Правда о войне 1812-го года
На модерации
Отложенный
Европа, Наполеон и туземцы
Возьмем совершенно другую эпоху: самый конец XVIII — начало XIX века. Эпоха войн с Наполеоном. Судьба двух поколений — война, участие в больших европейских войнах. В XX веке войны такого масштаба назвали бы Мировыми. 1799 год — поход Суворова в Италию, разгром французов на реке Ада и взятие Нови, знаменитый переход через Альпы, штурм Чертова моста, Сент-Готарда.
1805–1807 годы: Аустерлиц, Шенграбен, Прейсиш-Эйлау, Креме, Пултук (это только места крупных сражений, в которых участвовали десятки тысяч человек).
Лето 1812 года: война с Наполеоном перехлестывает из Европы в Россию.
1813–1815 годы — бесконечная война с Наполеоном в Европе.
Историки справедливо замечают — странный провал зияет в дворянских фамилиях. В 1820, в 1825 году, в 1830-х годах действуют или старики, родившиеся в 1760–1770 годах. В эпоху войн с Наполеоном им было за сорок — очень солидный возраст по понятиям того времени. Или действуют люди совсем молодые — люди, родившиеся с 1795 по 1810 год.
Под Аустерлицем ревели пушки, и всадники на всем скаку рушились, встречая картечь. А им было от силы 5 или 7 лет.
Пылала Москва, пылила Старая Калужская дорога под сапогами, Кутузов произносил свое знаменитое: «Потеряем Москву — спасем Россию. Защитим Москву — потеряем армию и погубим Россию». А защитникам было от 5 до 15 лет. Самые старшие уже хотели в армию, остро чувствовали себя обнесенными чашей на пиру жизни… Так ощущал себя и Александр Сергеевич Пушкин в 1812 году.
К 1820 году поколение, опоздавшее бить Наполеона, повзрослело, сделалось заметной частью общества. С ними, с племенем младым, незнакомым заметны те, кому уже за 50, за 60. И очень мало людей, родившихся между 1775 и 1790 гг. Войны с Наполеоном — это совсем не войны с Турцией или с дикими кочевниками. Целое поколение выхлестано в войнах с Наполеоном.
Какое поколение? Дворянское. Трудно найти дворянскую семью, в которой нет по крайней мере одного-двух убитых. В некоторых семьях вообще не осталось мужчин. Масштаб потерь такой же, как во всем народе во время Первой и особенно Второй мировых войн.
Но ведь нет ничего подобного для остальных 40 миллионов населения Российской империи! В рекруты брали одного из тысячи, во время войн с Наполеоном — пятерых из тысячи. Жребий не бросали среди единственных сыновей и среди первых сыновей. Из русских туземцев воевали и сложили головы немногие, буквально единицы. Сто — сто пятьдесят тысяч человек на 40 миллионов всего населения — это совершенно другой масштаб, чем 10–15 тысяч на сто тысяч дворян.
Крестьяне воевали и в партизанских отрядах, Смоленск зажгли сами же его жители… Все так, но ведь достаточно посмотреть на карты того времени, и видно — война шла узкой полосой в сто-двести верст. В ста верстах к северу или югу от этой полосы никакой войны не было. Самое большее 1 миллион русских туземцев (2–3 % общего числа) жили в этой полосе и вообще видели французского солдата или офицера — а не то что воевали с французами.
Из русских европейцев воевали 20–30 % всего мужского населения.
Из туземцев — от силы 2 %, в десять раз меньше.
К тому же кто сказал, что все крестьяне поголовно воевали с Наполеоном? Или скажем так — что они воевали ТОЛЬКО с Наполеоном? О патриотизме русских крестьян написано и сказано много. Старостиха Кожина, ведущая пленных французов, крестьяне, сжигающие хлеб и угоняющие скот, лишь бы не достался французам… Это было.
Но было и явление, которое некоторые историки называют «вторым изданием пугачевщины»: как только рухнула власть Российской империи, так крестьяне начинают войну и с французами, и с русскими войсками. Они жгут помещичьи имения, не пускают на свою территорию никаких вооруженных людей — обеих армий.
