Копейка рубль бережет

На модерации Отложенный

Гулял я тут сегодня по городу, гляжу - на тротуаре блестит что-то. Присмотрелся, монетка, аж целый рупь! Кинул я на него взгляд…и дальше пошел. Нагибаться то лень. Были времена, когда подбирал даже гривенники с полтинниками, но сейчас и ради червонца еще подумаешь, останавливаться или нет. Не то, что бы мои доходы за последние годы сильно возросли, скорее даже наоборот, но и отношение к деньгам как-то сильно переменилось. 1-5 копеечных монет уже давно не видно, 10-50 копеек прощают даже в магазине. Многие воспринимают уже не только «медь», но «серебро» как совершенно ненужный хлам, который лишь гремит в кармане или сумке. А наш родной российский рубль полностью потерял свой авторитет.

В любимые пенсионерами советские времена на него можно пообедать или пропить у гастронома. Да что там, даже копейка позволяла приобрести коробок спичек или стакан газировки без сиропа. Тогда даже американский доллар стоил всего 64 копейки (официально, конечно). Вот это, понимаю, сила! А вот при проклятом царизме…но не будем о грустном. С тех пор много воды утекло, крови попорчено, и про первоначальную ценность маленький кружочков уже все забыли. Это неправильно, но поправимо. Причем, несложно.  Сдается мне, что сейчас ты пошли к тому моменту, когда деноминацию можно провести легко и без особых негативных последствий, но получив немало плюсов, как экономических, так и  политических.

Отняв на купюрах пару нолей, мы получим не только упрощение денежного оборота, но и возродим у электората веру в крепость нашей экономики. Ведь доллар опять будет стоить жалкие 65 копеек, средняя пенсия составит 125 рублей (при социализме максимум у гражданских был в 137 р., а колхозники так вообще получали 27). Да, многим покажется, что выросли тарифы на коммуналку и транспорт, но пенсионеры пользуются льготами, а средние зарплаты сейчас явно обгоняют советский уровень даже у многих бюджетников. Несколько подорожала мясомолочка, но зато дешевле спиртное и фрукты, особенно экзотические. А главное, появился выбор – и по ассортименту и цене, благо, что сейчас есть все, кроме, кажется, ливерной колбасы.

Мне совсем не хочется петь панегирики нашему Правительству и лично Президенту, но в 80е мне было трудно было и представить, что на свою зарплату я могу приобрести пару цветных телевизоров, кучу джинсов, а за год скопить на драндулет. Не использовать шанс донести все это пребывающему в замешательстве народу было бы явно глупо. Конечно, проводить такую операцию перед выборами в Думу уже вряд ли успеют, но август у нас издавна считался месяцем больших потрясений, так что ничего исключать нельзя. Даже то, что вброшена тема с выпуском никому не нужных 200 и 2000 рублевок для меня представляется всего лишь отвлекающим маневром, связанным с печатью новых купюр.

А вот монеты менять вряд ли станут.

Это позволит сделать копеечный подарок согражданам, многие из которых по давней привычке набивали медью трехлитровые банки, ввести в обращение удобную новую наличность и задействовать выведенные из обращения прежние 1-5 копеечные монеты. Это существенно расширит возможности торговых автоматов, даст вторую жизнь почти вышедшей из обращения мелочи. А главное, поможет снова ощутить ценность отечественных денег, которые опять обретут прежний авторитет и станут предметом гордости их обладателей, не спешащих их поменять на иную валюту. Ведь стоимость любых денег, как государственных долговых расписок, определяется уровнем доверия к их эмитенту, изрядно подорванным последними перипетиями.

Конечно, обмен бумажной наличности может быть ограниченным по сумме (подобно Павловской реформе 90 года) и сопровождаться фактической конфискацией черного нала там, где оргпреступность и левый бизнес не успеют договориться с банками, а также требованием справок о происхождении сумм на рублевых счетах, но и это коснется лишь относительно немногочисленной прослойки. Впрочем, учитывая, какое количество российской налички ходит теперь и за рубежом, используясь кое-где даже как средство сбережения и взаиморасчетов, вполне возможны и некоторые проблемы межгосударственного свойства. Но и они вполне решаемы при наличии доброй воли, ясной головы и чистых рук. Сами знаете, кто ими у нас владеет.

Денежные реформы у нас проводились регулярно, вслед за инфляцией и обесцениванием рубля, принимая форму конфискационную, как при Сталине в 1947 году и Горбачеве в 1991, или просто деноминации на один ноль, как при Хрущеве в 1961 году, скрывая фактическую девальвацию. Тогда меняли все деньги, кроме меди, которая потом была в ходу до самого конца СССР, на чем нажились ушлые менялы. При Ельцине в 1997 г. такой обмен с отнятием нуля никого особо уже не взволновал, но панические слухи о новой реформе начинали ходить по России при каждом кризисе, и в 2008 году, и в 2014. Подчеркиваю, что я не занимаюсь распространением непроверенной информации, а делюсь своими сугубо личными соображениями.

Вот на какие мысли меня натолкнула одна маленькая монетка, валявшаяся никому не нужной в пыли и демонстрировавшая собой степень уважения к исконно российскому национальному платежному средству. Полагаю, что эта идея посетит и кого-либо из умных голов наверху, так же как высказанные мной ранее предложения об отмене тестов ЕГЭ или несовершенстве нынешней пенсионной системы, требующей кардинальных изменений, включая и обязательную накопительную часть. Они фактически уже нашли себе дорогу в законодательные инстанции, не удивлюсь, если и изложенные мной выше размышления, витая в воздухе, посетила не только меня, но и лиц, принимающих экономические решения. Поживем-увидим.