Илон Маск. История о великом человеке

На модерации Отложенный
Техники противостоят мифу о Великом человеке


Идея того, что отдельные личности являются двигателем прогресса долгое время считалась сомнительной. Однако до сих пор она остается непоколебимой в техиндустрии, затмевая сами основы принципа инноваций.

С тех пор как в 2011 умер Стив Джобс, Элон Маск стал главной звездой Кремниевой долины. Маск — генеральный директор Tesla Motors, производящей электрические машины; генеральный директор SpaceX, создающей ракеты, а также председатель SolarCity, поставляющей солнечные энергосистемы. Добившийся успеха самостоятельно миллиардер, программист и инженер, а также прообраз Тони Старка в фильмах о Железном человеке — он попал на обложку "Удачи и Времени" (Fortune and Time — #ОН). В 2013 он появился на первой строчке рейтинга Atlantic`s "великие изобретатели современности", куда его кандидатура была выдвинута руководителями Yahoo, Oracle и Google. Многие верят, что управляет историей технологии. Как характеризуют его загадочное обаяние: его "гениальность, виденье мира и размах амбиций делают его воплощением человека будущего".
У компаний Маска есть потенциал кардинально изменить индустрию, в которой каждая из них работает. Однако истории вокруг этих усовершенствований и роли а, в частности, могут показаться удивительно старомодными.

Идея «великого человека», как двигателя прогресса стала популярной в 19 веке. В 1840 году шотландский философ Томас Карлейль написал: «история человеческих достижений лишь оболочка для истории великого человека, который над ней работал». Довольно скоро критики стали ставить под сомнение этот однобокий взгляд, считая, что историческое течение формируется под воздействием разных тенденций, а не достижениями одного человека. "Все эти изменения, чьим непосредственным зачинщиком он [великий человек] является, нашли свою первопричину в поколениях, откуда он вышел", — писал Герберт Спенсер в 1873. На сегодня большинство историков науки и технологии не верят, что самые большие открытия делают "одинокие изобретатели, полагающиеся только на свое воображение, кураж и интеллект, — говорит Дэниэл Кевлис (Daniel Kevles — #ОН), преподаватель истории в Йеле. Гуманитарии "готовы признать и отдать должное важным личностям в истории, но также утверждают, что те работают в тех условиях, которые позволяют им работать." Другими словами, великие лидеры рассчитывают на ресурсы и возможности, доступные им. Это означает, что они формируют историю точно так же, как и момент в котором они живут — формирует их самих.

Маск настаивает на истории успеха, которая не может признать важность правительственной поддержки.



Помимо всего прочего, успех Маска не был бы возможен без правительственного финансирования и субсидий для электрических машин и солнечных панелей. Более того, он получил прибыль с инноваций в сферах накопителей энергии, фотоэлементов и космических путешествиях. Его заслуг в создании технологического ареала, в котором он работает, не больше чем заслуг русских в суровой зиме, позволившей им победить Наполеона. Однако в прессе и среди венчурных капиталистов до сих пор сохраняется образ а, как Великого человека. Это очень заметно в газетных заголовках, например: "Его план - изменить то, как мир использует энергию", а также его собственные заверения в желании "изменить ход истории".

Проблема с такой репрезентацией не только в том, что она не точна и несправедлива по отношению ко многим исследователям новых технологий. Искажая общее понимание того, как технологии развиваются, миф о Великом человеке угрожает подорвать саму эту структуру, несомненно важную для дальнейшего инновационного развития.

Космический ковбой


Биография Илона Маска — бестселлер, написанный бизнес-писателем Эшли Вэнс (Ashlee Vance — #ОН), описывает личный и профессиональный путь а, стараясь объяснить, каким образом его постоянная "жажда объять необъятное" превратила его в "божество Силиконовой долины".

Рожденный в Южной Африке в 1971, Маск, в возрасте 17 лет переехал в Канаду, где устроился на работу уборщиком котельной при лесопилке, а потом выбил стажировку у топ-менеджера банка, просто позвонив ему напрямую, без предварительной договорённости. После того как он закончил изучать физику и экономику в Канаде и Уортонской школе университета Пенсильвании (Wharton School of the University of Pennsylvania — #ОН), он записался на докторантуру в Стэнфорд, но бросил её спустя несколько дней. Вместо этого, в 1995 году, он стал со-основателем компании Zip2, предоставлявшей бизнесу доступ к онлайн картам — "примитивные гугл карты встречают Yelp", как упоминает это Вэнс. Даже будучи не самым лучшем кодером, работал сутки напролет и спал в кресле-мешке рядом со своим столом. Этот драйв и есть "то, что увидел вице-президент — его желание пожертвовать всем на благо развития платформы", рассказывает Вэнс один из бывших сотрудников. После того, как Compaq приобрел Zip2 в 1999, помог основать финансовый онлайн сервис, который в последствии перерос в Paypal. "Это произошло, когда он начал оттачивать свой особенный стиль ведения бизнеса, не обращая внимания на довольно посредственные знания в индустрии", — пишет Вэнс.

