Где в Беларуси рассадник коррупции?

На модерации Отложенный

Где в Беларуси рассадник коррупции?

Взяточничество, коррупционные сговоры и «серые» схемы  стали практически нормой  для  строительной  и многих других отраслей  экономики Беларуси. Все это не только наносит стране огромные убытки, но и является одним из основных препятствий  для проведения реформ.

Об этом шла речь на прошедшем 18 апреля в Минске семинаре «Пути борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов в строительном секторе», организованном центром экономических исследований BEROC

В 2016 году BEROC провел масштабное исследование фирм занятых в строительной отрасли. Среди прочего был проведен анонимный опрос сотрудников 50 компаний, которые заняты в строительном секторе в Минске и во всех областях . Речь идет и о компаниях занимающихся отделочными, инженерными и прочими работами так или иначе связанными со строительством. Подавляющее большинство компаний заявило о том, что постоянно сталкивается с фактами коррупции и мошенничества. Среди них занижение доходов и численности работников, взяточничество, недобросовестная конкуренция и т.д.

«Так, 46% опрошенных заявило, что компании строительной отрасли скрывают около 20% своего дохода, еще 18% – считают этот показатель доходит до 70%. Только 18% считают, что строительные фирмы не занижают свои доходы, остальные – отказались отвечать на этот вопрос», - рассказывает научный сотрудник BEROC Анастасия Лузгина.

Еще хуже ситуация обстоит с занижением количества работников.

«30% компаний считают, что таких работников в строительных фирмах до 30%, а 34% опрошенных уверенно, что их количество может доходить до 95%», - рассказывает она.

Около половины сотрудников фирм заявило о том, что в строительной сфере имеют место скрытые зарплаты «в конвертах». Свыше 30% опрошенных заявило, что проигрывало тендеры в результате недобросовестной конкуренции. Более 60% заявило о фактах взяточничества. При этом 26% заявляют, что на неофициальные платежи идет до 30% доходов предприятия.

«Коррупция также является самым популярным ответом в открытом вопросе о критериях, которые являются барьером для развития отрасли», - рассказывает Лузгина.

С коррупцией можно столкнуться буквально на каждом этапе строительства, начиная с приобретения земли, заканчивая сдачи объекта в эксплуатацию, так как некоторые нормы санстанции и МЧС зачастую просто невыполнимы.

«Строительная отрасль имеет огромные возможности для коррупции и лоббизма т.к. она то появляется в сфере госзакупок, то исчезает. Так, в 2014 году указом Лукашенко она была исключена из сферы госзакупок, через год – снова появилась, осенью 2016 вновь была исключена президентским указом из сферы госзакупок», - рассказывает экономист Владимир Ковалкин.

Сейчас строительство регулируется отдельным постановлением правительства №88, которое делает ее абсолютно неконкурентной и не обязывает к участию в тендерах и аукционах.

Кроме того большой проблемой является отсутствие какой-либо статистики по госсзакупкам.

« 2015 года никто не ведет статистики по госзакупкам вообще. Раньше ее вел Белстат, потом он передал эти функции МАРТу (Министерству антимонопольного регулирования и торговли - БП),а МАРТ эту статистику решил просто не вести», -рассказывает Ковалкин.

Диапазон возможностей для коррупции в строительстве поистине огромен – об этом свидетельствует разнообразие уголовных дел фактам коррупции в отрасли. Среди наиболее вопиющих:

- Группа должностных лиц из числа руководителей и сотрудников Белорусского республиканского союза потребительских обществ получали взятки за предоставление проектных работ на объектах потребкооперации. Сумма взяток достигала 500 тысяч долларов в эквиваленте.

- Один из чиновников департамента строительства по городу Минску вынудил строительную организацию дать взятку в размере 5 тысяч долларов за выдачу заключения инспекции о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.

Кроме того фирма обязалась оплатить изготовление мебели в квартире жены чиновника. По факту проверки оказалось, что оснований, которые препятствуют выдаче такого заключения, не было.

- Директор одного из УКСов незаконно перечислил на счет строительной компании средства, предназначенные на ремонтные работы многоквартирного дома, которые по факту выполнены не были. При этом были подписаны акты приема-сверки строительно-монтажных работ. Ущерб в результате причиненный бюджету составил более 25 тысяч долларов.

- Чиновник за лоббирование интересов одного из ОАО получил внедорожник и корпоративную карточку, позволяющую бесплатно заправлять автомобиль бензином. Лоббирование заключалось в том, что частная структура была выбрана в качестве поставщика акриловых ванн на объекты строительства, а чиновник обеспечивал своевременное перечисление бюджетных денежных средств.

«По словам замначальника главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Эдуарда Никитина, из-за взяток и коррупции в строительстве Беларусь за год теряет около 60 панельных домов или одну «Минск-арену». Но вряд ли эти цифры даже близко отражают действительность. Ведь они отражают только количество раскрытых уголовных дел в строительстве. В действительности ущерб от коррупции намного выше», - рассказывает эксперт Национальной Академии наук Оксана Шелемет. – «Даже тот же указ президента №380 дает большие возможности его по-разному трактовать. С одной стороны он обязывает нас проводить подрядные торги, когда стоимость нашей закупки превышает 6 тысяч базовых величин (около 70 тысяч долларов), но с другой стороны тот же указ говорит, что при текущем ремонте мы вправе выбирать проводить ли тендер или процедуру переговоров. Но в текущем году даже моей организации на текущий ремонт выделено 200 тысяч долларов. В результате хоть сумма и намного выше, но мы не обязаны размещать заявку на сайте госзакупок, что создает опасность заключения коррупционного сговора».

Также в строительной отрасли сложно выявить коррупционность сделки. Только лишь цена приобретаемых товаров или услуг мало о чем говорит, так как при низкой цене зачастую страдает качество. Кроме того сложно выявить действительно ли выполнены другие условия сделки: действительно ли материалы были доставлены в срок, условно говоря через неделю, или с опозданием на полгода, с предоплатой или наоборот с отсрочкой. Все это создает огромные возможности для коррупции.

Подобные проблемы характерны не только для строительной, но и для большинства других отраслей белорусской экономики. И это, мнению экспертов, не только наносит огромные убытки бюджету и частному бизнесу, но и является одним из основных препятствий для проведения реформ.

«В конце 80-х я был в клубе молодых экономистов, который возглавлял Чубайс. И нам тогда казалось, что достаточно провести приватизацию и снизить барьеры для прихода в бизнес и экономика расцветет. Время показало, что это не так. В России, Украине и ряде других стран реформы оказались не очень успешными и по настоящему рыночными эти страны не стали. Дело в том, что для того, чтобы поменять систему нужно поменять ценности и ключевым элементом рыночной экономики является уровень доверия между людьми, а уровень доверия абсолютно коррелирует с уровнем коррупции в стране. Поэтому борьба с коррупцией это один из основных элементов формирования другой ценностной системы в обществе», - рассказывает академический директор BEROC Павел Данейко.

Как свидетельствует международный опыт, создать универсальные правила и законы, позволяющие избежать коррупционных схем невозможно, но коррупцию можно максимально снизить при помощи максимальной прозрачности всех административных процедур. Пока же Беларусь движется скорей в обратном направлении.

"Белорусский партизан"