Хованское кладбище неделю спустя
14 мая на крупнейшем в России (и в Европе) кладбище произошло массовое побоище, стоившее жизни минимум трем таджикским рабочим.
За прошедшую неделю появилось с десяток как официальных, так и «народных» версий произошедшего. Что случилось на Хованском кладбище и что происходит там теперь, разбирался корреспондент «Ленты.ру».
То, что вы прочтете ниже, не расследование — для этого, нужно надеяться, в соответствующих структурах есть компетентные и порядочные профессионалы, которые в конце концов во всем разберутся и накажут виновных. Нашей задачей было побывать на месте событий, встретиться с их участниками и свидетелями и представить по возможности объективную картину произошедшего.
Спортклуб «Здоровой нации»
Массовая драка 14 мая стала кульминацией определенных событий, начавшихся раньше. 28 апреля на Хованском кладбище впервые появились молодые люди в спортивных костюмах, поверх которых были надеты халаты с трафаретными надписями «Спортивный клуб “Здоровой нации”». По словам очевидцев, посетители не принадлежали к какой-то определенной этнической группе. Среди них были и чеченцы, и ингуши, и русские и даже таджики. Пришедшие потребовали у работающих на кладбище таджикских мигрантов долю от их заработка (последние говорят, чуть ли не о 70 процентах дохода). Таджики платить отказались.
3 мая «спортсмены» появились снова, на этот раз в сопровождении начальника территориального отделения ритуального обслуживания №3 ГБУ города Москвы «Ритуал» Юрия Чабуева. Требование было повторено. Чабуев объяснил, что это его новые помощники, и выделил им офис на подсобной территории кладбища: в помещении, где ранее находился склад могильных оградок. С 3 до 13 мая помощники в клубных халатах курсировали по кладбищу на скутерах, напоминая таджикским рабочим о необходимости сдавать часть заработка.
Утром 14 мая около 10 часов за православным храмом недалеко от центрального входа на Хованское кладбище стали собираться молодые люди. На некоторых из них поверх спортивных костюмов были надеты бронежилеты и кобуры с «травматикой». Большинство держали в руках две гвоздики.
В 10 часов утра Ильхомджон Сайфулоев — один из старейшин таджикского кладбищенского сообщества и обладатель двойного гражданства, России и Таджикистана, позвонил в полицию.
— Я им сказал, — рассказывает 51-летний Сайфулоев. — Что на Хованское кладбище возвращаются девяностые, бандиты с оружием собираются, чтобы у простых эмигрантов отбирать деньги. Я сказал, приезжайте скорее, а то будет кровопролитие, но мне не поверили.
Когда в 12 часов на кладбище раздались первые выстрелы, Сайфулоев снова позвонил в полицию, но ОМОН приехал только в 13.30.
Если бы не забор, таджики бы убежали
Воссоздавая события 14 мая, я несколько раз прошел по маршруту наступления интернациональной спортивной бригады и ее последующего бегства, слушал комментарии очевидцев, складывал деталь к детали. В итоге у меня сложилось впечатление, что убийства и даже серьезное противостояние в планы атаковавших не входили.
По разным показаниям их было от 70 до 100 человек, и пришли они с целью запугать численным перевесом и серьезными намерениями. Однако, таджикские рабочие, вместо того чтобы бояться и бежать, не испугались и не побежали. Тогда спортсмены пустили в ход «травматику», биты и кастеты. Первые выстрелы раздались со стороны 133-го участка, что в 50 метрах от центрального входа кладбища. После начала стрельбы человек 30-40 таджиков, находившихся на этой части территории, побежали вглубь погоста, к 400-му участку, унося с собой раненых.
— Мы кричали посетителям кладбища, чтобы те тоже бежали и прятались за деревьями, — активно жестикулирует во время рассказа Ильхомджон Сайфолуев. — Своих молодых перекидывали через забор…
Возможно, все бы и закончилось бегством трудовых мигрантов и синяками от «травматики», но на пути отступавших встал забор с колючей проволокой, окружающий участок №400. Бежать дальше было некуда. Одновременно пришло сообщение, что на площади перед входом автомобиль Lada Priora сбил рабочего кладбища Ризоева Иноятулло. Выйдя из машины, водитель и выстрелил лежащему в голову. Весть мгновенно разнеслась, и трудовые мигранты от бегства перешли к наступлению. К тому времени их было уже 130-150 человек — собрались все, кто работал на Хованском, на всех трех его территориях.
