Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

В поддержку Израиля

Сообщество 2503 участника
Заявка на добавление в друзья

Шолом-Алейхем (Соломон Наумович (Шо́лом Но́хумович) Рабинович)

 

Шолом-Алейхем (Соломон Наумович (Шо́лом Но́хумович) Рабинович)

 

               2 марта 1859 — 13 мая 1916

 

            Шолом-Алейхем – слава и гордость не только еврейского народа, но и всего прогрессивного человечества. Горький говорил, что произведения Шолом-Алейхема искрятся «славной, добротной и мудрой любовью к народу». Творчество Шолом-Алейхема удивительно многогранно.

          Он прозаик и драматург, критик и поэт, издатель литературных альманахов и блистательный чтец собственных новелл и рассказов. И во всех своих насыщенных большим социальным смыслом произведениях он изображал тяжелую жизнь народа в условиях царского режима, капиталистической эксплуатации и национального гнета.

             Подлинное имя писателя – Шолом Рабинович. Шолом-Алейхем – его псевдоним, и означает он в переводе на русский язык приветствие: «Мир вам!» Выбор этого псевдонима оказался для писателя не случайным. Повести и романы, рассказы и новеллы Шолом-Алейхема вошли в дом каждого простого человека как слова привета и доброжелательства.

          Шолом-Алейхем родился 2 марта 1859 года на Украине в городе Переяславе. Первоначальное образование он получил в хедере – еврейской религиозной школе, затем учился в уездном училище, которое окончил с отличием. Мальчик Шолом с детства отличался богатым и пылким воображением. В семье отца будущего писателя господствовали патриархальные традиции и религиозная добродетель. Взрослые внушали детям покорность и смирение. Дети должны были проводить дни в послушании, в чтении «священных» книг и молитв.

               Буйная фантазия Шолома вызывала у благочестивых соплеменников настороженность. Куда она его направит? Не по стопам ли нечестивцев и вероотступников? За умение подмечать и воспроизводить живые черты характера или портрета любого человека на Шолома градом сыпались оплеухи. Его бил учитель хедера, над ним измывались «добропорядочные» горожане, – пинков, оплеух и колотушек он получал больше всех своих однокашников и сверстников.

              Да и дома жизнь мальчика была не из легких. Мать, с горечью вспоминает писатель, заметила «мои проделки и принялась их искоренять». Первой помощницей матери была рябая, кривая и набожная прислуга Фрума, которая, не скупясь, награждала подростка затрещинами, так как в ее представлении «ничего хорошего из этого ребенка не выйдет. Это растет своевольник, выкрест, обжора, черт знает что, – хуже и не придумаешь».

          Однако все попытки убить в Шоломе дар проницательного наблюдателя и воспитать в нем чувство смирения перед богом и людьми оказались тщетными. Шолом не проявлял большого рвения ни к «науке», ни к благочестию, которые вколачивал ему в голову учитель хедера. Мальчика больше всего привлекала природа, ее тайны и свершения, он все чаще и чаще задумывался над смыслом и содержанием жизни родителей, многочисленной родни и друзей. Это, по признанию Шолом-Алейхема, доставляло ему гораздо больше удовольствия, «чем корпеть над талмудом, с усердием молиться или читать псалмы».

                На всю жизнь писатель сохранил любовь к детям, принужденным сидеть часами взаперти в затхлых хедерах и бессмысленно зубрить заумные диспуты талмудистов. В комических коллизиях рассказов о детях и для детей светлый гений писателя воссоздал глубокий трагизм положения юношей и девушек, задавленных моральным кодексом талмуда. Во многих новеллах Шолом-Алейхема образ ребенка – как бы притча или басня, символизирующая неустроенность мира взрослых, несправедливость социального уклада, в котором жесточайшим образом подавляются вольномыслие, устремленность к радостному восприятию природы и ее закономерностей.

                 Шолом-Алейхем много писал еще в юношеском возрасте, но первые его «корреспонденции» были опубликованы только в 1879 году. В течение 1880—1885 годов он напечатал свыше двадцати произведений на древнееврейском, русском и еврейском языках. Заслуживает внимания его повесть «Мечтатели», написанная в 1884 году. В ней разоблачаются легковерные люди, грезящие о каком-то сверхъестественном искуплении, бичуются ложь и грубый обман «мессианских спасителей».

                 И все же начало большого пути Шолом-Алейхема в искусстве связано с первой его новеллой о жизни мальчика, нарушившего господню заповедь «не укради», – под названием «Ножик». Она была опубликована в 1887 году в «Еврейской народной газете». «Ножик» вызвал восторг у читателей. В одной из критических статей того времени предсказывалось, что талант писателя «со временем подарит нашей литературе на языке идиш хорошие произведения».

