Ответный выстрел

Получат ли граждане право приобретать оружие?

Жаркие дебаты о праве россиян иметь собственный арсенал ведутся в обществе с начала 1990-х, когда дикий капитализм ворвался в нашу жизнь со своим естественным атрибутом: разгулом криминала. Точку в спорах готова поставить Госдума: сейчас парламентарии рассматривают новые поправки, серьезно ограничивающие доступ россиян к «травматикам» и «газовикам». Защитники идеи «всеобщего вооружения» намерены озвучить свои требования 1 декабря, в ходе общероссийской акции.

Аргументы противников гражданского «короткоствола» сформулировали в поправках к существующему закону депутат от фракции «эсеров» Михаил Сердюк и представитель «Единой России», председатель комитета по безопасности Ирина Яровая. Если новые правила будут приняты парламентом, то минимальный возраст граждан, имеющих право приобретать оружие, увеличится с 18-ти до 21-го года. Помимо этого изымать оружие у людей можно будет и без решения суда, а только по заявлению родственников или соседей владельца. Также предлагается ввести в закон норму поручительства: приобрести оружие человек сможет только при письменной рекомендации двух других владельцев, имеющих такое же оружие. Изъятие его у одного гражданина автоматически повлечет изъятие и у поручителей.

– С момента принятия закона об обороте оружия мы имеем целый ряд негативных тенденций, которые формируют в обществе тренд на агрессивное поведение, – говорит автор поправок Ирина Яровая. – Практически ежедневно поступает информация о том, что, в случае возникновения даже самых незначительных конфликтов бытового характера, граждане вместо диалога, поиска компромисса используют травматику как главный и решающий аргумент. И это оружие становится уже не средством самообороны, а средством нападения, в том числе средством совершения убийства. Последние инциденты, происшедшие в России, показывают, что оружие обязательно стреляет и, к сожалению, не в целях самообороны.

Идея поправок появилась после трагедии, произошедшей 7 ноября в Москве. 29-летний юрист Михаил Виноградов с двумя охотничьими ружьями пришел в офис компании, где он работал, и в упор расстрелял своих сослуживцев. Шесть человек погибли.

Однако далеко не все согласны с доводами авторов поправок. Ряд общественных организаций предложили свой рецепт решения проблемы безопасности граждан. На митингах, которые состоятся в ряде крупных российских городов 1 декабря, они намерены требовать от законодателей разрешить гражданам иметь огнестрельное нарезное короткоствольное оружие.

Организатор акции в Санкт-Петербурге, председатель движения «Гражданский комитет» Ольга Курносова:

– Огнестрельное оружие имеет стопроцентную идентификацию. Если оно применяется, то сразу становится понятно, чье именно оружие использовалось. Применять легально купленное оружие для совершения преступления никто не станет, потому что это все равно, что оставить свою визитную карточку. Мировая практика показывает, что преступники приобретают стволы нелегально, и способов это сделать у них очень много. Весь вопрос в том, смогут ли защитить себя добропорядочные граждане. А вот что касается травматического оружия, то оно не имеет идентифицирующих признаков. Важен и психологический момент. Человек, имеющий огнестрельное оружие, понимает его опасность и достанет его только в крайнем случае. Но наоборот, многие убийства совершаются с использованием травматов: человек думает, что убить им нельзя и спокойно пускает его в ход.

Как это ни парадоксально, боевое оружие безопаснее травматического.

«СП»: – Использовать оружие для самообороны тоже надо уметь.

– Мы предлагаем лицензировать оружие, а выдавать лицензию по правилам наподобие выдачи водительских прав. Человек получает права только после учебы в автошколе, сдачи экзаменов по теории и практике. Точно так и здесь. Человек должен знать действующее законодательство, понимать опасность оружия. Конечно, должны быть и ограничения, медицинские и полицейские. Это не будет свободная продажа, это все-таки будет ограниченный оборот. Просто так прийти в магазин и купить ствол будет нельзя, надо будет иметь лицензию. Точно так же, как сегодня нельзя без лицензии приобрести травмат или без охотничьего билета купить охотничье ружье. Кстати, оружие, которое можно приобрести как охотничье, типа карабина «Сайга», может нанести больший вред здоровью, чем любой короткоствол.

 

Организатор акции в Москве, руководитель движения «Право на оружие» Мария Бутина:

– Целью нашей акции является не только протест против поправок в закон «Об оружии», но и привлечение внимания общественности к альтернативным путям обеспечения безопасности граждан. Мы считаем, что вносимые поправки только увеличат преступность. Некоторые скептики говорят о том, что своими акциями мы ничего не добьемся, но мы не можем молчать. Если будет необходимо, то мы будем выходить на новые митинги и пикеты. Спокойно этим поправкам мы пройти не дадим. При этом мы готовы к диалогу с законодателями и предлагаем им свои пути решения проблемы безопасности. Мы предлагаем не сузить, а расширить перечень допустимого для граждан оружия короткоствольным нарезным. Помимо этого, в проекте резолюции акции у нас есть пункт о внесении поправок в закон о рекламе, чтобы люди через СМИ могли знать о возможности приобретения оружия. Также мы просим наградить лиц, участвовавших до прибытия полиции в задержании Виноградова. Люди проявили настоящий героизм при обезвреживании массового убийцы.

 

В пользу доводов сторонников права граждан отстреливаться из боевых револьверов говорят статистические данные, приведенные в докладе ООН о количестве умышленных убийств и количестве оружия в 169 странах. На диаграммах наглядно видно, что в странах с самым большим количеством оружия у граждан совершается меньше всего убийств. Так в государствах, где число стволов превышает 30 на 100 жителей, среднее число убийств составляет 1,9 на 100 тыс. жителей. Там, где стволов на сотню человек приходится от 20 до 30, убийств совершается в среднем 3,4 на 100 тыс. В России, по данным ООН, 11,2 убийства на 100 тыс. граждан и 8,9 стволов на 100 человек. Как видим, зависимость прямая. Чем больше у людей оружия, тем меньше у преступников соблазнов напасть на законопослушного человека. Подтверждает этот вывод и опыт соседних Эстонии и Молдовы, где оружие находится практически в свободной продаже, а число преступлений не высоко.

Депутат Ирина Яровая замечает, что даже специально обученные люди, такие как инкассаторы или охранники банков, не всегда могут предотвратить ограбление, хоть оружие и имеют. Что уж говорить о хрупкой девушке или старушке. Но депутат явно не учитывает того фактора, что ограбления обычно планируют тоже не профаны. Но для обычного грабителя или насильника знание, что его потенциальная жертва может быть вооружена, может явиться серьезным барьером для совершения преступления.

Однако не только уровнем вооруженности народа определяется криминогенная обстановка. К примеру, в соседней Белоруссии с оружием строго, а число убийств вдвое меньше, чем в России. Причина, наверное, кроется в том, что социальное расслоение общества там тоже меньше. Но для нас это пока звучит как сказка.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/61407/

271
1668
36