Когда eBay купил Paypal за $1.5 миллиарда в 2002 году, у Маска появились необходимый капитал, что следовать двум своим увлечениям, которые он считал способными изменить мир. Он основал SpaceX с целью производства дешевых ракет, способных облегчить исследования и путешествия в космосе. Инвестировав $100 миллионов из собственного капитала, он нанял инженеров с опытом в авиации, построил предприятие в Лос Анджелесе и начал производить пробные запуски на отдаленном острове между Гавайами и Гуамом. В то же время, со-основал Tesla Motors, чтобы развить технологию строительства аккумуляторов и электромобилей. С годами, он стал восприниматься в медиа, как "частично плейбой, частично космический ковбой", — пишет Вэнс.

Маск не любит делиться своими заслугами с кем то другим и, зачастую, предстает, как человек, способный в одиночку сдвинуть горы. Описывая одну из первых моделей компании, Вэнс пишет: "В SpaceX инженеры впадали в коллективную ярость каждый раз, когда ловили а на заявлениях в прессе о самоличном проектировании ракеты "Falcon". На самом деле крайне зависим от людей более компетентных в ракетах и авто, с большим опытом в воздухоплавании и энергетике, а также имеющих больший опыт управления организациями. Те, кто выживает под гнетом а, оказываются "рабочими лошадками", отказывающиеся от любой публичной славы. В SpaceX, к примеру, есть Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell) - президент компании, управляющий операциями и проводящий переговоры. В Tesla, в свою очередь, есть Джей Би Штробель (JB Straubel) - глава технического отдела компании, ответственный за все основные технические достижения. Шотвелл и Штробель являются одними из тех "рабочих лошадок", которые всегда остаются в тени".

пишет Вэнс. (Мартин Эберхард (Martin Eberhard) один из основателей Тесла и ее первый CEO, по словам экспертов, внес в техническое развитие компании гораздо больше. Но у него были серьезные разногласия с ом, из-за которых ему пришлось покинуть компанию несколько лет назад.)

Компании Маска также сильно зависят от поддержки публики и удачно подобранного времени - эту реальность пытается не замечать. Когда он сопротивляется правилам НАСА или отказывается признавать зависимость SpaceX от космического агенства, может показаться безрассудным. "SpaceX остается на плаву за счет технологий, спонсированных государством и публичной поддержке", - уточняет Мариана Маззукато ( Mariana Mazzucato), экономист в Университете Сассекса и автор книги "The Entrepreneurial State".

В 2008, после трех неудачных попыток, SpaceX все-таки удалось запустить свою первую ракету - этого оказалось достаточно, чтобы получить контракт на полеты до МКС на 1,6 миллиарда долларов от НАСА. Годы спустя, большинство проектов компании, включая и полеты к МКС, существуют исключительно за счет государственного спонсирования. От вложений НАСА крайне сильно зависят всё технологическое обеспечение космических полетов. Не подумайте, что мы принижаем заслуги компании (в частности, снижение стоимости запусков ракет и, следовательно, возможности исследования космоса для кого-либо кроме миллиардеров), но SpaceX не является двигателем прогресса в исследовании космоса. Они просто наживаются на огромном количестве технологий и профессионалов, которые уже были до них. И делают все это в тот момент, когда поддержка НАСА снизилась, а государство приватизирует ключевые аспекты космических полетов.

В технологической сфере, мы должны правильно расставлять приоритеты и не давать излишнего внимания различным знаменитостям.