            Шолом-Алейхем со свойственной ему запальчивостью и страстностью вел неутомимую борьбу за реалистическое искусство против проходимцев и паразитов, готовых под видом «художества» преподнести читателю всякую дребедень, позаимствованную на Западе. В 1888 году он опубликовал свой «Суд над Шомером» – гневный протест против творчества Шомера, этого любителя скандалов и фокусов, поставщика бульварных романов, по мнению которого «толпе можно и солому жевать – не велика беда». «Суд над Шомером» – программный документ писателя-гуманиста.

                 В нем он провозглашает: долг художника быть «своего рода зеркалом, в котором отражаются лучи жизни». Поэтому между народом и подлинным писателем существует крепкий союз. Такой художник является для своего народа «и слугой, и жрецом, и пророком, поборником правды и справедливости». Эта программа предопределила художнический подвиг писателя. Шолом-Алейхем годами скитался по местечкам и городам Украины, странствовал по Европе, жил в Америке. Везде и всюду он внимательно изучал жизнь масс, великие перемены, связанные с развитием рабочего революционного движения, с вызреванием условий для социальных преобразований.

               И глубоко познанный им мир нашел свое поэтическое отражение в удивительно емких и богатых по содержанию его произведениях. К восьмидесятым девятнадцатого столетия относится первое крупное произведение Шолом-Алейхема – роман «Сендер Бланк». Впервые в еврейской литературе с такой неприкрытой откровенностью были обнажены язвы капитала, источающего «кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят»'. Шолом-Алейхем возвысился над основами буржуазных устоев и увидел несостоятельность частнособственнического уклада жизни.

                Жадность, своекорыстие и стяжательство Сендера Бланка и его детей показаны крупным планом, гротескно, с нарочитой сатирической эксцентричностью. Саркастическая манера письма позволила писателю вывернуть наизнанку притворство и фальшь поклонников золотого тельца. В других романах восьмидесятых годов – «Стемпеню» и «Иоселе-Соловей» – Шолом-Алейхем всецело стал на защиту народных талантов, которые пытались разорвать цепи патриархальщины, господствовавшей в семейных и социальных отношениях того времени.

                  В этих романах он показал и судьбу еврейских женщин, которые почувствовали свободу от сковывавших их традиций, приближение социальных перемен. В девяностых годах появляются первые письма из цикла «Менахем-Мендл» и первые монологи «Тевье-молочника». Эти произведения были особенно дороги Шолом-Алейхему, к ним он часто возвращался, исправлял и дополнял их. Менахем-Мендл и Тевье-молочник – основные и наиболее значительные образы в творчестве писателя.

            Менахем-Мендл – мелкий буржуа, ищущий «счастья» в мире наживы и спекуляций. Он – типичный «человек воздуха», фантастические планы которого лопаются, как мыльные пузыри. Тевье – честный труженик, мудрый и сильный человек. Шолом-Алейхем глубоко любит его и воплощает в нем лучшие черты народа. Под беззаботной иронией Тевье-молочника скрывается глубокая философия народа, его моральная сила, – герой повести защищает пафос созидания, осуждает тунеядство и произвол, эгоизм и подлость. В повести преобладает монолог как главное средство самохарактеристики и самовыражения героя. Шолом-Алейхем присутствует как бы со стороны; внутренний мир героя, его любовь и ненависть к явлениям окружающей действительности раскрываются преимущественно через высказывания самого Тевье. Рассказы, составляющие повесть «Тевье-молочник», вобрали огромный жизненный материал. Великое умение Шолом-Алейхема быть кратким, вложить большое содержание в строгую, сжатую форму поставило его в один ряд с такими мастерами новеллы, как Чехов и Мопассан.

             «Менахем-Мендл» и «Тевье-молочник» принесли писателю широкую популярность и огромную славу. Однако Шолом-Алейхем все еще считал себя «начинающим». В письме к писателю Иерухимзону (1901) он подчеркивал: «Правильно говорит мой Менахем-Мендл: «...пишешь и пишешь, и все еще будто только начинаешь». Да, я еще только начинаю. Надеюсь, что, с божьей помощью, в скором времени начну писать неплохие вещи». К этим «неплохим вещам» Шолом-Алейхем относит свои «маленькие рассказы», объединенные в циклы «Железнодорожные истории», «Монологи», «Касриловка» и «Неунывающие», – произведения поистине широкого диапазона и большого мастерства. В них правдиво отображены радость и горе, надежды и разочарования «маленьких людей», их неустанная борьба за право на достойную человека жизнь, моральная победа над грубой силой и произволом.

