Как изменят Конституцию: объясняем человеческим языком

15 января Владимир Путин озвучил предложения по внесению поправок в Конституцию. В тот же день он отправил в отставку правительство.

16 января для подготовки предложений о внесении поправок в Конституцию была сформирована рабочая комиссия из 75 человек.

20 января пресс-секретарь президента Дмитрий Песков положительно охарактеризовал комиссию, которая «будет заниматься» разработкой поправок.

20 же января Президент Российской Федерации внес в Госдуму поправки к Конституции – не дожидаясь никакой комиссии.

То есть три четверти сотни этих государственных мужей, которые местами даже дамы, пару месяцев будут совещаться о том, что фактически уже написано до них (голосование в Госдуме предварительно намечено на 12 апреля). Удивительно ли, что на сайте Change.org петиция за включение в комиссию некоего пса Кристофера, который «с неподдельным интересом ежегодно смотрит послание Президента Федеральному собранию», собрала уже более 4000 подписей?

Конечно, комиссии дадут право внести еще несколько изменений – скорее всего, усиливающих власть президента, поскольку сам президент достаточно скромен для выдвижения подобных инициатив.

Три полезные ссылки, которые помогут сориентироваться в ситуации:

  • Официальный сайт действующей Конституции. Скоро там будет другой текст
  • Все редакции российской ельцинской Конституции
  • Президентский законопроект

Пенсии и международные законы

Первые 64 статьи, то есть главы «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» остаются нетронутыми. Собственно, именно этот факт и дает возможность назвать процесс не «сменой», а «изменением» Конституции: корень тот же, но аффиксы решают.

Поправки начинаются с 71-й статьи, пункт «т». Ранее там лаконично сообщалось, что в ведении Российской Федерации находится «федеральная государственная служба», теперь же он будет расширен до «федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

Тут понятно: государство получает право произвольно устанавливать ограничения для занятия любой должности. В принципе, логично: кому, как работодателю, устанавливать принципы отбора работников?

Следующей под раздачу попала 75-я статья (о валюте и налогах), получившая сразу два новых пункта – пятый и шестой. Пятый говорит о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума (разумно), шестой же интереснее – он о пенсионной системе, формируемой «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений». Таким образом, в Конституции закрепляется солидарный принцип: нынешние работники платят за нынешних пенсионеров; индивидуальные пенсионные счета, «капиталы», «продукты» остаются на периферии законодательства.

77-я статья, говорящая о системе управления регионами, принимает в себя третий пункт – о требованиях к губернаторам и региональным министрам; основной смысл – отсутствие любого вида на жительство за рубежом.

 

В 78-ю статью (распределение полномочий центра и регионов) планируется инкорпорировать пятый пункт, повторяющий то же самое про федеральных министров.

Наконец, 79-я статья, про соотношение российских и международных законов, меняет формулировку. Так называемые патриоты долго добивались этого. Теперь «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Крайне размытая формулировка (но это вообще свойственно конституциям, которые задают дух, а не букву) позволяет, однако, «при истолковании» не исполнять любые постановления, и в первую очередь, видимо, Европейского суда по правам человека. В то же время прямой формулировки о приоритете национального права над международным в Конституции так и не появится: все очень уклончиво.

Права и обязанности президента

Следующий шаг – обильная правка IV главы, носящей гордое название «Президент Российской Федерации». Так, статья 81 – о выборах и требованию к кандидату – меняется полностью. Шестилетний срок сохраняется, но минимальный стаж проживания в стране поднимается с 10 лет до 25 лет, а также появляется требование об отсутствии в настоящем или прошлом гражданства или даже вида на жительство за рубежом. Это требование автоматически отсекает от высшей власти две трети оппозиции, а заодно часть соратников. Впрочем, в последнем случае всегда можно еще раз подправить Конституцию – чего не сделаешь ради хорошего человека!

Радикальным образом, очень многословно, переписана 83-я статья о полномочиях президента. Уже в Послании было понятно, что смысл изменений – чисто косметический, но, похоже, президенту надоело нести персональную ответственность за правительство. Было: «Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации», стало: «назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности». В Послании президент подал это как расширение полномочий Думы, хотя на деле смена формулировок ничего не меняет. Зато теперь президент может уволить премьера, ранее это было исключительным правом Госдумы.

Также президент получает право через Совет Федерации отзывать судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях» – полное и окончательное прекращение формальной независимости судебной системы.