В руках таджиков оказались камни, лопаты, куски арматуры и даже метлы. Не ожидавшие такого оборота «спортсмены» побежали, отстреливаясь, теперь уже и из боевых стволов. Бежали они от 400-го до 133-го участка, через центральный вход до своего «офиса», прыгали через забор с колючей проволокой-егозой, далее врассыпную. Таджикам удалось поймать и сдать полиции только четверых бандитов.
— Трое наших убитых и 26 раненых, о которых говорят по телевизору, это только от боевого оружия, — продолжает Ильхомджон. — Еще человек в восемьдесят они попали из травматических пистолетов. Те в больницы не пошли, отлеживаются дома. У них вот такие черные синяки (показывает пальцами окружность сантиметров 15 в диаметре) с кровоподтеком в середине, у кого на плече, у кого на животе, у кого на ноге. А вот другой вопрос, почему столько таджиков под арестом? Мы не пытались бежать или прятаться, мы пострадавшие, мы шли к полиции и ОМОНУ за помощью, а нас скручивали и увозили. Сегодня остаются под арестом 30 таджиков, а бандитов сколько? Кажется, только те четверо, которых мы сами поймали. Говорят, что арестованным бандитам дадут по 15 суток за мелкое хулиганство. Все это очень несправедливо.
— Мой телефон есть у многих бабушек, которым я помогаю за могилками ухаживать, — добавляет Журабек Якубов. — Они мне звонят, спрашивают, как ты сынок, что с тобой случилось, помощь не нужна? Администрация тоже была нами довольна, иначе нас бы давно отсюда выгнали, здесь и полиция, и другая власть, да мы бы и не стали никогда сопротивляться. Почему нас теперь пытаются бандитами выставить?
Только с ведома «Ритуала»
— Да, мы все очень держимся за эту работу. Почему? Да потому что каждого уже не раз обманывали в других местах, а здесь платят, — рассказывает Сайфулоев. — В других местах кому-то за месяц не заплатили, а кому-то за три. Люди узнают, что можно на кладбище работать, устраиваются и работают. Кто выдерживает, конечно. Администрация платит исправно, но эти деньги достаются нам не задаром. Зимой, когда минус 15 градусов, трудно копать могилу. Лом-лопата, лом-лопата…, у двух людей целый день уходит, за это нам дают полторы тысячи.
— Каждому?
— На двоих. Иногда еще родственники дают 300-500 рублей, а иногда ничего не дают. Еще мы бесплатно чистим снег, убираем лед, чтобы люди могли подойти к могилкам. Летом подметаем дорожки, стрижем траву вдоль аллей, убираем мусор. У «Ритуала» есть пара десятков официальных работников, которые носят униформу, но они бы никогда не справились со всем этим. Летом у нас еще есть подработка. На кладбище приходят посетители, мы предлагаем им покрасить заборчик, посадить цветы, поправить постамент...
— Говорят вы зарабатываете 40-50 тысяч в месяц.
— Какой сорок тысяч? Я здесь установщик, памятники устанавливаю уже семь лет. Самое большее у меня 31 тысяча получилась, — даже подпрыгивает от возмущения Журабек Якубов, с загипсованной после перелома, полученного 14 мая, кистью. — Из этих денег надо каждый месяц отдавать 4200 за разрешение на работу и 10 тысяч за комнату. Еще я семье в Таджикистан 6 тысяч отправляю. Еще за приписку к месту жительства 3 тысячи раз в три месяца плачу. Раз в год надо справки получить, это тоже 20 тысяч стоит. Вот и скажите, могли мы половину этим бандитам отдавать, как они хотели?!
— Трудная работа?
— Деньги просто так никому не достаются, — отвечает 45-летний, среднего роста Захар, тоже установщик памятников. Захар работает на Хованском кладбище 21 год. Он показывает на гранитное надгробие шириной больше метра и высотой сантиметров 80.
— Вот такой памятник весит 700 килограммов, а установить его необходимо бывает в 10-15 метрах от дорожки. Иногда, даже вчетвером еле-еле можно перетащить и поставить, тогда мы просим товарищей помочь. За установку такого нам платят в администрации две тысячи. Из этих денег еще надо купить песок, цемент и арматуру. Это трудная работа?
