скажем так, сообществ. С одной стороны, оппозиционные лидеры, чувствуя, что утрачивают последний шанс сохранить остатки политического реноме, обрушились на Правый сектор с критикой, стилистика и фразеология которой пришла явно из до-евромайданных времён.Кличко в официальном заявлении обозвал Правый сектор не только провокаторами, но и  «пятой колонной», и пригрозил, что после смены власти все члены «военизированных бандитских формирований», будут привлечены к уголовной ответственности. Вот как: не самооборона евромайдана, не активисты, а бандформирования.

С другой стороны, на самом евромайдане распространяются страдальческие жалобы тех «мирных и интеллигентных», до которых наконец-то дошло, что им ловить нечего, что Правый сектор сконцентрировал всё внимание вокруг себя.

«Мирные и интеллигентные» стали рассказывать о том, что боевики дискредитировали идею мирного протеста, напакостили переговорному протесту, дали в руки бандитской власти дубину, которой можно накрыть весь майдан за «экстремизм и терроризм». В переложении на человеческий язык это звучит приблизительно так: «Чего же это – на майдане стояли все, а победит только Правый сектор?!» Как это никто ещё не вспомнил о том, что составляющие Правого сектора – это всё «выкормыши СБУ и КГБ», ведь «добрый и приветливый» украинский народ таких извергов породить не мог.

Но этими сторонами дело не ограничилось. Чувствуя, что дивиденды от ситуации могут сосредоточиться в руках Кличко и Порошенко, как наименее радикальных оппозиционеров, зашевелилась «Батькивщина», в большей степени ответственная и за союз со «Свободой», и за потакание «Правому сектору» (ведь всеми евромайданными боевиками заведовал «батькивщинец» Парубий, который не скрывал своих экстремистских намерений), и даже за то, что поддержку последним высказал польский министр иностранных дел Сикорский (хоть он и пнул походя официальную оппозицию в целом, но его персональные симпатии Тимошенко, равно как и связи с нынешним руководством «Батькивщины», не составляют тайны).

Шевеление «Батькивщины» выразилось в атаке депутата Пашинского на Кличко и бывшего «своего» Гриценко. Один из активных спикеров «Батькищины» обвинил последних в инсценировке похищения Дмитрия Булатова, тем самым не только обвинив в провокационной фальсификации политиков-конкурентов, но и открестившись от Автомайдана. Если же рассмотреть это заявление и заявление Кличко, на время забыв об авторах, то окажется, что по своему содержанию они вполне подошли Партии регионов. Что это – случайность, или оппозиция вместе с евромайданом начинают внутреннюю борьбу за статус «главного переговорщика с властью», пока ещё сложно сказать. Но можно констатировать, что «единство» майдана и оппозиции, как и самой оппозиции, приказывает долго жить. Осталось дождаться, когда на самом евромайдане различные его части перейдут от сегодняшних взаимных оскорблений (как это происходит между отрядами «Свободы», Правого сектора, «Спильнои справы» и прочими самооборонцами) к прямым столкновениям. Не всё же им «Беркут» брусчаткой забрасывать.

Филипп Садиленко

 

Источник