«Главное — не быть унылым говном». Молодежь о патриотическом воспитании и протесте

На модерации Отложенный

Никита Аронов 

Депутаты планируют внести в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании в России, подготовленный депутатами всех парламентских фракций. Правильно воспитывать молодежь и учить ее жертвовать собой ради страны, считают авторы, нужно срочно, «иначе потеряем Россию». «Сноб» поговорил с российскими школьниками о причинах молодежных протестов, пропаганде, геях и прекрасной России будущего, в которой молодые мечтают жить

<dl class="media image">

Фото: Peter Thomas / Reuters

Фото: Peter Thomas / Reuters

</dl>

«В России своего будущего не вижу»

Газимагомед, 10-классник из Дербента

Знаете, я согласен с выражением «Хватит кормить Кавказ». Деньги не достаются региону или его жителям — их вкладывают в кавказских чиновников. Ни мне, ни моей семье, ни моим родственникам или друзьям от этого не лучше. Мой отец — госслужащий, но поверьте, честный человек. Мы живем как все, машина у нас отечественная — Priora. Отец говорит: «Богатство я с собой на тот свет не заберу. Главное — имя и уважение». И я горжусь им — нам чужие деньги не нужны. Лучше я буду ходить с обычным, зато честно заработанным телефоном, чем с дорогим айфоном, купленным за нечестные деньги.

Отец подтверждает, что вся страна утонула в коррупции, но он не против Путина. Мои родные считают, что Путин — честный и борется с коррупцией, а воруют мелкие чиновники. Но я всегда привожу такой аргумент: ФСБ — сильнейшая спецслужба в мире, у нее семь направлений деятельности, в том числе экономическая безопасность, так почему же Россия занимает 136-е место в мире по противодействию коррупции? И я никогда не получаю внятного ответа.

Старшее поколение пережило 90-е — и это их самый главный аргумент в дискуссии. Сравнивая то время с сегодняшним, они видят огромную разницу. Кроме того, они больше смотрят телевизор. Зато друзья и одноклассники разделяют мои взгляды. Мы часто обсуждаем политику. Молодежь с каждым новым поколением становится все умнее. Невоспитаннее, злее, но все же умнее.

Я планирую поступить в Саратовскую государственную юридическую академию — изучать уголовное право или криминалистику. Дальше как получится, но хотелось бы уехать за границу: в России я своего будущего не вижу. 

Когда я стану студентом, буду уделять намного больше времени борьбе против «Единой России». На протестные митинги меня не пускают, но я компенсирую это, распространяя наклейки с протестными лозунгами. Родители и друзья не раз спрашивали: «Зачем тебе все это надо?» Однажды и я задумался, бросил всю протестную деятельность почти на месяц. Но понимаете, не могу я смотреть, как наша страна, извините за грубость, в дерьме тонет. Если каждый будет думать: «Зачем мне все это надо?», ничего в стране и не изменится.

Жаль, что на момент выборов мне еще не будет 18. На выборах в Думу я бы, наверное, проголосовал за КПРФ — из имеющегося списка они мне больше всего нравятся. Хотя взгляды у меня либеральные. 

Я мусульманин и считаю, что, если человек действительно боится Бога — мусульманин он, христианин, иудей или буддист, — он никогда не причинит другому человеку ни моральной, ни физической боли. И то, к чему сейчас призывают боевики, — это искажение истинного ислама. В Коране сказано: убийство мусульманина мусульманином равносильно убийству всего человечества. Ни в одной религии нет такой заповеди: «Убивай». 

А вот что касается ЛГБТ — я считаю, что это все-таки болезнь. Не нужно ущемлять их права, но я против того, чтобы они обнимались и целовались у всех на виду. И против всяких гей-парадов. 

«Я ощущаю вранье всеми рецепторами»

Лев, 11-классник из Томска

Я занимаюсь музыкой, планирую поступать в музыкальный колледж. Считаю себя либералом, но по тесту на «Дожде» выходит, что я социал-демократ. Интересоваться политикой начал относительно недавно: постепенно приходило осознание, что со страной что-то не так, потом я посмотрел расследования Алексея Навального — и в итоге записался в его штаб волонтером.

Главная проблема нашей страны — это несменяемость власти, из-за нее, по моему мнению, растет коррупция, а эффективность управления снижается. Я хотел бы видеть Россию будущего свободной, с настоящей демократией, без коррупционеров. Где СМИ рассказывают о реальных проблемах россиян и страны в целом, а не о Сирии, Украине и так далее, где минимальной зарплаты будет хватать на пропитание и одежду всем членам семьи, а бюджетные деньги будут распределяться на медицину, школы, детские сады, науку и технологии, а не на нацгвардию, полицию, казачество и оборону. И РПЦ должна быть отделена от государства. 

