«Власть, заигрывая с православием, сама вскормила радикалов»

На модерации Отложенный

«Они поверили, что можно ставить свои условия и постоянно пробовали силы, раздвигая рамки. Поджигать кинотеатры, оказалось, можно. Кинотеатр загорелся. Дальше будет хуже» — Евгений Енин на DK.RU.

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— В понедельник нам очень повезло. Если бы Денис Мурашов на УАЗе, «заряженном» бочками с бензином и газовыми баллонами, въехал в фойе ККТ «Космос» не в 6 утра, а во время работы Уральского открытого фестиваля российского кино, если бы пожарным не удалось потушить огонь до того, как все это рвануло… Представлять даже не хочется, но мы имели все шансы попасть в заголовки мировых новостей.

Но… Официально терактом это действие не признано, правоохранители тщательно подчеркивают, что поджигатель состоял на учете у психиатра. Ну да, преступление совершил псих-одиночка, что с него взять, кроме анализов. Shit happens, никто не виноват. А почему поджег именно кинотеатр — так псих же.

Про психа хорошо шло ровно до того момента, когда стало известно, что именно говорили ему голоса. Сжечь кинотеатр Денис Мурашов решил потому, что там могли показать «Матильду» (от редакции DK.RU: на распространенных в интернете видеозаписях допроса Мурашов не упоминает кинофильм «Матильда»; информацию о религиозных предпочтениях и мотиве поджигателя опубликовали некоторые региональные СМИ со ссылкой на собственные источники). Самый знаменитый еще до премьеры российский фильм 2017 года. Так что давайте без лишних трепыханий признаем, неофициально, конечно, следующее:

1| Это был теракт. Когда что-что взрывают или поджигают, чтобы повлиять на общество, добиться каких-то решений власти, отомстить за «поругание» святынь, это — образцово-показательный теракт.

2| В России существует православный экстремизм, православные радикальные течения. И под их влиянием слабые на голову граждане могут устраивать теракты, не вступая в ряды экстремистов и не получая их удостоверения в торжественной обстановке. Ровно так же, как террорист с ножом и топором в Сургуте не был официальным членом запрещенной в России ИГИЛ.

3| Рано или поздно что-то такое должно было случиться.

Есть такая организация, само название которой как списано с «Исламского государства»: «Христианское государство — святая Русь». В России ХГСР не запрещена, у нее есть сайт, физический адрес: ул. Б. Полянка, 30, 8 (495) 205-40-84 +79135009999. И эта организация рассылает тысячи писем директорам кинотеатров: «Выйдет «Матильда» — выйдут тысячи за Правду, а вслед за ними выйдут тысячи «хоть за что», тысячи провокаторов, получивших свою долгожданную возможность разорвать Россию и ее народ… Провокаторы проплатят поджоги. Много средств даже не нужно — за каждый подожженный кинотеатр многим будет достаточно 5-10 тыс. руб. Оппозиция тратит сотни миллионов на то, чтобы начать войну, на то, чтобы расшатать народ. Но выход на экраны «Матильды» повлечет за собой страшные для всей России последствия — всего за 10 млн руб. можно сжечь все кинотеатры России».

Первое письмо, где говорилось о горящих кинотеатрах, они разослали в начале года: «Если выйдет фильм «Матильда», кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди. Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых православной церкви и провокация к «русскому майдану».

В России запрещены «Свидетели Иеговы». Кто-нибудь скажет без Гугла, чем они опасны? А тут организация настойчиво предвещает поджоги кинотеатров — вуаля, кинотеатр горит, и не похоже, чтобы эта организация по адресу Б. Полянка, 30, кого-то заинтересовала.

От причастности к поджогу «Космоса» и студии Алексея Учителя «Рок» в Питере «Христианское государство» открестилось: «Не исключаем того варианта, что поджоги были совершены с целью провокации теми же самыми силами, что и заказали х/ф «Матильда» к столетию кровавого переворота в России». Но ролик с кадрами поджога на их сайте снабжен подписью: «Сжигают (взрывают) кинотеатр в Екатеринбурге, руководство которого яро планировало показ фильма «Матильда», и идет этот ролик с такой пафосной музыкой, что так и представляешь — смотрят его эти «христиане» стоя и торжественно крестясь.

