Почему демократия в Монголии работает

На модерации Отложенный

Монголы возлагают цветы к памятнику С.Зорига, основателя монгольского демократического движения

Автор: Daniel Schmücking and Adiyasuren J

5 причин, повлиявших на становление монгольской демократии и монгольской идентичности.

 

Монголию называют ‘оазисом демократии’, ярким примером демократического развития, к которому надо стремиться другим посткоммунистическим странам, в частности странам Центральной Азии. Хотя многие проблемы, такие как коррупция и неустойчивость демократических институтов являются причиной беспокойства за судьбу демократии в Монголии, переход от коммунизма к демократии можно считать успешным.

Действительно, рейтинг Монголии неизменно оказывается значительно выше, чем пяти Центрально-азиатских республик в ряде исследований, например таких как «Индекс восприятия коррупции 2016. Международная прозрачность», «Свобода в мире 2017. Доклад "Фридом хаус" и «Индекс изменений 2016 по Бертельсманну». Естественно, к этому привели многие факторы. В этой статье была сделана попытка выделить пять основных причин, которые отличают Монголию от других аналогичных стран. Обратите внимание, что каждая причина - это тема для отдельного (и длительного) анализа. Статья была написана таким образом, чтобы дать читателю представление о многих концепциях и понятиях, которые стоят за каждой из причин.

1. Стремительное демократическое движение породило твердую приверженность демократии

В Советском Союзе царила гласность и перестройка, а среди молодых монголов формировалось движение, требующее изменения системы. Это внутреннее движение началось в конце 1989 года и переросло в марте 1990 года в масштабные демонстрации, в которых приняли участие более ста тысяч человек, что в свою очередь заставило коммунистический режим распустить Политбюро и провести свободные и честные выборы в июне того же года. В 1991 году, когда распался Советский Союз, Монголия уже не только начала, но и закончила свою демократическую революцию. Когда  среднеазиатских республики проснулись независимыми от Советского Союза, Монголии уже имела фору в два года.

Тот факт, что в Монголии возникло коренное демократическое движение, также показывает, что демократические преобразования не были навязаны им. Наоборот, демократическое движение родило идею и боролось за нее. В этом смысле борьба за демократию укрепляет доверие и уверенность монгольского народа в демократическом процессе.

2. Общий этнос и религия ведут к единой национальной идентичности

Сильное чувство национальной идентичности является краеугольным камнем для любого национального движения, желающего добиться успеха. Истории, в частности, Чингисхана и Монгольской империи в 13-м веке являются ключом к формированию расплывчатой концепции национальной идентичности современной Монголии. Тем не менее, есть и другие факторы, которые способствуют сплочению либо разделению людей, главными из которых являются религия и этническая принадлежность.

Кочевой образ жизни монголов влияет на их восприятие национальностей. Во времена расцвета Монгольской империи в государство входили сотни национальностей и, следовательно, население было сравнительно терпимо по отношению к другим людям. Однако спустя 8 веков на территории Монголии в основном проживают этнические монголы. В начале 20-го века монголы жили вместе с представителями китайских, российских и тибетских меньшинств, населявших страну. Позже к этой смеси национальностей добавились казахи. Это не сильно повлияло на состав населения.

Сегодня Монголию можно охарактеризовать как однородное государство. Отсутствие больших и многочисленных групп национальных меньшинств могут не сыграть положительную роль в демократическом движении, но с другой стороны, это не приведет к межнациональным конфликтам в нестабильные годы после перехода, что часто встречается в других государствах при переходе к демократии.

Вопрос об этнической принадлежности примерно такой же, как и об исповедуемой  религии. Какое-то время жители коммунистической Монголии считались атеистами, но мы не можем отрицать влияние религии на политику и на национальное единство и самосознание. Имея это в виду, можно с уверенностью говорить о том, что Монголия - страна со множеством религий и верований, таких как буддизм, ислам и христианство, а также шаманизм. Из-за этого кочевого наследия религия никогда не была центральным аспектом социальной жизни. Однако за три века буддизм сформировал значительную часть монгольской идентичности. Возможно, из-за кочевого образа жизни, когда нет особого смысла в том, чтобы становиться прихожанином той или иной церкви, или из-за коммунизма, или даже из-за природы буддизма, религия не стала объединяющей, не разделяет роли в обществе. Кроме того, в Монголии религия не была использована в качестве политического фактора.

3. Полупрезидентская система и разделение власти приведет к хрупкой стабильности в функционировании

Возможно, самым большим изменением в новой Конституции 1992 года стало введение президентской системы правления. Правительство Монголии создано на основе большинства голосов в парламенте.