Говорить, писать, даже упоминать о таких действиях считалось глубоко непатриотичным, даже неприличным. Есть туманные упоминания о крестьянской войне в «Войне и мире» Льва Толстого: история бунта в имении князей Болконских, в Богучарове. Мужики этого села все время руководствуются какими-то неясными слухами (потому что дикие); толкуют про то, что еще в 1797 году воля выходила, до господа отняли; пытаются переселяться на «т`плые реки», то придумывают еще какую-нибудь несусветную глупость. Слух о приближении Наполеона соединяется для них «с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле» [68. С. 147].
Этот пересказ «неясных слухов» не так уж трудно понять, без всяких ссылок на непостижимость народного инстинкта… Крестьяне Богучарова хотели свободы, бежали на Кубань и ничего не имели против прихода Наполеона. Помещику же своему от души желали провалиться под землю, быть унесенным вихрями враждебными или погибнуть в войне с французами.
В истории, которую рассказывает Л. Толстой, вс` «правильно»: и мужики дикие, и поступки их нелепые; сами не понимая, зачем это нужно, мужики пытаются удержать княжну Марью… и мгновенно приходят в себя, стоит Николаю Ростову дать главному зачинщику по морде и заорать классическое:
— Шапки долой! [68. С. 166–167].
Но современники описанных событий (и современники Льва Толстого, поколением младше) могли читать эту историю совсем по-другому.
В XX же веке о крестьянском сопротивлении того времени написана даже специальная книга Василия Ивановича Бабкина… Но ее — уже в советское время, в 1970–1980 годы, никто не хотел печатать, несмотря на лояльнейшее название: «Специфика классовой борьбы в эпоху 1812 года». Ведь «как известно», крестьяне были невероятными патриотами!
Многие стороны Отечественной войны 1812 года скрываются до сих пор. Читатель! Слыхали ли вы хоть что-то про Русский легион армии Наполеона? И знаете ли вы, кто в нем сражался и с кем? А основу этого легиона (порядка 8 тысяч человек, не крупинка) составляли, во-первых, военнопленные в войнах 1798–1807 годов и, во-вторых, беглые русские крепостные.
Замечу — военнопленных никто не принуждал воевать со своим Отечеством. Они преспокойно жили во Франции или в германских городах, получая довольствие от властей и не подвергаясь никаким репрессиям.
Даже к труду их никто и не думал принуждать. Участие военнопленных в войне на стороне Наполеона было совершенно добровольным.
Что до крепостных… Большинство из них происходили из Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики — оттуда ближе до Польши и Германии. Но порой на Запад бежали и крестьяне из Великороссии. Шли ночами, прибивались к шайкам воров, приставали к гуртовщикам и мелким торговцам…
Эти люди шли в армию Наполеона из идейных соображений — ведь сами-то они уже бежали, они-то уже не крепостные! Эти спасшиеся из рабства хотят освободить уже весь народ, для этого и идут к Наполеону.
Сам-то Наполеон колебался. Ему хотелось стать освободителем, спасителем русского народа от средневековья и феодализма… Нес же он Кодекс Наполеона в Германию! Итальянский скульптор Конора изобразил Наполеона в виде Аполлона, дарующего Северной Италии свободу. Четырехметровая статуя из черного мрамора до сих пор стоит в Музее изящных искусств в Милане.
Две очень похожие статуи, только белого мрамора, везли в обозах французы, вступая в Москву. На обеих статуях работы Антуана-Дени Шодэ Наполеон изображался в римской тоге и в руках держал свиток — декрет об отмене крепостного права в России.
Действительно, уже готов был и текст такого декрета, позаботились и о наглядной агитации… А вот приведен в действие декрет не был. Невольно напрашивается мысль: может быть, Бонапарт своим хваленым звериным чутьем почуял — в России это не пройдет?
