​Паоло Веронезе

Паоло Веронезе (Кальяри), родившийся в 1528 году в Венеции, по праву считается одним из величайших живописцев венецианской школы, наравне с Тицианом и Тинторетто. Наличие характерных для венецианской школы черт не исключает и неповторимую индивидуальность живописного стиля Веронезе. С характерной для гениев смелостью, художник сумел переосмыслить традиционные каноны и представить знакомые образы в новом свете.

Смелость взглядов художника коснулась, прежде всего, религиозной тематики. В его работах Иисус, апостолы и святые не просто помещены в современные для художника реалии — это был уже известный прием — но оказываются представлены, как живые люди, вместо образов, всем своим видом демонстрирующих духовное превосходство. Подобная смелость даже столкнула Паоло с инквизицией, узревшей ересь в его вариации на тему Тайной вечери, однако стороны сумели достичь компромисса.

Наставниками Веронезе были Антонио Бадиле, на дочери которого художник в итоге женился, и Джованни Франческо Карото — оба художника представляли живописную школу Вероны, влияние которой прослеживается на ранних работах Паоло.
 


Преображение Марии Магдалины, 1548.

 
В возрасте 23-х лет начинает получать заказы от знатных фамилий Венеции: семья Джустиниани пригласила художника для росписи стен церкви Сан-Франческо-делла-Винья, семья Соранцо наняла художника (а вместе с ним еще Джованни Баттисту Зелотти и Ансельмо Каннери) для росписи своей виллы под Тревизо. До нашего времени сохранились лишь фрагменты этих работ, но именно они, по мнению искусствоведов, сыграли важную роль в становлении репутации молодого художника.

Так, в 1552 году кардинал Эрколе Гонзага, двоюродный дед Гульельмо Гонзага, герцога Мантуи, заказал Веронезе алтарь для базилики Святого Петра — кафедрального собора Мантуи. Выполняя заказ, художник не упустил возможности изучить работы Джулио Романо, наиболее известного из учеников Рафаэля, одного из основоположников маньеризма.

В следующем году Паоло окончательно переезжает в Венецию, получив правительственный заказ на роспись потолков в Зале Совета Десяти (Sala dei Cosiglio dei Dieci) во Дворце Дожей. Затем он написал «историю Эстер» на потолке церкви Сан-Себастьяно. А в 1557 году Веронезе украсил фресками библиотеку Марциана, за что он был удостоен премии, присужденной Тицианом и Сансовино. Эти работы закрепили за Паоло репутацию настоящего мастера, выделив его имя среди венецианских современников.

Коронация Богородицы, 1555.

 
Во время перерыва в работе в Сан-Себастьяно, Веронезе украсил виллу семейства Барбаро в Мазере, великого архитектора Андреа Палладио. Прекрасно сработанные мифологические сюжеты фресок буквально лучились поэтическим вдохновением. Эти работы были призваны объединить культуру гуманизма с христианской духовностью. Заодно Веронезе написал и портреты некоторых представителей семьи Барбаро, после чего у художника не было недостатка в заказах на портреты для первых лиц республики.

Стоит заметить, что после завершения работ на вилле Барбаро художник встретился с ди Пьетро (настоящая фамилия Палладио, признаваемого одним из наиболее влиятельных архитекторов ever), и встречу эту современники характеризовали, как «триумф».

Портрет неизвестного мужчины (предположительно Даниеля Барбаро) и венецианки (La Bella Nani).

 
«Свадьба в Кане», написанная в 1562-63 годах, также была связана с Палладио. Работа была заказана монахами-бенедиктинцами для монастыря Сан-Джорджо-Маджоре (архитектором которого являлся Палладио), расположенного на небольшом острове напротив Собора Святого Марка, в Венеции. Спецификой заказа были огромный размер изображения (необходимо было покрыть 66 кв. м.) и обязательное качество используемых материалов (синяя краска и ее оттенки, к примеру, должны были содержать лазурит).

Договором также было предусмотрено, что картина должна содержать как можно больше рисунков (в результате на ней оказались портреты Тициана и Тинторетто, а также автопортрет самого Веронезе).
 


Свадьба в Кане, 1563.

 
Другой шедевр Веронезе — «Семейство Дария перед Александром». Картина отражает сцену, описанную у различных греческих, а позже и римских историков: Александр Македонский отпускает жену, дочерей и мать Дария III, после разгрома последнего в битве при Иссе. Что характерно, сцена носит ироничный и юмористический характер — мать Дария, Сисигамбис, преклоняет колено перед Гефестионом, перепутав его с Александром, но последний, понимая ее ошибку, переводит все в шутку.

По легенде, картина была написана Веронезе тайком, во время его отдыха в гостях семейства Пизани в их фамильной вилле. Он оставил полотно под кроватью в своей комнате, в знак благодарности хозяевам. Распространению данной легенды способствовал Гёте, посещавший в 1786 Венецию, гостивший в Палаццо Пизани-Моретта и вспоминавший после о данном полотне и истории его возникновения.
 


Семья Дария перед Александром, 1570.

 
Было также увековечено и удивительно счастливое морское сражение при Лепанто, в ходе которого в 1571 году флот объединенной Священной лиги разгромил османскую флотилию в Патрасском заливе у мыса Скрофа. Сегодня существует мнение, что чудесная победа европейцев — заслуга стихии — незадолго до сражения состоялось извержение вулкана Санторин, последствия которого и «покарали» сарацин, что образно изображено в виде помощи небесного воинства.


Битва при Лепанто, 1572.

 
Самой известной работой Паоло Веронезе является «Пир в доме Левия», изначально именовавшаяся «Тайная вечеря». Однако вольная трактовка обстановки и деталей композиции, присутствие не отмеченных в каноничных источниках действующих лиц — все это заинтересовало инквизицию, представители которой вежливо поинтересовались, не еретик ли Паоло часом? Но, благо, итальянская инквизиция действовала не так жестко, как испанская, а у самого художника к тому времени было достаточно покровителей из числа представителей политической, религиозной и экономической элиты. Так что суд состоялся более-менее честный, художник объяснил все элементы, присутствующие на полотне, а компромиссом стало переименование картины в «Пир в доме Левия».

Пир в доме Левия, 1573.

 
Будучи не только большого таланта, но и великого мастерства живописцем, желая сохранить свои полотна в веках, Паоло Веронезе много экспериментировал с грунтами, стремясь совершенству — благодаря этому и по сей день удивительные цвета его картин радуют глаз. Эмоциональностью своих картин художник снискал славу предвестника импрессионистов.

А если копнуть еще чуть глубже, то выяснится, что представители различных теософских обществ почитают Паоло Веронезе, как Павла Венецианца — последнюю известную инкарнацию великого Учителя Света, многие тысячелетия ведущего деятельность во благо развития творческого потенциала человечества. Павел Венецианец, кроме прочего, под именем Флорентиец присутствует в известном оккультном труде К. Антаровой «Две жизни». Однако тут уже мы вновь ступаем на шаткую стезю тайн, домыслов и догадок, а Паоло Веронезе — личность историческая, оставившая в наследие множество прекрасных полотен, трудами вписав свое имя в историю мировой культуры.
 


Поклонение волхвов, 1573.

Источник: https://estetico.me/posts/view/paolo-veroneze

3
1200
13