Парламент и правительство

А чтобы Совет федерации был посговорчивее, изменения внесены и в V главу, «Федеральное собрание». Если сейчас «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации», то в обозримом будущем – также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации». Также сенаторов лишили права иметь вид на жительство за рубежом и ограничили их минимальный возраст 30 годами. Первое из этих ограничений коснется и депутатов Госдумы, а вот возрастной ценз у них останется на уровне 21 года.

Изменения в главу 102 закрепляют власть президента над судом: ранее Совфед мог самостоятельно контролировать Конституционный суд, теперь – только по представлению президента. Верховной власти зачем-то очень нужно самостоятельно определять, что соответствует принятой ею же Конституции, что – нет. И появляется уже прозвучавшая выше норма об отзыве судей по тому же высочайшему представлению.

Также к правам Совфеда добавили «проведение консультаций» по кандидатурам на целый ряд высоких постов. Что ж, посовещаться – это мы завсегда.

103-я статья декларативно меняет «согласие» Госдумы на «утверждение» при выборе нового премьер-министра. Разницы по сути никакой, но звучит приятнее для Госдумы. Кроме того, Госдума теперь будет утверждать вице-премьеров и ряд министров (кроме силового блока и МИДа). Вот это уже более серьезное право, делающее лояльность Госдумы жизненно важным для правительства (но не президента).

Изменения в статьях 107 и 108 вновь расширяют полномочия президента. Если первое лицо государства отклоняет принятый Госдумой законопроект, сейчас достаточно набрать две трети голосов обеих палат (при совокупном подсчете), чтобы продавить вето, теперь же президент получает право «заморозить» процесс обращением в Конституционный суд, при этом все необходимые для проведения процедур сроки «ставятся на паузу».

 

Переходим к шестой главе, о правительстве России. Появляется возрастной ценз для членов правительства – минимум 30 лет, также вводится правило об отсутствии в настоящее время любого вида на жительство за рубежом.

В статье 112 неожиданно расширяются полномочия Госдумы в ущерб президенту: «Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой». Отметим, впрочем, что эти кандидатуры сам президент и вносит (кроме, опять же, силовиков и МИДа – там вопросы решаются без парламента).

Суд, прокуратура, самоуправление

Устали? Осталось совсем немного, мелочи: суд, прокуратура, прочие вспомогательные радости жизни.

Новая редакция 119-й статьи лишит судей права иметь вид на жительство за рубежом.

Часть 1 статьи 125 дает определение Конституционного суда (ранее его не было) и сокращает число его членов с 19 до 11 человек. Часть 5.1 расширяет полномочия суда в вопросах, связанных с определением законности разного рода документов и решений, включая парламентские законопроекты, которые отказывается подписывать президент. Плюс получает «иные полномочия» с отсылкой к федеральному законодательству.

Изменения в статье 128 – косметические, разъяснительные.

Новая статья 129 вводит определение прокуратуры (ранее там была отсылка к федеральному закону). Генеральный прокурор почему-то лишается права вносить в Совфед представления по кандидатурам региональных прокуроров – при этом он по-прежнему единолично назначает «прокуроров городов, районов и приравненных к ним».

Ну и, наконец, глава «Местное самоуправление» с правкой в статье 133. Отрадно, что появилась запятая перед причастным оборотом, а в целом самоуправлению дали право на компенсацию дополнительных расходов, «возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение». Что более чем справедливо.

 

* * *

Стопроцентной поддержке предложенных Верховным правителем изменений сейчас уделяется особо важное значение. Так, впервые в истории Госдумы она единогласно проголосовала за нового премьера – не потому ли, что Налоговая служба не слишком истово охотится за незадекларированными доходами слуг народа? Также и изменения на референдуме, если таковой состоится, требуется принять почти единогласно – даже Алексей Навальный, видимо, в ожидании очередного звания, не то чтобы поддержал Конституционную комиссию, но весьма негативно охарактеризовал действующую Конституцию, и никто его не обвинил в попытках подрыва конституционного строя.

Уже известно, что изменения будут предложены народу целым пакетом, то есть согласиться с одним пунктом и отвергнуть другой почему-то нельзя. Это напоминает советскую традицию продуктовых заказов «с нагрузкой», когда к дефициту непременно прилагали откровенный неликвид.

Большинство изменений можно охарактеризовать как косметические, маскировочные, но и в целом предложенный президентом вариант лишь незначительно укрепляет его и без того огромную власть. Что ж, подождем результатов работы комиссии: может быть, она добавит ярких красок к этому бюрократическому полотну?

 

 

 

Михаил Мельников

 

 

 

 

Источник: https://rusplt.ru/society/izmenyat-konstitutsiyu-obyyasnyaem-37406.html

6
540
3