Крушение мифа о Цахале

На модерации Отложенный

Один из важнейших израильских мифов, гласящих, что ЦАХАЛ является "армией народа", продолжает разваливаться на наших глазах. Это связано, прежде всего, с тем, что изменились задачи, стоящие перед вооруженными силами. Прежде речь шла о защите границ (или линий прекращения огня), а также о подготовке к грядущим войнам.

Один из важнейших израильских мифов, гласящих, что ЦАХАЛ является "армией народа", продолжает разваливаться на наших глазах. Это связано, прежде всего, с тем, что изменились задачи, стоящие перед вооруженными силами. Прежде речь шла о защите границ (или линий прекращения огня), а также о подготовке к грядущим войнам.Теперь же армия, в основном, занята сохранением контроля над оккупированными территориями и наведением порядка в этих районах. И лишь в качестве дополнительной задачи она проводит учения, готовясь к большим войнам, вероятность которых становится все меньше. Когда израильское общество смотрит на себя в зеркало, оно видит совсем иной облик, кардинально отличающийся от того, каким он был 50, 30 и даже 20 лет назад. То же касается и Армии обороны Израиля, когда ЦАХАЛ смотрит на себя в метафорическое зеркало. Источники набора призывников на регулярную службу изменились, кадровый офицерский состав ничем не напоминает тот, что был в прошлом, резервистская служба стала фактически волонтерской. Лишь один из двух израильтян призывается на срочную службу. Лишь один из трех граждан, завершивших срочную службу, продолжает в течение последующих двух десятилетий ходить на резервистские сборы – если он этого хочет. Шесть десятилетий назад основатели ЦАХАЛа, министр обороны Давид Бен-Гурион и начальник генерального штаба Игаль Ядин, стремились сформировать милицию, состоящую из солдат, которые "находятся в отпуске 11 месяцев в году".

Такая милиция должна была быть готова по первому сигналу встать к оружию, а затем столь же стремительно вернуться на фабрики и пашни. Подобного рода военная концепция абсолютно не соответствует условиям 21-го века, социальным и экономическим. В конце минувшей недели в "Гаарец" был обнародован новый расклад сил, касающийся призыва граждан на резервистские сборы ("милуим"). Выясняется, что среди резервистов стало больше жителей периферийных городов и небольших поселков, а также студентов. Многие из них являются предствителями малоимущих слоев населения и нуждаются в социальных выплатах. Дни резервистских сборов считаются сегодня весьма дорогостоящим ресурсом, порой дефицитным. Армейские подразделения вынуждены с особой тщательностью распределять этот ресурс между своими людьми. Речь, таким образом, идет исключительно об экономических соображениях, которыми должны руководствоваться командиры ЦАХАЛа. Армия также недостаточно считается с проблемами студентов, когда серьезные учения назначаются в разгар университетской сессии. Возможно, статистика вводит нас в заблуждение, поскольку, например, понятие "небольшие поселки" включает в себя мошавы и киббуцы, которые в прошлом служили одним из основных кадровых резервуаров ЦАХАЛа. Многие офицеры и командиры подразделений были киббцниками. Однако тенденция ясна. Соображения, которыми руководствуются армейские руководители, становятся все больше финансовыми, а не идеологическими. В этом армейское руководство мало чем отличается от политического.