Кстати говоря, символика этих статуй — что в Милане, что в обозах Великой армии — вполне понятна любому европейцу, в том числе и малограмотному. В России же — только русским европейцам, в то время на 90 % — дворянам. У русского туземца император, изображенный чуть ли не нагишом — без штанов! — мог вызывать разве усмешку.
Вообще-то декретов об отмене крепостного права очень боялись и помещики, и правительство Российской империи. Для очень многих армия Наполеона была эдакими переодетыми в мундиры якобинцами, идущими в Россию для продолжения Французской революции 1789–1793 годов.
А тут и без призывов Наполеона к гражданской свободе — Русский легион и второе издание пугачевщины. Право же, у русских европейцев и их правительства были причины бояться русских туземцев и не особенно доверять им.
Начиная с эпохи Николая I историю лакировали и выглаживали, строили соборы и памятники (включая храм Христа Спасителя и Бородинскую панораму), превращали реальную историю в пропагандистскую схему — ту, которая устраивала правительство и русских европейцев. Схему, в которой не было никакого Русского легиона, не было никакой пугачевщины, а дикие мужики, по своей туземной тупости, чего-то не поняли и попадали на колени при первом рыке дворянина: «Запорю!» То есть пардон, этот рык тоже неправильный, надо было «Шапки долой». А то что про нас подумает Европа? Схема, в которой старостиха Кожина есть, а Русского легиона нет, дожила до наших дней.
Но современники-то ведь помнили, как было дело. Даже в эпоху Николая I, в 1830 или в 1840 году, живы были многие участники событий. Тем более они были живехоньки сразу после окончания событий, и уж тогда-то их воспоминания были очень свежими. Не этим ли объясняются многие странные события, которые трудно объяснить иначе?
На торжественном параде 1815 года, подводя итоги войнам с Наполеоном, Александр I, раздавая всем сестрам по серьгам, благодаря все сословия и население всех областей страны, произнес: «А народ наш мзду свою получит от Бога»… Фраза из тех, которые трудно забыть и простить.
Во время этого же парада был момент: на плац вылетел растерянный, обалдевший мужичонка, заметался… И царь лично поскакал на него, прогоняя прочь. Это была, наверное, очень символичная картина: перепуганный до смерти мужик, на которого тяжело скачет всадник в расшитом, сияющем золотом мундире, в высоком, тоже сияющем на солнце кивере — русский царь.
Сцена, конечно, мрачная и тяжелая, вполне в духе «мзду свою получит от Бога». Деятели «освободительного движения», начиная с декабристов, делали свои выводы — про несчастный забитый народ, царских сатрапов и вред самодержавия.
Но ведь получается — у царя были основания видеть в мужике эдакого «внутреннего француза», символически одолеть которого — тоже доблесть. И современники событий могли читать эту сцену именно так.
«Вторая пугачевщина» скрывалась как страшный сон, но ведь уж участники событий прекрасно знали: крестьяне вовсе не были поголовными и рьяными патриотами, вовсе не стремились любой ценой защищать царя, своего батюшку. Получается: в час торжества, на параде по случаю победы, прорывается загнанное в подсознание, но известное современникам: победа 1812 года имеет отношение только к русским европейцам! Русские туземцы-вовсе не победители в этой войне, и к тому же далеко не все они — ее участники. 90 % русского простонародья в войне 1812 года не участвовало!
Война с Наполеоном вошла в историю как Отечественная война 1812 года. Под этим псевдонимом ее проходят во всех программах по русской истории, и в школах и в вузах, так названа она и в Галерее 1812 года в Эрмитаже.
Русский народ навсегда запомнил 1812 год. 1812 год остался в народной памяти как час торжества русского оружия, час патриотического подъема, героических свершений. И как время напряженной героической борьбы, время пожаров над Смоленском и Москвой, общего напряжения в борьбе с внешним врагом… Это отношение освящено колоссальными потерями народа: слишком большой кровью полита эта победа.
Пафос борьбы, смерти, победы, преодоления, освящение ее кровью чуть ли не двух третей трех мужских поколений — неотъемлемая часть русской культуры на протяжении ста пятидесяти лет. Еще автора этих строк в 1960-е воспитывали на ритуальном, чуть ли не религиозном отношении к событиям 1812 года.
