Вопрос о целесообразности работы

На модерации Отложенный

«Ленивых людей нет. Есть люди, которые не хотят тратить энергию нецелесообразно».

Недавно у меня состоялся интересный диалог с человеком по поводу рыночной и плановой экономики. Он сказал, что это неверное противопоставление, рынок тоже может быть планируемым. А противопоставить рыночную экономику можно лишь натуральному хозяйству.

В основе натурального хозяйства лежит, по его словам, «потребительская полезность», а я бы сказала ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Там ставится конкретная цель, связанная с ЖИЗНЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ, ощущаемой и осознаваемой всем обществом. В ходе движения к цели между членами общества распределяются функции, происходит структурирование общества, его самоорганизация.

В основе так называемой рыночной экономики лежит, по его мнению, стоимость трудозатрат. А если смотреть глубже – самореализация членов общества. То есть, например, если человек является сапожником, то он во что бы то ни стало старается сделать и реализовать как можно больше обуви. Ценность в данном случае представляет не сам человек, не общество в целом, а то, сколько продукции оно может произвести. Ценность человека ошибочно приравнивается количеству произведенных товаров или оказанных услуг (заработанных денег). Отсюда и проблемы перепроизводства, перепотребления, истощения ресурсов и т.д.

Некоторые считают, что цель человека в рыночном обществе – получить как можно больше материальных благ. Как сказал мой собеседник: «Сапожник хочет побольше материальных благ. Например, побольше водки. И ради этого старается произвести и продать побольше сапог. А если сапоги уже у всех есть, изобретаются модные сапоги». На самом деле люди работают для того, чтобы получить удовольствие от чувства собственной значимости, от полезности обществу. Но иногда, осуетившись, забывают об этом. И тогда сапоги выходят на первый план, заслоняя смысл жизни.

Я не призываю вернуться к натуральному хозяйству.

Я предлагаю снова положить в основу экономики понятие ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. Мы должны планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретную цель, на конкретную необходимость, а не на роль, которую мы хотим играть в экономике или политике. Именно цель должна определять функции, а не наоборот!

Нас с детства приучали к тому, чтобы мы выбрали какую-то профессию и стали специалистами. «Кем ты хочешь быть?» - спрашивали нас. При этом не замечали главного – кем мы являемся на самом деле.

Нас направляли, гнали вперед, в будущее, не давая оглянуться по сторонам, непосредственно исследовать реальность, понять – что мы можем сделать для этой реальности прямо сейчас? Вместо этого нам навязывали роли в каком-то придуманном сценарии с непонятной целью.

И вот сейчас, когда подрастают мои дети, я не хочу больше спрашивать у них: «Кем вы хотите стать?» Я просто хочу понять: чем я могу быть полезна прямо сейчас? Что я могу сделать? Может, это не так уж и много. Может, это какой-то пустяк. Но никто не делает этого, потому что все слишком заняты своими важными ролями, изобретением «модных сапог».

Когда-то нам обещали светлое будущее, в котором мы будем избавлены от труда, потому что всё будут делать машины и роботы, а человек будет занят творчеством. И вот сегодня, когда все технические возможности для этого есть, мы слышим повсюду возмущение, что растет безработица, что людей хотят заменить роботами. Что мешает заняться, наконец, творчеством, освободиться от рутинной работы? Та самая рыночная привычка оценивать себя и других по количеству труда.

Если человек в рыночном обществе не работает, не производит товар, то он никто. Поэтому лучше заниматься нецелесообразным делом, производить и навязывать никому не нужные товары, наращивать объемы, истощая природные ресурсы, лишь бы не потерять чувство собственной значимости!

Может, пора остановиться?