Мы с друзьями часто обсуждаем политику — во многом они со мной согласны. Мне повезло, что я учился и учусь в нормальных, не политизированных школах. Поэтому, когда я смотрю видео с лекциями от учителей о загнивающем Западе и сверхдержаве при Путине, меня это немного шокирует. С родителями политику обсуждаем редко — они выслушивают мое мнение, но не всегда с ним соглашаются. Многим взрослым нравится «стабильность», ведь «в 90-е было хуже, а на Майдане вообще жуть была». 

Меня совершенно не удивила реакция власти на митинги — примерно этого от нее и ожидал: вранье о том, что там были только школьники, и о том, что участникам платил сам Навальный. «Пятая колонна», «вспомните, что было на Украине» и так далее. Даже сам Владимир Владимирович про Украину заикнулся, но ничего дельного так и не сказал. Я ощущаю вранье для прикрытия правительства. Ощущаю всеми рецепторами.

<dl class="media image alignLeft">

Фото: Eduard Korniyenko/Reuters

</dl>

Фото: Eduard Korniyenko/Reuters

«Россия будущего — это место, куда люди будут приезжать и говорить: "Господи, почему я родился не здесь?!"»

Эльдар, 10-классник из Ижевска 

Я не хотел идти на митинг в марте и лишь сделал листовки для нашего города. Но потом поехал к бабушке, чтобы помочь ей убрать снег, и завел тему, что Путин плохой. И бабушка ответила: «А кто, если не Путин? Опять, как в 90-е годы, разворуют все. И что потом?! А Путин поднял Россию!!! С нами начали считаться хотя бы! И Америку он держит!» Я сказал своей бабушке, что с такой гражданской позицией нельзя ходить на выборы. И жить с такой позицией тоже нельзя. И вот когда она ответила, что лично ей живется хорошо, я решил, что обязательно и совершенно точно пойду на митинг. Мне просто обидно, что из-за бабулек ЕР на выборах набирает столько голосов.

Я агитировал идти на митинг всю семью, но никто больше не пошел — людям 20 лет внушали, что Путин ловит террористов и в сортире мочит и ВВП поднимает! При этом у мамы зарплата 15 тысяч рублей, из которых 7 надо отдать за квартиру, 2 — за воду и тысячу — за интернет и телевизор. И как трем людям прожить на 5 тысяч? Я подрабатываю, когда есть время, потому что маминых денег на нас с сестрой просто не хватает. 

Учусь в лицее — не скажу, что очень хорошо. Скорее всего, поступлю в Ижевский промышленно-экономический колледж. Однако боюсь, что мне не хватит баллов даже на него. Конкретно какую-то профессию я не выбрал. Хочу, как Чехов, путешествовать по России и писать всякую всячину. А вообще, я бы хотел стать министром культуры. У меня очень много мыслей по этому поводу.

Россия будущего — это место, куда люди будут приезжать и говорить: «Господи, почему я родился не здесь?!» Чтобы стать сверхдержавой, нам нужно совсем немного. Не деньги, не оружие. Нам нужно взять себя за шкирку и напинать самим себе. Это же мы распустили власть, это же мы — терпилы. Мы сами создаем себе беды.

Россия должна быть честной, открытой и, что очень важно, должна быть светским государством — сейчас в стране слишком велика роль РПЦ. 

Когда у меня будет сын, я мечтаю воспитать в нем патриотизм, который во мне воспитался сам. Я обожаю наши безграничные леса, наших бабушек в деревне. Я люблю эту страну. Здесь неважно, белый ты, черный, желтый — да хоть зеленый! Ты найдешь место в компании. Наши люди самые веселые и заводные. И даже если они редко улыбаются — это лишь маска. Например, я иду и всем улыбаюсь. И прохожие в ответ тоже иногда начинают улыбаться. Мне от этого приятно. 

«Я играл в “Группы смерти” и выиграл»

Александр, 11-классник из Перми 

Беды России — это коррупция, отупление молодежи, идеализирование преступников и преступного образа жизни. То, что пять бутылок пиваса стоят дешевле, чем книга. То, что на СМИ цензура. Что богатые могут откупиться от властей — это тоже коррупция, но хотелось бы выделить в отдельный пункт. Упадок медицины — когда человека с инфарктом надо везти за 50–100 км в райцентр, да по нашим дорогам. ЕГЭ — это я говорю не как человек, которому его писать, а как тот, кто видит, что образование тупо подгоняют под решения этого экзамена. 

Мой герой — японский ас Акамацу Садааки. Он как я: алкоголик, бабник, дебошир и лучший в своем деле. Знаете его легендарный бой — когда он вылетел против 75 врагов и вернулся с победой? А я — один из лучших в Перми сталкерских проводников.