Как рассказывают таджикские рабочие, на кладбище они могут работать только с разрешения администрации. Любое серьезное изменение на захоронении: установка ограды, заливка бетонного бордюра, замена грунта на песок, установка памятника или цветника, происходит только с письменного разрешения «Ритуала», по заданию «Ритуала» и оплачивается родственниками почившего только через кассу «Ритуала». Попытка выполнить подобную работу тайком неизменно заканчивается изгнанием с работы, что подтвердилось в разговоре с одной из посетительниц кладбища.
— Год назад у меня на могилке камень наклонился, потому что фундамент под ним треснул, — рассказала Нина Алексеевна, женщина лет шестидесяти пяти, сажавшая цветы над ушедшим мужем. – Я пошла в администрацию, но там за ремонт необходимо было заплатить около 10 тысяч рублей. Тогда я позвонила мальчику, таджику, который мне раз в месяц могилку убирал, и попросила его. Спросила, сколько будет стоить? Он ответил: дадите, сколько посчитаете возможным, но вообще, где-то тысячи четыре. Через два дня звоню ему, а он говорит, что денег не надо, так как за попытку неофициально переустановить памятник, с кладбища его уволили, работу он сделать не успел.
Халтура исключительно мелкая
Неофициальная «халтура» таджикских мигрантов чаще всего ограничивается: покраской оградок и фундаментов, уборкой могил от сорняков и снега, посадкой цветов да заделыванием неглубоких трещин в цементе. Зимой на Хованском кладбище остается 40-50 человек таджиков, летом эта цифра доходит до 150. Подавляющее большинство — мужчины, без жен и детей, так как содержать последних здесь не хватает ресурсов.
Большинство работает на кладбище больше пяти лет. Жилье снимают в соседних поселках: Коммунарке и Мосрентгене. Это либо малогабаритная двушка на четверых, по 5 тысяч рублей с каждого, либо вагончик на пятерых во дворе частного дома, по три тысячи с каждого. Те немногие, что живут с женами, снимают у местных старушек комнату и платят за нее от 10 до 14 тысяч в месяц. Работают без выходных, с 8 утра до 7 вечера, часть денег отправляют домой, в Таджикистан.
— Мы сюда приходим больше 20 лет, — рассказывают супруги Гореловы, приехавшие на кладбище навести порядок на могиле родителей. — Да, таджики ходят и предлагают услуги: забор покрасить, могилу поправить. Докучают ли они? Скорее, нет. Делают ли это навязчиво? Наверное, да. Но дело не в таджиках, двенадцать лет назад здесь работали в основном азербайджанцы, а двадцать лет назад — русские, и все они так же ходили и предлагали свои услуги. И качество работы так же всегда было непредсказуемым. С другой стороны, цена соответствующая. Прошлой весной подошли к нам таджики, говорят, хотите оградку покрасим? Зашкурим, отгрунтуем, все как положено, с нашим материалом. Спрашиваем, сколько стоит? Они говорят — три тысячи. Понятно, что не отказались бы и за две. Но, не успели мы договорить, как на дорожке появились «белые» работники кладбища — люди в форме «Ритуала», и таджики ретировались. Последние подошли, спросили — хотите оградку покрасим? Шесть тысяч. На самом деле, мы все сами делаем. Оградку новую на строительном рынке купили за полторы тысячи, а в «Ритуале» узнавали: замена оградки с их материалом стоит 12 тысяч. Вы вот на что внимание обратите: видите два пустых места? Здесь раньше мусорные контейнеры стояли, а теперь они исчезли. Мы уверены на сто процентов, что эту землю под захоронения отведут. И отнюдь не таджики.
Как было сказано выше, 20 лет назад на Хованском кладбище работали русские, а 12 лет назад азербайджанцы. Предположить, что таджики могли вытеснить тех или других, довольно трудно. Обычно таджики приходят туда, где все остальные работать отказываются. Нет? Тогда найдите других желающих выдолбить могилу в мерзлой земле глубиной метр шестьдесят за тысячу пятьсот рублей на двоих….