Но все это — и дела, и память, и культура одних лишь русских европейцев.
У русских туземцев нет оснований присоединиться к нам в ТАКОМ отношении к событию. Русские туземцы и вели себя иначе, и запомнили все по-другому.
Комментарии
Прошли мимо молча, авось за умного сошли бы.
Комментарий удален модератором
туземцы или европейц???
Ну уж Удльяно (Ленин) Троцкий Бухарин, Зиновьев, каменев Рыков, Плеханов, Коллонтай, Куйбышев, Бонч-Бруевич--
БЕЗУСЛОВНО ЕВРОПЕЙЦЫ.
КАК ОНИ ТУЗЕМЦЕВ РАСХЕРАЧИЛИ!!!
по европейски- азиаты против азиатов!!!
«Чем больше я думаю об истории, тем яснее становится мне, что поляки – это нация никудышная...; ею можно пользоваться как средством лишь до тех пор, пока Россия не будет захвачена аграрной революцией. С этого момента существование Польши теряет всякий смысл»
«Кровавой местью отплатит славянским варварам всеобщая война, которая вспыхнет, рассеет этот славянский зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых наций».
Комментарий удален модератором
"Панславизм из символа веры превратился теперь в политическую программу, имея 800 000 штыков в своем распоряжении. Он ставит Европу перед альтернативой: либо покорение её славянами, либо разрушение навсегда центра его наступательной силы — России"
Ф.Энгельс—«Германия и панславизм»(1855)
либерастам это тоже свойственно.
Морозов, Зворыкин, Рябушинский, Третьяков Филиппов, Абрикосов и вообще ВСЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭЛИТА РОССИИ.
туземцы или европейц???
Ну уж Удльянов (Ленин) Троцкий Бухарин, Зиновьев, каменев Рыков, Плеханов, Коллонтай, Куйбышев, Бонч-Бруевич--
БЕЗУСЛОВНО ЕВРОПЕЙЦЫ.
КАК ОНИ ТУЗЕМЦЕВ РАСХЕРАЧИЛИ!!!
по европейски- азиаты против азиатов!!!
где грань как делить ЕДИНЫЙ НАРОД.
ПО классу цвету волос или длине члена?7
И Империю создали.
перемешавшись Европейцы с Аутохтонами.
Другое дело что и большевизм и ЕльЦинизм.
имеют признаки этнократии.
Наполеон "чесал репу", недоумённо глядя на Россию, за ним Маркс и Энгельс, а Гитлер в припадке пароксизма и вовсе застрелился.
Если не ошибаюсь, из всех политических деятелей Европы, один только Отто Бисмарк умел смотреть на Россию "трезвым взглядом".
Почему ему то нельзя?)))
Мой отец, к примеру, 1939 года рождения, пятый сын деревенского гончара, выучился в сельской школе, закончил университет, защитил диссертации и в чине доктора наук, всю жизнь преподавал в столичном ВУЗе высшую математику, механику, физику.
Как-то не вяжется всё это с крепостным правом, как ни крути...
Кстати, братья Черепановы и вовсе в Англии учились будучи крепостными.
Книжку купить невозможно - её нет даже в столицах.
Знаете, что отвращает? - его неистовая самовлюблённость.
Он ни одной фразы не произносит, не предваряя: "знаменитый историк".
Ещё и преподносит себя, как "величайший тенор"
- а там ни тембра никакосового, и даже не интонирует..
--
Мне попадались записки участников. Мальчишек-офицеров. Правда - там.
--
Ещё. Во Франции осталось 40 тыс. "победителей".
И даже - гиперпатриот Растопчин.
И даже - ну самый любимый из декабристов и герой 12 года
- Лунин, правда, он потом вернулся, и служил вел.кн. Константину в Польше.
И голос у него так себе, хотя Соткилава пел с ним
Но здесь лишь точка зрения его, с аргументами.
Верить не верить, дело каждого.