Вожу людей по заброшенным зданиям. Даже какое-то время назад имел позывной Акамацу. 

После школы пойду в армию, а потом хочу служить по контракту. Начальную военную подготовку я уже прошел. Увлекаюсь страйкболом, рукопашкой, стрельбой, бывает и в компьютер играю. Еще я играл в «Группы смерти» и выиграл. Там весь расчет строится на том, что у человека расшатанная психика. Куратор так называемый просто находит уязвимое место и начинает туда бить: любовь, секс, деньги, ипотека... Я просто троллил куратора, хотя честно выполнял все его требования, даже кита на аватарку ставил. Там первое требование — будить куратора в 4:20. Он, урод, еще и телефон не сразу берет, чтобы ты окончательно проснулся. В итоге ты невыспавшийся ходишь. А я могу неделями в таком режиме на энергетиках жить — ну и вот, все полетело к чертям у куратора. А потом я синий хер нарисовал на руке вместо кита и ему скинул. Тогда он меня и послал. 

После путинского «Эм... коррупция... да» я ржал в голос. Путин должен был сказать правду или объясниться. Хрен знает, чего я ждал — я все же надеялся, что мы живем в нормальном государстве. 

Россию хотелось бы видеть сильной страной, со смертной казнью для тяжких преступников и коррупционеров. С сильной армией, с шикарной медициной, которая будет опережать весь мир. Хотелось бы видеть страну, в которой будет модно читать Есенина, Пушкина, Ницше, Толстого... в общем, просто читать, а не шляться по клубам и иметь беспорядочные половые связи. Хотелось бы видеть страну, в которой девушки знали бы, что такое честь, верность, достоинство, порядочность, в которой граждане имеют что-то с продажи природных ресурсов. 

В жизни главное доброта, я искренне так считаю — бабушек через дорогу перевожу и прочее. Из общественной деятельности я участвую в «оккупай-педофиляй», я волонтер-розысковик. За то, что мы боремся с педофилией, нас гоняют менты. По-моему, это бред. И еще я за «Россию для русских». 

«Одно время я состоял в “Молодой гвардии”»

Никита, 10-классник из Брянска

Я разбираюсь в химии, биологии и обществознании, поэтому планирую стать врачом или политическим деятелем. Девять классов закончил с красным аттестатом, так что выбор у меня большой. 

26 марта был мой первый митинг. То, что он несогласованный, конечно, минус: было ощущение юридической незащищенности. Директор школы потом увидел на моей странице в соцсетях комментарии и видео про митинги и сказал классу, что школа — это не политизированное место и тут мы, конечно, не будем об этом говорить, но «вы еще не понимаете, что делаете. Вот подрастете, и тогда ходите на митинги и прочее, а пока вам нужно закончить школу». При этом в школе нам рассказывают, что за границей все плохо, а в России все очень хорошо. На обществознании постоянно говорят о том, что произошло в мире за последние дни, а вот про 26 марта никто ничего не сказал. Понятно почему — на телевидении, на радио и в газетах это тоже не афишировалось. 

В школе многие просто посмеялись над тем, что я поддерживаю взгляды Навального — я бы не сказал, что они за Путина, просто далеки от политики. Но были и те, кто меня понял. Проблемы современного общества и государства стали слишком заметными, а школьники и студенты в наше время начинают разбираться в политике раньше, чем в прошлых поколениях.

Одно время я состоял в «Молодой гвардии» — меня послали туда от школы как активиста, и потом за заслуги перенаправили в «Совет молодежи». Там мы высказывались по поводу возможных изменений в городе. Это была неплохая задумка — по нашим запросам в Брянске изменили парк. Формально были еще всякие акции против наркотиков, курения и алкоголя, но на деле ничего там не происходило. Тогда я не очень увлекался политикой и считал, что «Молодая гвардия» — нормальная организация.

Скорее всего, я и дальше буду ходить на митинги, но действовать собираюсь в рамках закона: если меня задержат, сопротивляться не буду. Меня задел вопрос коррупции в правительстве и невыполнение манифеста «Единой России» 2002 года: там был пункт о том, что каждый человек получит собственное жилье независимо от заработка, но за 15 лет ничего не изменилось. 

Я хочу, чтобы Россия была могущественной страной, которая может заявить о себе и конкурировать с развитыми странами. Для этого надо поднять экономику с колен и убрать коррумпированную верхушку, несменяемую уже 17 лет. Внешняя политика и оборонный комплекс у нас на высоком уровне, а вот внутренняя политика — нет, и экономика пока не способна к конкуренции. Как нефтегазовая страна может быть такой бедной? Пенсии в России с 1 апреля поднимают в среднем на 53 рубля — пожилые люди дополнительно смогут купить себе всего две буханки хлеба. Это ненормально! Еще меня возмутило предложение о поднятии НДС до 22%. Про дороги я молчу. 