О вандализме никто не слышал
Большинство посетителей Хованского кладбища — за два дня я успел поговорить примерно с тремя десятками — никаких претензий или обвинений в адрес работающих здесь таджиков не высказывали. В основном это были пожилые женщины, навещавших мужей и родителей. Мелкую работу на могилах таджики обычно выполняют вдвое дешевле официального «Ритуала», кроме того, с ними всегда можно и поторговаться. Актов вандализма вроде сломанных памятников или украденных цветников никто из собеседников припомнить не смог. В отличие от работников «Ритуала».
— Таджики? Да гнать их отсюда надо, одни неприятности от них, — перебивая друг друга, заговорили трое сотрудников ГБУ «Ритуал», после того как я пообещал не называть их имен. До моего прихода они неспешно укладывали камни под заливку цементом над недавним захоронением. — На оградках могил сидят, к людям пристают, плюют на асфальт на кладбище, старушек за рукава дергают: «Не надо заборчик покрасить, мать?!».
— Вот я такой случай сам видел, — раскраснелся от гнева мужчина лет сорока пяти. – Подходит таджик к бабушке, спрашивает: не надо то или то сделать? Она говорит, не надо. Он сел в стороне, дождался пока бабушка мусор выносить пошла, и отломал памятник от основания. Бабушка возвращается, а он ей говорит: «Смотрите, у вас памятник качается.
На следующий день, 18 мая, я решил продолжить опрос сотрудников кладбища. Но они лишь отворачивались и говорить ни о чем уже не желали. Так же как и охранники ЧОПа, которые, по их словам работают первый день, так как всех старых охранников уволили.
«Избили, значит было за что…»
Позвольте в конце рассказать коротенькую историю, произошедшую лет 30 назад. К Хованскому кладбищу она не имеет ни малейшего отношения. И все же...
Школьником ездил я в трудовой лагерь, в совхоз Кагальницкий, под Ростовом, помочь стране собрать урожай вишни. Особенность нашего проживания состояла в том, что десяток местных молодых трактористов регулярно терроризировали десятиклассников пяти московских школ. Стоило выйти за линию жилых бараков, как старшеклассника окружали бравые парни, которые били ему щелканы и заставляли принести им сгущенки. Как-то они напали на моего друга и одноклассника Олега Лапшина. После этого я собрал всех крупных парней из пяти школ, человек двенадцать, мы вышли к трактористам и примерно их отметелили.
История получила неожиданное продолжение. Дирекция совхоза Кагальницкий написала в роно Москвы письмо с просьбой наказать участников драки, приведшей к травмам механизаторов. Меня едва не исключили из школы. В конце воспитательной беседы директриса с материнскими интонациями спросила: «Орлов, почему ты к каждой бочке затычка? Зачем ты влез в эту драку?» «Моего друга Олега Лапшина избили», — ответил я. «Лапшина избили, значит было за что, — невозмутимо парировала директор. — Я спрашиваю, зачем ТЫ полез в драку?»
К стати. Я был на этом кладбище на следующий день после разборки. Тишина, как ничего и небыло.
http://maxpark.com/community/6437/content/5244056
Полиция не вооружена холостыми патронами.
...***...
...В Ельцинские времена таджиков обвинили бы в "неповиновение власти"! И под суд отдали: чтобы больше не сопротивлялись...
Холод, ветер, снегопад ─ только Путин виноват!
Сносит крышу ураганом? ─ это Путин мстит баранам!
Шторм, цунами, наводнение? ─ это Путин, без сомненья!
Ливень, оползень, циклон ─ виноват, конечно, он!
Сель, лавина, камнепад? ─ ясно, Путин виноват!
Смерч, тайфун, землетрясение ─ нет от Путина спасенья!
В темя клюнула ворона? ─ это юный друг ОМОНа!
Пчелы, осы жалят вас? ─ это путинский СПЕЦНАЗ!
Видишь этого ШМЕЛЯ? ─ он на службе у Кремля!
ЕСЛИ ВЕРИТЕ В ТАКОЕ ─ ВАШ ДИАГНОЗ:
ПАРАНОЙЯ !!!
А всё я тому, что идёт передел среди "реальных пацанов" в тесной связи со структурами власти, которым плевать на "крепостных", и прочих фраеров.
