Враги России как вечная тема

 

Картинки по запросу враги россии фото

На днях узнал, что сегодня уже к иностранным агентам будут причислять и отдельных людей, российских граждан. Не думаю, что это решение вызовет возмущение и общественность выйдет на митинги протеста. Тема врагов, окруживших Россию, не так давно была в поле зрения социологов Левада‑Центра. Так вот, 66% россиян считают, что враги у России, без сомнения, имеются, а 23% и вовсе уверены, что наша страна окружена ими со всех сторон.

власть, политика, общество, иностранный агент, иноагенты

Конечно же, главным потенциальным губителем России на первом месте оказались США, на втором – Украина. И только 21% респондентов считают, что у нас нет врагов. Причем такая большая цифра миротворцев стала самым высоким показателем за всю историю опросов на эту тему. А он проводится почти 20 лет.

А вот «Росбалт» в лице журналиста Татьяны Хрулевой в начале прошлого года не обращался к массам, а попросил экспертов прокомментировать, почему эти почти суеверные представления перерастают в уверенность во враждебном отношении к нашей стране и что могло бы в этом разубедить.

Владимир Гельман, профессор Европейского университета в Санкт‑Петербурге и университета Хельсинки: «Этот опрос – наглядный пример того, как респондентов подталкивают к ответам. Сама формулировка вопроса подразумевает две вещи. Во‑первых, что враги у России по определению есть. Во‑вторых, они враждебны к государству в целом, а не просто к его руководству. То есть заведомо предполагается, что есть страны, являющиеся врагами некоторой политической общности как таковой. При этом непонятно, что имеется в виду: они неприязненно относятся к политическому курсу России или же в принципе хотят ее уничтожить. Естественно, задав таким образом условия задачи, получаешь соответствующие результаты.

Картинки по запросу враги россии фото

Сегодня нам постоянно твердят, что США плохие – вот они и стоят на первом месте. Если бы СМИ систематически сообщали, что главным недругом России стал Гондурас, подкрепляя эту информацию ужасающими картинками, то через какое‑то время он обязательно вошел бы во «вражеский список», даже затмив Украину».

Андрей Щербак, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований модернизации ЕУСПб: «Возможно, в России такое разочарование стало следствием неудавшейся попытки стать частью глобального Запада, в результате чего начался дрейф в сторону некого изоляционизма. Но в то же время нужно иметь в виду, что наша элита весьма конформистская. То есть она скорее не генерирует собственные убеждения, а транслирует настроения буквально нескольких первых лиц государства. И если завтра внезапно появится установка на дружбу с Вашингтоном, то можно легко предположить, что вчерашние антиамериканисты довольно быстро станут большими приверженцами США и через общественные каналы начнут рассказывать, как нам дружить с этой замечательной страной.

Говоря же о массовых настроениях, было бы очень интересно посмотреть на разбивку ответов на опрос Левада‑Центра по регионам и возрастным когортам. Почти наверняка молодые люди и жители крупных городов наименее враждебно относятся к остальному миру. А вот более возрастные россияне и те, кто живет в определенных регионах и отдаленных населенных пунктах, как правило, настроены гораздо агрессивнее. Я думаю, что большую роль здесь играют шансы того или иного респондента на связь с внешним миром. Кроме того, я уверен, что если уйти от отношений на уровне стран и задать вопрос, как люди относятся к иностранцам в обычных жизненных ситуациях, результат будет совершенно другой.

Большинство охотно сдали бы им квартиру, захотели бы вести с ними бизнес и поддерживали бы дружбу своих и их детей. Не сомневаюсь, что в этом случае антиамериканизм и негативное отношение к прочим государствам почти никто не демонстрировал бы».

Максим Горюнов, философ: «Нужно учесть два момента: «кольцо врагов» вокруг России косвенно свидетельствует о ее сказочном богатстве. Для россиянина, прописанного в спальном районе Рыбинска, чем плотнее это кольцо, тем выше цена у серой многоэтажки, в которой он живет, у дребезжащего отечественного автомобиля, на котором он ездит на работу, у загородного участка, на котором он вот уже третий год, начиная с русской весны, вынужден выращивать капусту и картошку, латая дыры в семейном бюджете. Если он попробует все это продать, нужно будет долго ждать покупателя и цена будет унизительной. Но «кольцо врагов» говорит ему, что его имущество – многоэтажка, автомобиль, участок и урожай картошки – на самом деле стоит очень дорого. Все эти солидные американские и европейские чиновники в костюмах и галстуках, которых он ежедневно видит по телевизору, спят и видят, как бы забрать его добро себе. «Кольцо врагов» – это не про тревогу, а про удовольствие: благодаря ему россиянин из спального района Рыбинска чувствует себя собственником недвижимости на миллион долларов, на которую претендуют люди из Белого дома и с Уолл‑стрит. Не самое плохое ощущение, надо заметить».

Петр Бычков, доцент кафедры политической психологии СПбГУ, кандидат психологических наук: «Причины, по которым такое большое количество россиян уверены в наличии у страны врагов, точно не нужно искать в нашей ментальности или в рассуждениях, что мы какие‑то особенные. Это совершенно не так. На мой взгляд, корни данной проблемы во многом кроются в информации, получаемой со школьной скамьи. С детства нам рассказывают, что Россия – держава, которая всех всегда побеждала исключительно в честном бою, никогда не вела захватнических войн, а наша разведка выполняла исключительно позитивные задачи. А вот с нами всю жизнь играли нечестно: и англичане, и немцы, и французы, и прочие неизменно стремились завоевать нашу территорию. Я не хочу сказать, что все эти утверждения полностью противоречат истине. Но характер подачи материала в итоге приводит к тому, что мысль о врагах становится совершенно естественной.

Последствия такого восприятия действительности на самом деле намного более серьезные, чем может показаться на первый взгляд. Подобные результаты опроса в том числе можно считать маркером психологического здоровья нации. 23% заявивших, что вокруг нас одни враги, – абсолютно нездоровый показатель. Ведь зачастую эти оценки переносятся и на личностный уровень. А люди, живущие с ощущением, что они находятся в «кольце врагов», по определению не могут себя чувствовать хорошо».

Валентин Бианки, политконсультант: «Властям любого государства удобно объяснять проблемы наличием врагов. В этом отношении Россия мало чем отличается от других стран. А то, что мы не изменно называем своим главным противником США, и вовсе неудивительно. Считать врагом самого сильного вполне нормально. Точно так же работают законы избирательной кампании – кандидат, претендующий хотя бы на второе место, по определению должен бросать вызов лидеру. Сопоставление себя с ним – это медийно‑политический и психологический механизм. То есть если наш враг США, значит, и мы великие.

Но в то же время столь большой процент россиян, считающих, что у нашей страны есть враги, которых довольно много, объясняется некой «невзрослостью» российского общества».

Источник: http://www.ng.ru/stsenarii/2019-11-25/10_7735_enemy.html

26
423
10