Моим героем является моя мама. И я считаю, что главное в жизни — это семья.

<dl class="media image alignLeft">

Фото: Thomas Peter/Reuters

</dl>

Фото: Thomas Peter/Reuters

«Взрослые нас не слушают»

Максим, 10-классник из города Губахи Пермского края 

Я учусь в 10-м классе, но пока еще не решил, кем хочу стать и куда буду поступать. Считаю, что человек как минимум не должен быть быдлом и гопником и должен относиться к окружающим так же, как и к себе. Ну или хотя бы делать вид, чтобы не портить людям настроение. У меня нет кумиров — я бы хотел, чтобы люди равнялись на меня, а не я на кого-то.

В России неправильная власть, как и мнение большинства россиян о ней. Среди школьников и студентов многие хорошо это видят, как и то, что СМИ промывают всем мозги. При этом взрослые нас не слушают — они думают, что молодежь ничего не понимает, что во всем виноваты компьютерные игры и интернет, хотя сами ничего об этом не знают.

Некоторые ровесники смеялись, когда я пошел на митинг, но я считаю, что тема борьбы с коррупцией достаточно актуальна, учитывая то, сколько людей вышло на улицы 26 марта. Многие уже давно заметили, что в нашей стране очень трудно жить: маленькие пенсии и зарплаты, высокие налоги, которые с каждым годом становятся все больше, очень плохие дороги. Чем тяжелее работа, тем меньше за нее платят. Многие люди спиваются — им не хватает денег на достойную жизнь. 

К инвалидам в России относятся ужасно. Люди, которым нужны операции и дорогостоящее лечение, не могут себе позволить жить полноценно — они вынуждены просить о помощи не власти, а других людей.

Не знаю, есть ли у нас в городе организованная волонтерская деятельность, но считаю, что и без этого можно помогать другим. Если у меня есть возможность, я стараюсь это делать.

«Я хотел бы, чтобы в будущем не было разделения земного шара на страны»

Александр, 9-классник из Тольятти 

В жизни главное — не быть унылым говном. Я учусь и параллельно подрабатываю курьером. Со временем хочу поступить в РГГУ на журфак. Но вообще-то я мечтаю стать знаменитым музыкантом, пишу тексты, учусь играть на гитаре и барабанах. У меня, пожалуй, три кумира: Курт Кобейн, Иван Алексеев (Noise MC) и Алексей Балабанов.

Из писателей очень нравится Солженицын. Лишь прочитав его биографию, я заинтересовался его творчеством. Нравится Маяковский. Читаю я по настроению: иногда могу не читать ничего неделю-две, иногда — целые дни посвящаю чтению книг. Сейчас читаю «Собачье сердце» Булгакова. Это школьная программа, но я всегда читаю заранее. 

Мне однозначно симпатичен Навальный. Также для меня очень актуальна тема борьбы с коррупцией. Я, как и многие, ходил на митинг в марте, но не потому что надеялся, что что-то изменится, а из интереса. Близких со мной не было — родители, к счастью, согласны с моей позицией, но сами на такие акции не ходят. 

Думаю, что на митинг пришло много студентов и школьников, потому что их не полностью окрепшая психика была поражена масштабами коррупции в стране. Я же прекрасно знал о ее масштабах. Расследование Навального лишь добавило конкретики.

В следующий раз я пойду только на митинг, который организую сам, потому что я бы сделал все иначе — гораздо интереснее. Я хочу, чтобы акция проходила на большой площадке, где выступали бы музыкальные группы и было достаточно еды. Трудно часами стоять на улице, а так люди могли бы заодно организовать свой досуг.

У меня красный пояс по тхэквондо, и мне часто приходится за себя постоять. Но лишь только потому, что я люблю провоцировать. Допустим, в моей школе много людей, называющих себя «фанатами», любое оскорбление их любимого клуба обязательно приведет к проблемам. И я люблю оскорблять их клубы, хотя мало интересуюсь футболом. Это отличный способ поднять настроение. Не знаю почему, но это превосходно работает. Еще я пишу в «патриотические» паблики комментарии, оскорбляющие Россию, и меня часто спрашивают, сколько американцы мне платят.

Я хотел бы, чтобы в будущем вовсе не было разделения земного шара на страны. Должна быть демократия, но с нотками тоталитарности —  в том, что касается контроля над бюджетом и исполнения законов.

Главная проблема России — коррупция. А еще народ, точнее, его темперамент. В Тольятти стоит ребром вопрос трудоустройства. На «АвтоВАЗе», основном работодателе города, серьезные массовые сокращения. Из-за отсутствия работы народ отсюда уезжает.