И Вы, думаете будут осуждены реальные бандиты, скорее, как водится спишут все проблемы на терпил, в данном случае таджиков, и когда всё утресётся новые хозяева территории будут собирать дань с бесправных рабочих.
Ну не стали бы "бандиты" проводить столь масштабную акцию не имея крыши ментов или ещё выше.
Я не клонен так полагать.
Полиция повел себя верно изначально - ликвидировала угрозу.
Что блин, уникальный случай.
Вы бы привели пример обратный, когда вдруг полиция выступает не на стороне рейдеров.
Может такое и случается, но это как раз исключение.
Кормушка у господ усыхает, так что всё идёт к новым переделам, и у быдла будут трещать чубы. Тут к гадалке не ходи.
Вопрос лишь в том нравится вам такая система или нет. Тут ведь как, кому война, а кому мать родная.
Вы не в курсе проблем Хованского кладбища. А поговорить хочется..
А какие-то злопыхатели.
Наставляли вас демо-кураторы,
Забивая вам головы мантрами.
значит ваш диагоноз - холуизм или дибилизм.
,
22 августа 1954 года двое солдат-чеченцев подрались со строителем, который затем направился в Клуб железнодорожников, смотреть кино. В скором времени в клуб ворвались несколько десятков солдат из расположенных поблизости двух строительных батальонов. Солдаты сняли ремни и стали пряжками без разбору избивать всех присутствующих, ломали киноаппаратуру и мебель. Находившийся у здания клуба милицейский патруль из трех человек ничего с происходящим поделать не мог.
Утром 23 августа возбужденные слухами рабочие со строек и ближайших предприятий стали собираться у строящейся ТЭЦ-2. В городе отлавливали одиночных солдат, и всех кто был похож на кавказцев избивли. К полудню в районе ТЭЦ-2 собралась уже большая толпа рабочих. Она двинулась к казармам строительных батальонов. Рабочие смяли заслон из 60 милиционеров, и ворвались в казармы. Завязалась массовая драка, с применением всего, что попадалось под руку.
Около 100 солдат, смогли прорваться через оцепление в жилые районы Барнаула, где избивали прохожих и били окна. В течение всего дня 23 августа рабочие Барнаульских заводов собираться организованными группами, отлавливали и избивали солдат кавказцев.
Для прекращения беспорядков в город направлены дополнительные силы милиции. Между казармами, жилыми и промышленными кварталами были введены усиленные патрули милиции и военных. На улицах города было найдено избитыми 22 солдата строительных батальонов, пятеро из них к утру 24 августа умерли. В местную больницу с тяжелыми травмами поступили двое рабочих.
Учитывая напряженную обстановку в Барнауле строительные батальоны были выведены из города.
Александр Лир
1 почему нет?
2 кто крышует? Ответ в моём фотодокументе
Ваши песни не новы. Их пели гитлеровцы, уничтожая ваших дедов, как "биомусор"....
И тоже пытались навести "порядок" свой, то есть ваш ныне.
Не выйдет, молодой человек!
СУТЬ происшедшего от вас ускользнул?
уроки интернационализма забывать стали потихоньку с катываясь в национал- шовинизм
А по наркоиу и коррупцию - так это вообще словестный понос у вас..Кто с ней согласен ?
Так маленький эпизод, но очень характерный для насквозь прогнившей коррумпированной системы.
И ещё характерный штрих, что система начинает давать течь внутри, начинается передел , на всех трутней во власти уже печенек не хватает, кого-то приходится и подвинуть. Ну как предположение.
Впрочем. Вы наверное "бедных таджиков с лопатами" искренне за быдло считаете, которое должны быть счастливы тем, что им лопаты доверили.
И догадки ваши о "бедных таджиках" в моем представлении - дурь ваша, болтуна сетевого.. Я в Средней Азии прожил 16 счастливых лет юности и молодости. У меня там много друзей.
...медленно но верно...
...от масс мигрантов,- ЗЕМЛЕКОПОВ, избавились...
...остались "семейные" таджики переехавшие семьями, их дочки в начале лета в автобусах мам кондукторов подменяют при папе водителе! Девочки! Вполне себе СОВРЕМЕННЫЕ! и в очках (много читают)! и стройные (спортом занимаются)! и модные и с ПЛАНШЕТОМ не расстаются. все что-то там читают...