Это - черта, свойственная парламентским демократиям. Однако президент Монголии избирается непосредственно народом Монголии. Эта схема оказала значительное влияние на ход и характер политической жизни страны.

Во-первых, отсутствие президента, который является главой исполнительной власти государства, предусматривает значительно большую децентрализацию власти одного индивида. Это изменение было важно для того, чтобы отойти от традиции единоличного принятия всех решений и, по существу, функционирования правителя как диктатора. Коммунистическое наследие и стиль управления в этой части мира – соблазн для президентов  установить авторитарный режим. Однако рассредоточение власти для многих служит гарантом демократии или, по крайней мере, дает гарантии против господства одного человека.

Во-вторых, парламентский аспект полупрезидентской системы обеспечивает представительство народа и приводит к балансу сил между судебной системой при президенте, законодательными функциями парламента и исполнительной властью правительства. В отличие от некоторых соседей, где власть локализована для определенной группы людей, Монголия создала нестабильный и часто требующий улучшения, но тем не менее функционирующий баланс сил. В системе, где власть централизована, решения принимаются быстрее и реализация их более контролируема. В случае с Монголией этот механизм, разработанный, чтобы ограничить злоупотребления властью, работает настолько хорошо, что разные политические партии и институты ограничивают друг друга, даже несмотря на негативные последствия для экономической политики, инвестиций, а также для репутации и долговечности монгольского закона.

В-третьих, многопартийная система с двумя крупными партиями, возможно, тремя (в зависимости от того, как посмотреть), стала ядром монгольской политической жизни. Множество других сторон тоже существует, но с ограниченным охватом и политическим весом. Такая политическая жизнь обеспечивает наличие сильного оппозиционного движения внутри и за пределами парламента. Кроме того, баланс сил между сторонами, особенно между двумя крупными партиями, ведет к стабильности и одному из важнейших элементов функционирования демократии - мирному переходу власти.

4. Сильное гражданское общество и свободные СМИ

В сочетании с мощной оппозицией динамичное гражданское общество выполняет роль сторожа в монгольском обществе. Возникновение гражданского общества восходит к заре демократических преобразований. Отечественные неправительственные организации играют активную роль, заполняя пустоту и ведя пропагандистскую деятельность, занимаясь мониторингом заброшенных тем и охватывая бесправные группы населения.

В отличие от других государств и международных организаций, они не заклеймены гражданским обществом как "иностранные агенты" и не рассматриваются как оказывающие отрицательное влияние в стране. Это позитивное восприятие стало возможно благодаря наличию большого количества международных организаций в Монголии. Эти иностранные НПО не только обогащают условия для гражданского общества в стране, но и привлекают столь необходимые людские и финансовые ресурсы в области, имеющие жизненно важное значение,  например в такие как укрепление демократии, защита прав человека, гендерное равенство, охрана окружающей среды, развитие демократических институтов, гражданское участие в принятии политических решений и многое другое.

Неотъемлемой частью гражданского общества является наличие свободных СМИ. Нет никаких сомнений, что большие деньги и политика тесно связаны с медиа отраслью в этой стране.

Однако, их свобода анализировать и критиковать обеспечена событиями и лицами. Объем традиционных выпусков новостей и почти полное отсутствие цензуры в секторе социальных медиа являются ключевыми факторами для распространения информации в обществе и национальных достижений.

5. Внешняя политика в соответствии с демократическими и мирными ценностями

После развала Советского Союза Монголия несколько лет активно пыталась позиционировать и повторно идентифицировать себя с высоко развитыми демократиями и демократическими ценностями Европы, Северной Америки, а главное - Восточной Азии.

В рамках реализации политики "третьего соседа" страна имеет хорошо налаженные и развитые отношения с высокоразвитой демократией и регулярно направляет значительную часть своих вооруженных сил для выполнения миротворческой миссии ООН, будучи ответственным членом международного сообщества. Этот шаг не только укрепил открытые и мирные принципы внешней политики Монголии, но он также внес свой вклад, сделав Монголию более привлекательной для стран-доноров, желающих оказать ей помощь в целях развития и инвестировать в нее.

Справка

Доктор Даниэль Шмюкинг в настоящее время работает в качестве представителя Фонда имени Конрада Аденауэра в Монголии. Он специализируется в области политических коммуникаций и международных отношений. Aдиясурен Жамьяндагва в настоящее время - исполнительный директор Академии политического образования в Монголии. Ранее он был научным сотрудником Института стратегических исследований Монголии. Его исследования посвящены отношениям Монголии с НАТО и ОБСЕ.

Источник: blogs.ubc.ca