И если эта организация маргинальна и известна благодаря письмам с прогнозами пожаров, то депутат Госдумы Наталья Поклонская, лицо «русской весны», со своим явно нездоровым царелюбием — это вполне мейнстрим и доступ к СМИ на первых кнопках. И сборы подписей за запрет «Матильды» в некоторых епархиях — это открытое, публичное действие.

Впрочем, РПЦ на это официального благословления не давало, и Путин говорил, что запрещать «Матильду» не надо, и самый близкий к Президенту иерарх РПЦ, викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Тихон (Шевкунов) только что в Екатеринбурге фактически высказался против запрета фильма. Но голоса, объявляющие «Матильду» средоточием зла, а его премьеру — национальной катастрофой, звучат гораздо громче тихого формального «запрет — не наш метод».

И рано или поздно должен был найтись человек, который к этим голосам прислушается и решит перейти к делу. И если голоса звучали в голове, то они всего лишь повторяли то, что раздается из каждого утюга.

Эту кампанию на тему запрета фильма надо было пресекать на корню. Призывать бойкотировать фильм? Сколько угодно! Лет 15 назад иеромонах Флавиан у того же «Космоса» зимой лежал на картонке: пусть те, кто идет на концерт Бориса Моисеева, перешагнут через священника. Давайте, ложитесь у кинотеатров. Подавать в суд, писать заявление в полицию о своих оскорбленных чувствах? Вперед, статья об оскорблении чувств верующих — это юридическое ублюдство, но суд — конвенциональный инструмент.

А вот требование запрета фильма для всех, потому что он оскорбляет кого-то — это такой православный трибьют запрещенному в России ИГИЛу. Исламские радикалы тоже хотят, чтобы все жили так, как они считают правильным.

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ В СВЯЗИ С НАПАДЕНИЕМ НА ККТ «КОСМОС»:

 

«Психический недуг человека, совершившего преступление 4 сентября, не дает кому бы то ни было права на необоснованное установление связи между позицией православной общественности против фильма «Матильда» и подобного преступного деяния, поставившего под угрозу общественную безопасность, жизнь и здоровье людей.

Выступая против художественного изображения прославленных в лике святых членов Царской семьи образом, унижающим достоинство верующих людей, представители Екатеринбургской епархии всегда подчеркивали, что выражение несогласия против фильма «Матильда» должно находиться в рамках закона.

В то же время констатируем, что цивилизованный диалог, связанный с выходом фильма «Матильда», отсутствует, что создает потенциал для развития конфликтов, связанных с нежеланием авторов фильма слышать обеспокоенности верующих людей. Выражаем опасения, что в год столетия трагической гибели Царской семьи демонстрация художественных произведений, разделяющих граждан России, не может быть средством построения мира и взаимного уважения».

 

Подведем итог.

Группа радикалов, точнее, несколько групп: движение «Царский крест», «Христианское государство», Поклонская и фанаты, царебожники, попытались взять под контроль часть нашей светской жизни. Если бы получилось запретить «Матильду» — например, она не получила бы прокатного удостоверения, они пошли бы дальше. Если о святом можно говорить, только восторженно крестясь, то есть, где разгуляться: от школьной программы до рок-оперы «Jesus Christ Superstar», которую уже кое-где пытались запрещать.

Власть, заигрывая с православием, уделяя РПЦ куда больше внимания, чем полагалось бы по реальному влиянию на общество, сама вскормила радикалов. Радикалы поверили, что им можно ставить свои условия и постоянно пробовали силы, раздвигая рамки. Обещать горящие кинотеатры, оказалось, можно. Кинотеатр загорелся. И дальше будет хуже, если радикалов не загнать под лавку.

И да, не могу не добавить: Николай Романов канонизирован за смерть, его жизнь — не святая и не жизнь святого, это официальная позиция РПЦ, с балеринами он мог делать что угодно, не пороча нимб, так что матчасть эти православные не знают, что, впрочем, типично.