Комментарий удален модератором
Почему-то я не удивлен, что Вы его слушаете.
Его история не его роже вся описана.
Редко, если подвергается
Аргументы есть, конечно.
Где-то он прав очевидно, где-то может и ошибается.
Но подкупает он тем, что однозначно, не боясь, критикует сегодняшние власти
Таких пустозвонов сегодня предостаточно.
Власть на них даже внимание не обращает, вот они и красуются.
Если бы этот зубоскал призывал к свержению, то, сами понимаете, расклад был бы совсем другим.
Но даже это лучше, чем табаком кий одобряет.
А я давно ни на кого не ведутся, ибо просто никому не верю и мне это не интересно.
Не за нефтью же НАПОЛЕОН пришёл?)))
Кто знает, что ожидало бы Персию, Индию и другие народы? Но уверен, что отстрелить нос египетскому Сфинксу - это шалость, по сравнению с тем, что могло бы совершиться.
Да, Наполеон шел не за нефтью, но все прежние завоевания заканчивались по иронии судьбы лозунгом: "Шерше ля нефть".
Похоже его все же вынудили.
Отечественная война идет сейчас в Донбассе, где молодые народные республики героически противостоят бандеронацистской агрессии, поддерживаемой странами НАТО.
Вчера была годовщина начала этой агрессии против народа Донбасса.
https://www.youtube.com/watch?v=EnN7fAQURZU
А для чего народу было защищать собственное рабство?
А в Донбассе есть только бандиты по УК РФ. Сепаратизм - уголовное преступление.
-------------------------------------------
Ему не войне, а о лошадях надо рассуждать.
Комментарий удален модератором
(ну, не про 5-ти летних солдат, конечно). "А кончил - за откровенный упокой", - гнилой вонючей русофобией. Историк, ...ля.
Вот уж во истину тупиков... :-))
из умственного ТУПИКА таких ТУПОРЫЛЫХ,
как ты. Ну, чтобы поменьше ТУПИЛИ.
Комментарий удален модератором
И вот маленький мстительный корсиканец затаил злобу на Императора, и получив власть над Францией, безжалостно погнал чуждых ему французов умирать ради мести за нанесенную ему обиду.
Так что рассейский туземец типа вас со своим ликбезом мне не интересен... :-))
Да и что ожидать от пролётчика...
==========================================================
А что и Наполеона победили???........А как же Веллингтон?
Впрочем хреновина в российской истории вещь обычная...((((
---------------
ХЕЗ. Но я выглянул в окно и представил себе старшую группу детсада (6-7 лет) уланами и гусарами. Походу автор детей и лошадей не видел, а оружие в руках не держал.
В том, что среди крепостных были умные люди, которые воевали за свою свободу, т.е. против и российской царской армии и французской армии?
Крепостное право?
Собственную неволю?
А на кой им это все нужно было?
Предательство- это когда ты предаешь свои идеалы, свои взгляды, свои принципы. А воевать за свою свободу и свои права- это доблесть. А вот воевать за собственное бесправие и за собственную неволю- это проявление рабской психологии.
http://russ-history.blogspot.com/2017/03/war-1812-1814-years-napoleon-victory-day.html
С вилами, небритым, немытым крепостным побежите в Париж?
"...Я тоже на швабру обижался. Полагал, что через швабру должен матросскую душу постигнуть. Черта я лысого постиг! Там сам квартальный ногу сломит. Не забудь, что это — та самая прославленная мужицкая душа, о которой существуют полярные взгляды просвещенных беллетристов: иные думают, что она святыня и в ней господь бог собственной персоной сидит. А иные, напротив, пререкают, будто там одна вонь и свинство — девку пошшупать, водки хлобыстнуть и помещика поджечь… А вот старший офицер — особого мнения. Ты с ним поговори (только раньше производства не советую — под арест посадит), он тебе прямо скажет: ставь матроса раком — и он уважение к тебе почувствует; а коли ты его поставить не сумеешь — он тебя раком поставит, и тогда флоту крышка..." (с)
тоже были русофобами? :-))