В одном месте жил очень злопамятный мальчик. Однажды его за это сильно ударили по голове. После этого мальчик стал помнить только добро, да и то плохо.
...Сначала проанализируем ФАКТЫ произошедшего...
...Что там было...
...Потом будем анализировать...
Величие русского народа состоит в том числе и в том что обуздав свой, великорусский шовинизм, исповедуя принцип интернационализма он потушил национализм в республиках
"Период контрреволюции в России принес не только "гром и молнию", но и разочарование в движении, неверие в общие силы. Верили в "светлое будущее",и люди боролись вместе, независимо от национальности: общие вопросы прежде всего! Закралось в душу сомнение,- и люди начали расходиться по национальным квартирам: пусть каждый рассчитывает только на себя! "Национальная проблема" прежде всего!"
("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.290.)
("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.291.)
О сегодняшнем дне , не правда ли?
И. Сталин
У бандюков нет национальности. Потому - бесконтрольная миграция.. потому - бесконтрольные чечены... потому - воровство от роддома до кладбища...
Потому что - наверху это выгодно. Кой кому.
Таковы законы РФ. Дура лекс, сед лекс.
НА ЭТНИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ
(ГЕНОЦИД РУССКИХ В БЫВШИХ РЕСПУБЛИКАХ СССР)
http://ruskolan.com/liter/genocide.htm
И едут они не от хорошей жизни, от нищеты, за которую вы так яро боролись в 90-х.
Ещё один друг народа:
А где нет выгоды, туда они не лезут.
Но тут и иное - скажем человек русский родился в Риге.. И ему там все дорого, это родина его.. Он сам не желает переехать даже если бы тут было хорошо.
Нацизм всегда имеет зверскую рожу.
Что касается "космополитизма" - вы бы не болтая, не зная о том.
https://www.newsru.com/russia/18may2016/grave.html
Чеченцы и дагестанцы после массового побоища на Хованском кладбище бежали с поля боя:
http://onkavkaz.com/news/991-chechency-i-dagestancy-posle-massovogo-poboischa-na-hovanskom-kladbische-bezhali-s-polja-boja.html
Стравливают бедолаг между собой как псов смердячих.
А причина в интересах нуворишей, дележки доходного места.
Капитализм во всей красе.
Обычное дело.
Кто сильнее тот и прав.
Классика.
вопросы еще есть???????кто ж от халявного бабла откажется?
Вспомните, как он рьяно начал чистить московские улицы от ларьков, но его остановили, "низзя".
В Москве он чужой, и это ему напоминают и будут напоминать.
взмах крыла бабочки - и нет городка на побережье моря, волна-цунами смыла
Впрочем , если идет плитняк, то без лома не обойтись.
Солдатская работа
Обед настанет и тогда
Идёшь с друзьями в роту,
Потом в столовую ведут
По чищеному плацу,
И все развесы отдадут
Советскому солдату
И хлеб и мясо, и компот,
И сливочное масло,
И кашу гречку с гуляшом
И с отдыхом до часа,
И снова лом и вновь кирка,
Совковая лопата,
И вновь мороза дочерта,
Но молоды ребята...
Таджик должен работать на таджикском кладбище , желательно в Таджикистане.
Русским итак жрать нечего, а у них ещё таджики да узбеки хлеб отбирают.
Штрейкбрехеров , долой штрейкбрехеров и прочих иноземцев, долой "Ритуалы", которые наживаются на горе русских людей , и обогащаются на штрейкбрейхерах
Введение въездных виз для среднеазиатов.
https://www.youtube.com/watch?v=55D4WuOOXPo#t=164
По разному бывает , жизнь такая интересная штука...
Вот о чем надо кричать !
Россия чиченам с середины девяностых дань платит.
Всему бы поверил,если бы лет 40 назад совершенно случайно не стал свидетелем строительства кладбища в одном небольшом приморско-немецком городишке.
На отведённую землю приехала техника,накопали ям ,закрыли плитами,засыпали частью земли,установили искусственные кусты зелени,таблички ,указатели ,спланировали дорожки и всю остальную хренотень.
Вся работа была произведена за три дня,после чего объект был открыт.
Может ли на таком кладбище произойти драка таджиков и чеченов -вряд ли !!!