Реновация и депортация

На модерации Отложенный

На следующей неделе Государственная дума намерена рассмотреть в первом чтении законопроект № 120505-7. Под сложным и невнятным  названием фигурирует громкая  инициатива о так называемой реновации жилья или сноса московских хрущевок.

Процесс этот не нов – сносить хрущевки начали в 1999 году, еще при мэре Юрии Лужкове. В 2011 году принята уже собянинская программа, которую планировали завершить в 2018-м. Под снос предназначались 1722 панельных пятиэтажных дома общей площадью более 6 млн кв.м. К настоящему времени по этим программам осталось снести около 70 домов.
И вдруг, не дожидаясь завершения  программы, объявлено о новой, куда более масштабной – под снос попадает более 8 тысяч домов. Хотя хрущевок (то есть пятиэтажек всех серий, включая кирпичные, построенные между 1959 и 1966) в столице осталось 7 тысяч. 
О грандиозных намерениях стало известно на февральской встрече Владимира Путина и Сергея Собянина. 

21 февраля во время встречи президента Путина и мэра Собянина можно было уловить следующий диалог.

С. Собянин: Заканчиваем программу реновации жилого фонда, снос хрущевок... Несмотря на то, что мы эту часть программы реализовали, в Москве немало еще остается жилья, мягко говоря, некомфортного, по большому счету ветхого, жилья. Это пятиэтажки примерно таких же серий, как мы снесли, но их значительно больше – около 25 миллионов квадратных метров, в них проживает 1миллион 600 тысяч москвичей.
В. Путин: Мы с вами уже говорили на эту тему. Я знаю настроения и ожидания москвичей. Ожидания связаны с тем, чтобы эти дома снести и на их месте новое жилье построить. Мне представляется, что это и было бы правильным решением».

Затем стремительными темпами инициатива обретает формат законопроекта. Ее поддерживает и Мосгордума. Сомнений в исходе голосования нет. Однако московские чиновники формальностей решили не дожидаться. С 19 апреля  объявлены встречи глав управ с населением, на которых будет обсуждаться программа. До 1 мая планируется составить предварительный список домов, подлежащих сносу.
Все это подается властью в качестве великого благодеяния. Однако сама стремительность рассмотрения проекта, касающегося жизни полутора миллиона москвичей, тревожит.

Столь глобальные решения принимать можно только после тщательного и длительного обсуждения, взвесив все за и против. Но только в том случае, если речь и впрямь идет об общественном благе.

Скоропалительно же, как показывают реалии, единороссы проводят наиболее одиозные и антисоциальные законы, чтобы никто не успел понять, в чем подвох.

Показателен сам список авторов законопроекта. Депутаты Государственной думы Н.Н. Гончар, И.В. Белых, Г.Г. Онищенко, Е.В. Панина, В.И. Ресин, А.В. Жарков, В.В. Селиверстов, А.Б. Выборный, Д.А. Морозов, Н.Т. Антошкин, В.А. Крупенников, М.В. Дегтярев, П.О. Толстой, Л.Н. Духанина, И.М. Тетерин, Д.В. Саблин; члены Совета Федерации З.Ф. Драгункина, В.И. Долгих.

Все они, кроме либерал-демократа Дегтярева, – члены «Единой России».

Отдельная тема, кто из них имеет свой конкретный интерес, а кто просто решил засветиться в качестве благодетелей.

Но в домах, подлежащих «реновации», они явно не живут. А потому вряд ли озабочены проблемами тех москвичей, которых она коснется.
При этом юридического объяснения слова «реновация» не существует.

«Проект, используя понятие «реновация жилищного фонда», не дает его легального определения. Действующее законодательство также не содержит понятия «реновация жилищного фонда»… Указанные условия позволяют свободно трактовать понятие «реновации жилищного фонда», говорится в отрицательном отзыве на законопроект Общественного консультативного совета политических партий при Мосгордуме.

С латыни «renovatio» переводится как обновление.

В РФ последние четверть века традиционно обозначают грандиозные аферы иностранными терминами, которые, впрочем, в нашу жизнь и язык входят с очень определенным значением, сильно отличающимся от исходного.

Ваучеризация – обман населения страны на государственном уровне;

приватизация – разграбление общенародной собственности;

оптимизация – уничтожение промышленности и социалки;

инновация – бесполезное или вредное нововведение за счет бюджета.

Видимо, в этом ряду окажется и реновация, которую уже называют разновидностью депортации.

Президент Путин с уверенностью высказался об ожиданиях москвичей (мол, желают сноса), но выяснилось, что все не так просто.

На многочисленных интернет-форумах звучат возмущенные голоса.

В минувший четверг к Мосгордуме на встречу с депутатом от КПРФ Еленой Шуваловой (пока такие встречи окончательно не запретили) пришли сотни горожан, чтобы выразить свое отношение к антисоциальному законопроекту, который уничтожит комфортную городскую среду, развязывает руки строительной мафии, нарушает права их личной собственности. 

