Записки парашютиста: чувство страха

На модерации Отложенный

Когда я проходил теоретическую подготовку в парашютном клубе, в мыслях постоянно прокручивались десятки самых разнообразных вопросов по поводу предстоящих ощущений при первом прыжке.

Страха перед самим прыжком, как такового, не было. А если и был, то я его не чувствовал. А вот какая-то неопределённость не давала покоя…

Как-то попытался расспросить о мучивших меня вопросах, нашего инструктора, моего ровесника. Он подумал, подумал и сказал: «Вот представь себе, что у тебя никогда не было секса с женщиной, а я начну тебе всё объяснять в теоретическом плане. Ты поймёшь испытываемые ощущения? Правильно – нет… Вот и в данном случае тоже самое – нужно всё  «щупать» своими руками. Пока не «пощупаешь», не прочувствуешь сам, - ничего не поймёшь! А если будут возникать какие-либо сомнения, то нужно самому себе говорить: Я ВСЁ ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНО, ЗНАЧИТ, ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО…

Последнюю его фразу я запомнил на всю свою жизнь – она стала для меня своеобразным лозунгом.

Инструктор оказался прав на все сто процентов – всё нужно было «щупать», несмотря на хорошие теоретические знания: учили, что нужно резко и сильно отталкиваться от обреза двери при покидании самолёта? Учили... Но только, когда я сам чуть не «чиркнул» носом по фюзеляжу самолёта, слабо оттолкнувшись на выходе, я это усвоил навсегда…

Учили, что при приземлении нужно делать кувырок, чтобы смягчить касание с землёй? Учили... Но, только, оставив своей задницей глубокую вмятину на поле, попытавшись устоять на ногах, я понял, что это говорилось не для красного словца…

Учили забегать против ветра после приземления? Учили... Но только когда меня порывом ветра сбило с ног и протащило несколько метров, после того, как я не выполнил это простое правило, я стал в будущем его выполнять уже автоматически….

Много ещё чего интересного можно рассказать, что вместилось в более, чем две сотни прыжков, но я остановлюсь только на одном моменте: принудительное раскрытие парашюта, в случае, если спортсмен не смог этого сделать сам по каким-либо причинам.

Для этих целей использовался полуавтоматический прибор ППК-У-575А, который устанавливался на основном парашюте на750 метров, а на запасном – 400. Каждый из нас знал, что он обязательно сработает. Но знать и почувствовать («пощупать») это не одно и тоже.

С чисто математической точки зрения выглядит всё очень просто: при скорости падения в 200км/ч (почти 56м/с) на высоте750 метровсрабатывает ППК (время срабатывания не более 1,2сек) плюс время на раскрытие самого парашюта. То есть весь процесс займёт не более трёх секунд – в запасе останется ещё около пятисот метров высоты или чуть больше девяти секунд времени до «контакта» с землёй...

Страшно? Ага…

Пятьсот метров звучит довольно безобидно, а вот девять секунд вызывают определённые сомнения: на раскрытие купола парашюта нужно минимум сто метров запаса по высоте, то есть, ещё почти две секунды нужно отнять – итого: СЕМЬ СЕКУНД «с гаком» на принятие решения. Да Вы посчитайте сами: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь… БАЦ! И, как говорят в авиации, траектория полёта прошла через землю…

Это не обязательное задание, но оно у настоящих парашютистов считается своеобразным шиком, если хотите.

Например, Евгений Андреев, выполняя затяжной прыжок (4,5мин) с высоты в24500 метров не стал принудительно раскрывать парашют, а дождался пока за него это сделает прибор. Круто! А ведь прибор мог и замёрзнуть на большой высоте…

Среди нас, спортсменов, выполнение этого нетрудного, но опасного задания, считалось пропуском в клуб настоящих спортсменов…

…На деле всё оказалось просто и обыденно, как в описанных выше математических расчётах. Единственная неприятность – невозможность определить момент срабатывания прибора. Поэтому при раскрытии парашюта меня тряхнуло больше обычного, что заставило с улыбкой вспомнить его жаргонное название – «противозачаточное средство»: у мужиков отбивает способность размножаться, а из женщин «грех» вылетает наружу… ))))

Поясняю для тех, кто задавал мне вопросы в «личку»: на запасном парашюте (З-5) видна прямоугольная «планка» белого цвета, на которой видны две окружности: по левую руку парашютиста – секундомер, по правую – высотомер.

…Прошли годы с момента, когда я совершил свой крайний прыжок с парашютом, но тот затяжной прыжок мне аукнулся довольно неожиданным образом…

Однажды мне приснился сон: я лечу в свободном падении, дёргаю кольцо, парашют начинает раскрываться, НО ПРИХОДИТ ЯСНОЕ ПОНИМАНИЕ того, что пока купол раскроется, я в обязательном случае коснусь ногами земли…

Я резко поджимаю ноги и… просыпаюсь! Сердце бешено колотится, на лбу выступил пот…

Встал, выпил воды, успокоился. С грустной усмешкой вспомнил слова знакомого лётчика, недоумевавшего по поводу моих занятий в парашютном клубе: «На х*й, на х*й такой вид спорта!»

Вот значит как получается: если ты даже и не чувствуешь страх, это ещё не значит, что его не чувствует на подсознательном уровне твой организм. Где-то там, в глубине души каждого человека лежит маленькое зёрнышко, крупица, молекула, атом страха, который только и ждёт подходящего момента, чтобы, воспользовавшись твоей секундной расслабленностью, резко увеличиться до невероятных размеров и привести своего хозяина в состояние панического ужаса…

Чувство страха – нЕкий предохранитель человеческого самосохранения, который мы задавливаем в течение жизни, иногда даже забывая о его существовании. Вот только он не забывает о нас и в течение всей нашей жизни ждёт подходящего момента, чтобы нанести свой беспощадный удар в спину…

Этот кошмарный сон снился мне ещё несколько раз, но уже со значительно меньшим эмоциональным всплеском, который с каждым разом становился ещё меньше и меньше.

Возможно, он мне снится и до сих пор, но я уже его не запоминаю. Впрочем, это и не удивительно – ВЕДЬ Я ВСЁ ТОГДА ДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО, А ЗНАЧИТ, ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ХОРОШО…

___________________________ 

Ещё один мой рассказ на эту тему: "Мандраж"