Белорусы союзам предпочитают независимость

На модерации Отложенный
За три года союз с Россией потерял 11% приверженцев. Но выбирая между интеграцией с Россией или Европейским союзом, белорусы по-прежнему тяготеют к союзу с Россией. При этом, заметно растет число приверженцев развития независимой Беларуси. Такие данные представил в новом исследовании геополитических приоритетов белорусов BISS.

Доля приверженцев союза с ЕС уменьшилась с 28,1% до 17,1%. Однако наибольшая доля опрошенных предпочла бы жить в независимой Беларуси вне всяких союзов (30,9%). И это наиболее примечательный вывод.


 
Те, кто в целом имеет европейские ориентации, только в 17% случаев предпочитают жить в независимой Беларуси вне союзов. Те, кто делает пророссийский выбор, все же предпочитают жить в независимой Беларуси в 25% случаев.
 
Вместе с тем, если бы завтра на референдум был вынесен вопрос о присоединении Беларуси к ЕС, то количество проголосовавших "за" превысило бы количество проголосовавших "против".
 

 

 
Примечательно и понимание белорусами самой сущности интеграции.
 

 
При этом, к такому пока малопонятному образованию, как Евразийский союз положительно относятся 50,1% населения, а отрицательно - 15,3%. Тех, кому все равно, достаточно много - 25,8%.
 
Оценки отношений Беларуси с Россией и ЕС достаточно реалистичны.
 

 
Практически одинаковое число опрошенных белорусов (35% и 34%) считает, что у нас и с Россией и с ЕС отношения "ни хорошие, ни плохие". При этом очевидно, что отношения с Россией характеризуют как более позитивные.
 

Как белорусы выбирают союзников?

BISS задал респондентам прямой вопрос: чем должна руководствоваться Беларусь в выборе союзников? Ответы на этот вопрос подтвердили, что в выборе преобладает исключительный прагматизм. 72,9% белорусов считает, что при выборе союзников основным фактором должно являться улучшение экономического положения страны.
 
На втором месте вопросы безопасности – 10,6%. А вот вопросы демократии и прав человека, сохранения культуры и самобытности, сохранения привычного жизненного уклада достаточно маргинальны. И с 2010 года прагматизм белорусов только усилился.
 

 
Среди "еврооптимистов" процент выбирающих экономические мотивы даже выше (85,7%), чем в среднем по выборке (72,9%).


 
В целом белорусское общество адекватно оценивает возможные последствия от вступления Беларуси в ЕС. Сдержанный оптимизм в отношении повышения жизненного уровня населения и улучшения качества жизни сопровождается однозначными ожиданиями роста цен, повышения тарифов на коммунальные услуги и "утечки мозгов". При этом, никто не ожидает краха промышленности или потери национальной самобытности в результате интеграции с ЕС.
 

Кто что выбирает: социальные портреты

Молодежь в основном выступает за евроинтеграцию, а старшее поколение - за союз с Россией. Если тенденция сохранится, со временем группа, выступающая за ЕС, будет увеличиваться, а группа ориентированных на союз с Россией - сокращаться. Общие ориентации населения во многом будут зависеть от того, какие настроения будут сформированы у будущей молодежи.
 
Сторонники независимости по возрастной структуре близки к сторонникам союза с Россией.

 

 
Сторонники европейского выбора - это чаще всего неженатые молодые люди с высшим образованием, квалифицированные специалисты, продвинутые в плане информационных технологий. Однако эти характеристики во многом определяются возрастом.
 
Среди сторонников европейского выбора больше, чем среди других групп, работников бюджетного сектора (13% против 9% - в среднем), и также значительно меньше служащих и госслужащих (1% против 4% - в среднем).
 

 
Среди сторонников союза с Россией велика доля жителей Витебской области (20% при 12% - в среднем), среди сторонников ЕС - доля жителей Гродненской области (15% при 11% - в среднем).
 
И если такое распределение предопределено географически, то ориентации жителей Могилевской области вызывают особый интерес. Их мало среди сторонников независимой Беларуси - всего 8%, когда среди сторонников ЕС - 17%, что больше, чем в Гродненской, и почти столько же, сколько в столице.

Минск же демонстрирует большое количество приверженцев и союза с ЕС, и с Россией.
 
Также примечательно распределение групп по типам населенных пунктов. Жители малых и средних городов предпочитают независимость. На формирование таких ориентаций может влиять относительная простота и доступность органов местного самоуправления а также большее влияние государственных СМИ.
 

 
Интересно, что приверженцы полной независимости не являются однозначными сторонниками проводимой белорусскими властями политической линии, как можно было бы предположить.
 

Геополитические приоритеты во временной перспективе: кризис меняет все?

За три года со времени предыдущего исследования BISS геополитические ориентиры белорусов существенным образом изменились.
 

 
В 2011 году поддержка союза с Россией снизилась по сравнению с 2010 годом с 30,2% до 19%. В то же время наметилась явная тенденция в поддержку независимой Беларуси вне союзов: с 20,4% в 2010 году до 30,9 - в 2013-м.
 
Одновременно население Беларуси начало понемногу понимать, что нельзя быть одновременно в двух союзах и необходимо выбирать из имеющихся альтернатив.
 
Вероятно, информационные и торговые войны с Россией в 2010 году и экономический кризис 2011 года сыграли свою роль. Кроме того, процесс создания Таможенного союза и Единого экономического пространства вызвал ряд комментариев западных политиков и чиновников о невозможности одновременного нахождения в двух союзах и о необходимости окончательного выбора. В 2011 году белорусы впервые столкнулись с последствиями членства Беларуси в Таможенном союзе - повышением ввозных пошлин на подержанные автомобили. Это также могло поспособствовать падению популярности восточного вектора.
 

 
Совсем иная картина в динамике мотивов выбора союзников.
 

 
По сравнению с 2010 годом резко (с 55,1 до 72,9%) возросла доля тех, кто считает, что главным фактором в выборе союзников Беларуси должно быть улучшение экономического положения страны. Очевидно, что существенную роль в этом изменении сыграл опыт пережитого в 2011 г. экономического кризиса и общее снижение уровня жизни. На фоне повышения значимости экономических мотивов на 7% снизилась значимость фактора безопасности.