Вот характерное мнение жительницы кирпичной пятиэтажки Татьяны Е.: «Эти дома золотые. Они простоят 150 лет, просто надо вовремя делать капремонт, на который сдирают с людей немалые деньги. Только я с середины 2015-го заплатила около 30 тысяч рублей!».

Но зачем в принципе понадобился законопроект о сносе хрущевок? Неужели за двадцать лет не отработаны механизмы переселения?

Ответ на этот вопрос в недавнем интервью «Ведомостям» дал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин: «Продление программы сноса (на прежних условиях) практически невозможно.... При ее реализации мы столкнулись с рядом трудностей: во-первых, отсутствие земли, во-вторых, часть жителей категорически отказывалась переселяться в другие дома. В-третьих, это требует колоссальных ресурсов».

Никто не откажется выехать из «развалюхи, в которой жить невозможно», в благоустроенное жилье.

Значит, речь не об улучшении жилищных условий горожан. Их и раньше пытались переселить из хороших московских районов куда подальше.

Но до сих пор они хотя бы теоретически имели возможность по суду потребовать достойного жилья или компенсации за свою собственность.

Новая программа призвана узаконить беззаконие.

На госдумовских парламентских слушаниях депутат Галина Хованская сделала заключение, что законопроект противоречит основам земельного, градостроительного, гражданского законодательства, а самое главное – интересам москвичей, потому что грубо нарушает их права. К сожалению, созванные участники мероприятия к ней не прислушались, поддержав «реновацию».

Именно для освобождения московской земли от домов и живущих в них москвичей, а не для ликвидации аварийного жилья, и затеяна «реновация».

Так, недавние «ночи длинных ковшей», когда в пыль превращены сотни магазинов, торговых центров и т.п., проведены не для благоустройства города, а для расчистки земли под нужды избранных.

И тут кроется первый обман.

Речь идет не о сносе ветхого и аварийного жилья. Под снос предназначены целые кварталы с самыми разными домами.

В законопроекте говорится, что органы государственной власти Москвы сами определяют перечень серий и шифров проектов многоквартирных домов, подлежащих сносу. И ни слова про хрущевки, этажность, ветхость.
Так что москвич, живущий в кирпичном доме или крепкой панельке с хорошим двором, рядом с метро, магазинами, поликлиниками где-нибудь на Преображенке или в Щукино, неожиданно для себя может узнать, что должен убираться с удобного места. А тот, кому потолок на голову падает, но дом находится на непривлекательной для реноваторов территории, переселения не дождется.

«Блочные пятиэтажки по качеству гораздо лучше новых панелек. Они требуют только профилактики и ремонта. А если говорить о кирпичных домах – их сносить это вообще растрата и преступление», – отмечает участник одного из обсуждений Николай Л.

В упомянутом разговоре Путина и Собянина столичный градоначальник заявил: «Стоит, чтобы 1 миллион 600 тысяч жителей города получили новое современное жилье взамен этого ветхого, которое, я боюсь, через 10–20 лет просто станет аварийным, несмотря на наши потуги в его ремонте».

А ведь какие страсти кипели вокруг огромных сумм в квартирных платежках за так называемый капремонт! Эти поборы власти отменять не намерены, вот и получается, что граждане платят значительные деньги за ремонт, который не производится.

Вместо того чтобы разобраться с коррупционными схемами и отремонтировать дома, которые по признанию мэра и в теперешнем состоянии могут простоять десятилетия, их хотят ликвидировать.

Второй обман: переселенцам ехать далеко не придется, останутся на той же или соседней улице.
Но в законопроекте и речи нет об улице (разве что о районе или округе).

На освободившемся месте наверняка будут строить жилье коммерческое. А районы в Москве очень велики и неоднородны. Так что у жителей кирпичной пятиэтажки в районе площади Гагарина (15 мин. на метро до центра) есть все шансы оказаться в Южном Бутово. Хотя есть такие, кто готов переехать подальше  от Волоколамского шоссе или от промзоны в Гольяново. Но парадокс в том, что они-то как раз не переедут...

Третий, пожалуй, самый главный обман: предоставляемое жилье лучше старого. Потому-де, что новое и с лифтом. Конечно, «сталинские» дома или кирпичные здания 70–80-х годов лучше хрущевок, даже самых приличных. Как и элитные новострои. Но туда переселенцам путь заказан. 
Между тем возводимое ныне жилье, даже коммерческое, очень плохого качества. Не говоря уже о социальном, куда и будут переселять. Пожилому человеку, конечно, трудно без лифта жить на 4–5 этаже. Но на 23-м – с постоянно неработающим – невозможно. 

2 февраля в нашей газете был опубликован материал «Из старой руины в новую», как подобное «новое жилье», куда переселяют из аварийного, в считаные годы (а то и  месяцы) становится совершенно непригодным. 
Между тем в законопроекте о московских «реновациях» содержится вопиющая норма: «Если для подготовки документации по планировке территории, проектной документации требуется отступление от требований, установленных техническими регламентами, сводами правил, в том числе от санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной и иной безопасности, по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы допускается выдача специальных технических условий». 