Более того, успех Маска в Tesla обеспечил государственную поддержку "чистых" технологий. Для начала, Tesla рассчитывает на литий-ионные батареи, популяризированные в 80х годах прошлого века, а также на щедрую поддержку от Департамента Энергии (the Department of Energy) и Национального Научного Фонда (National Science Foundation). Tesla существенно выиграла от гарантированных займов и федеральных субсидий. В 2010, компания достигла соглашения о ссуде с Департаментом Энергии на сумму в 465 миллионов долларов. (В данном соглашении Tesla согласилась производить батареи для других компаний, а также производить электрокары на территории США.) Кроме того, Tesla заработала 1,29 миллиарда долларов от штата Невада, в качестве налоговых льгот за то, что они создали "гигазавод" (gigafactory) для создания батарей для авто и простых покупателей. Также, по информации Los Angeles Times, за счет множества других скидок и льгот, компания заработала еще один миллиард.
Поразительно, что Маск настаивает на своем успехе и полностью отрицает важность государственной поддержки. (Он назвал материал от L.A.Times "обманчивым и вводящим в заблуждение", а телеканалу CNBC он сказал, что "никакие государственные субсидии не являются необходимыми", хоть и признал, что они были "весьма полезными").

Все нежелание Маска смотреть дальше своего носа очень напоминает еще одну похожую персону из прошлого - Стива Джобса. Как и Джобс, который больше заботился о дизайне своих товаров и не знал их ключевых характеристик, больше озабочен ручками на дверях электрокаров и структурой офисов в SpaceX. Подробная история Apple подтверждает, что успех компании зависел не только от работы определенных личностей, начиная от дизайнера Джонни Айва и т.д., но и от специфичного исторического контекста. "В iPhone не было ни одной технологии, которая не была бы спонсирована государством", пишет экономист Маззукато. Беспроводные технологии, Интернет, GPS, тачскрины и даже голосовой помощник Siri - Apple лишь удачно скомбинировала все эти технологии. Но за ними стоят долгие годы государственных вложений. Проще говоря - неужели вам кажется, что без таких личностей, как Джобс и , у нас никогда бы не случилось "смартфоновой" революции или не появилось бы потребности в электрокарах?

Это очень важно, поскольку идеология "великих людей" (great-man narrative) может стоить карьеры. Ранее она уже навредила всей культуре Кремниевой Долины. Данная идеология только поощряет по-настоящему отвратительное поведение. Маск известен, в первую очередь, за унижение собственных инженеров и увольнение сотрудников исключительно из-за собственной прихоти. В 2014, когда одна из его сотрудниц, посвятившая работе на Tesla и SpaceX 12 лет, попросила прибавку, уволил ее в ускоренном порядке. Подобные прихоти а никак нельзя считать полезными для бизнеса. Более того, они могут послужить прямой причиной для ухудшения отношений с государственными агентствами. По словам бывшего работника: "главный враг а - это сам , и то, как он ведет себя с подчиненными." Аналогичная ситуация была и у Джобса - он был известен за свой буйный нрав и неуважительное отношение к подчиненным. Как писал в его биографии Уолтер Исааксон (Walter Isaacson): "Грубость не была необходимой. Это больше вредило, нежели несло какую-либо пользу." И в случае с Кремниевой долиной, с ее известным разнообразием среди сотрудников, для привлечения большего количества различных профессионалов было бы гораздо полезнее рассказывать истории о тех сотрудниках, которые действительно внесли свой вклад в развитие новых технологий.

Мифы, сложившиеся вокруг персон Маска и Джобса также вредят и в другом плане. Если заслуги в развитии новых технологий будут закрепляться за лидерами как "единоличные", то им будет проще получать, непропорциональный их работе, доход, а компаниям будет тяжелее принять тот факт, что часть доходов надо возвращать в НАСА и Национальный Научный Фонд.

И, наконец, подобные тренды могут навредить нашему видению будущего. Зачем государству проделывать тяжкую работу по починке дорожных систем Калифорнии, когда Маск может запросто построить "гиперлуп" (hyperloop), который может переносить людей между штатами на скорости 760 миль в час? Действительно ли колонизация Марса является приоритетной задачей в развитии космической индустрии и стоит своих миллиардов? Мы должны правильно расставлять долговременные приоритеты без привлечения внимания к немногим "технологическим" знаменитостям.

Вместо того, чтобы концентрировать внимание на одной персоне, нам стоит сосредоточиться на контексте и оценить по достоинству роль государства не только как инвестора, но и как партнера в новых открытиях. Иначе, слишком высока вероятность того, что государственные вложения сократятся, что, в свою очередь, ставит под угрозу какие-либо будущие изобретения и прорывы. Как говорит Маззукато: "Глядя на успех и уважение, которое Маск заработал, не стоит забывать, что на самом деле является источником данного успеха."

Источник: http://www.technologyreview.com/review/539861/techs-enduring-great-man-m...

Материал подготовили:

Лиза Лихт
Евгений Фисюк
Максим Крылов