Теперь застройщикам по закону хотят разрешить нарушение строительных, санитарно-эпидемиологических и пожарных норм. Абсурд, грозящий катастрофами!

Люди задаются и другими вопросами: какой ремонт будет в новых квартирах? Даже в давно не обновлявшихся хрущевках часто есть паркет, деревянные оконные рамы. В современном соцжилье – плохой ламинат да некачественные пластиковые окна. Но и такое «улучшение условий» получат далеко не все.

Единоросс из Мосгордумы Андрей Метельский как о великом даре сообщил: его фракция выступила с предложением, чтобы социально незащищенные переселенцы получили квартиры под ключ. Получается, остальным надо будет въезжать в пустые бетонные коробки без отделки? Правда, после десятков возмущенных комментариев Метельский подправил сообщение: мол, под ключ будет для всех. Но надежность таких обещаний понятна. А как быть тем, кто недавно сделал ремонт? «Кафель, полы приличного качества, стоят очень  дорого, и с собой не увезешь. Будут ли за это компенсации?» – осведомляются граждане. И сами же себе отвечают: конечно, нет!
«В обмен на наши норки нам предлагают отнюдь не дворцы, а такие же норки. Зачем мне +2 метра к кухне против переезда неизвестно куда, в как-нибудь построенные панельки?» – сомневается Наталья В.

Но понимают это не все. Чаще всего в заблуждение вводят наиболее социально незащищенных, отчаявшихся получить причитающееся им по закону жилье.

И это еще один обман – самый циничный, потому что интересами этих людей власть будет прикрывать произвол. 

«Мои пожилые родители живут в кирпичной пятиэтажке на Полежаевской. Переезжать не хотят. Дом хороший, рядом парк, зеленый двор. А соседи, у которых маленькая двушка и трое детей, стоят на очереди –  при Собянине она встала и не движется. Они мечтают получить новую квартиру», – пишет Елена Л.

Между тем в законопроекте о реновации сказано: «Гражданам… предоставляются равнозначные жилые помещения».
Равнозначность – это соответствие по метражу и количеству жилых комнат. Всё. Так что улучшить жилищное положение по метражу, получить две квартиры вместо  одной (кроме коммуналок) без доплат невозможно. В том числе очередникам. 

Хованская предложила заменить понятие «равнозначное» на «равноценное», чего требует и 35-я статья Конституции. Ведь в рыночную цену жилья входит не только площадь, а его местоположение, окружающая инфраструктура. Так что квартиры в сносимом жилье зачастую намного дороже, чем те, что получат переселенцы. Государство обязано выкупить жилье по коммерческим ценам.
Но мэр уже сказал, что возиться с каждым по отдельности, а уж тем более тратить деньги на выкуп – не будут. А к несогласным, которым предложат всего один вариант (сейчас три), через 60 дней пришлют приставов – депортировать насильно. Новый закон позволит.

В настоящее время московская власть обязана:
– По закону предоставить социальное жилье тем, кто стоит на очереди или живет в аварийном. Для этого существуют специальные программы, выделены огромные бюджетные средства.

– Следить за состоянием жилого фонда и в срок ремонтировать его, на что также выделяются бюджетные средства, кроме того ежемесячно взимается плата с собственников и квартиросъемщиков.

– При изъятии законной собственности для нужд города расплатиться с гражданами по реальной цене.

Реновация освобождает власти от всех этих обязательств. При этом происходит двойная дискриминация. Лишаются социального жилья те, кто имеет на него право, но не проживает в хрущевках (теперь на них средств точно не хватит). Подвергаются, по сути, насильственному выселению те, кто не нуждается в переезде и не желает его. 

Неожиданные для власти протесты потребовали словесного камуфляжа. Мол, сноситься будут только дома «в плохом состоянии» и при согласии 90% жильцов.

Но ни критериев плохого состояния, ни механизмов получения согласия не существует. А фиктивные собрания «требующих сноса» – чиновники уже проводят. 

Так что скоро Москва окончательно превратится в мегаполис «золотых клеток для богатых» и окраин-гетто.

В этих гетто не только нет архитектурных красот (в чем всегда упрекали панельную застройку), но полностью отсутствует здоровая среда.

Только бесконечные пробки, бетон и стены новостроек, закрывающих небо.

Общая стоимость программы реновации составит порядка 3,5 трлн руб., сообщил один из соавторов законопроекта Николай Гончар.

Сколько возможностей для распилов и откатов!

Какие перспективы для сверхдоходов у строителей-монополистов и их властных покровителей!

А живущим за МКАД не следует утешать себя: мол, москвичи с жиру бесятся.

Если в столице узаконят беззаконие, завтра любого россиянина смогут беспрепятственно вышвырнуть из его квартиры, дома, с садового участка, если земля зачем-то понадобится олигархической коррумпированной власти.

Екатерина Польгуева