             Царское самодержавие осудило трудящихся евреев на вымирание, загнав их в своеобразное гетто. По «законам» государства им разрешалось проживать лишь в некоторых губерниях, в так называемой «черте оседлости». Евреям было запрещено заниматься земледелием, служить в государственных учреждениях, работать на крупных заводах и фабриках. К людям «черты» пришел Шолом-Алейхем. Он отобразил ее, эту «черту», в художественно обобщенном образе «Касриловки». Откуда взялось это слово?

              «В нашем быту, – говорит Шолом-Алейхем, – бедняк имеет великое множество названий – и человек скудного достатка, и впавший в нищету, и просто убогий, нищий, побирушка, бродяжка, попрошайка и бедняк из бедняков... И есть еще одно обозначение бедняка: касриел, или касрилик. Касрилик – это уже не просто бедняк, неудачник, это уже, понимаете ли, такой породы бедняк, который не считает, что бедность унижает, упаси боже, его достоинство. Наоборот, она – даже предмет гордости!» Герои Касриловки – маленькие люди, убогие достатком, но веселые нравом, они всегда, при любых поворотах судьбы, остаются неунывающими. Уродливые формы жизни вызывали гнев и возмущение. Но наблюдения писателя над простыми людьми из народа с их повседневным трудовым подвигом и глубокой верой в светлое будущее были обнадеживающими и радостными. Страдания народных масс вызывали боль и слезы. Но слезы бессильны и беспомощны. И художник не стал их проливать.

               В своих «Неунывающих» он громко и мудро смеется; как и народ, он не унывает, а борется за установление справедливых социальных отношений. Свое светлое отношение к жизни, победу человека над самыми ее темными сторонами писатель выразил в знаменитой эпитафии, которую просил начертать на своем надгробье: Здесь погребен простой еврей. Он был писатель из народа, Всю жизнь писал он для людей Простого звания и рода. Он на смех поднимал, честил, Язвил насмешкой мир великий, Но мир, однако, не тужил, А он век прожил горемыкой. И в час, когда все от души Смеялись, позабыв печали, Он плакал, – видит бог, – в тиши Тайком, чтоб люди не видали. Цикл «Неунывающие» открывается рассказом «Заколдованный портной». В нем Шолом-Алейхем повествует о том, что приключилось с героем, который купил козу, непонятным для него образом вдруг оказавшуюся козлом. Последние слова новеллы весьма примечательны: «Конец нехороший. Началось все очень весело, а кончилось, как и большинство веселых историй, очень печально... А так как вы знаете, что автор этого рассказа по натуре не меланхолик и плачевным историям предпочитает смешные... то сочинитель прощается с вами, добродушно смеясь, и желает вам, чтобы и евреи, и все люди на земле больше смеялись, нежели плакали.

              Смеяться полезно. Врачи советуют смеяться...» Это обращение Шолом-Алейхема к читателю полно глубокого смысла; писатель превращает смех в орудие защиты обездоленных от невзгод и несчастий, насилий и зла, в средство, помогающее им жить и бороться, верить в победу добра и света. В центре рассказов цикла «Неунывающие» – простой человек: цельный, пленительный, честный. Его судьба трагична, но обстоятельства, в которые он попадает, чаще всего вызывают у читателя смех. Смех этот, однако, не отталкивает от героя, а рождает сочувствие и участие к нему. Во всех новеллах ярко проявились пленительные качества искусства писателя: доброта, гуманность, безграничная любовь к обездоленным, ненависть к дикому произволу «сильных мира сего». Зрелый Шолом-Алейхем часто возвращался к темам юности, к заре своего писательского утра, когда творческое осмысление жизни только начиналось. В течение 1909—1911 годов он, например, был занят романом «Блуждающие звезды» – романом, как бы завершающим после «Стемпеню» и «Иоселе-Соловей»трилогию о народных талантах.

              В «Блуждающих звездах», как и в двух первых романах, нет «счастливого конца», да его тогда и не могло быть. Ведь в том мире, в котором жили актеры, господствовал желтый дьявол, превращающий искусство в бизнес. Творчество Шолом-Алейхема завершают повести «Мальчик Мотл» и «С ярмарки». Эти произведения тематически как бы возвращают нас к началу творческого пути выдающегося художника. В них на первом плане также дети, проницательные, веселые, звонкоголосые и радостные. Им принадлежит будущее, они идут в ногу с жизнью. И Шолом-Алейхем – рядом с ними, с вечно молодыми, неутомимыми созидателями нового и прекрасного. М. Беленький, 1965 Критики называют его еврейским Марком Твеном за сходство стилей и любовь к литературе для детей. Позже, при встрече, Марк Твен заметил, что считает себя американским Шолом-Алейхемом После 1891 писатель живёт в Одессе. После погромов в 1905 уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересёк океан четыре раза. Однако в первое десятилетие двадцатого века начала давать знать о себе неизлечимая в то время болезнь писателя — туберкулёз, хотя до самого конца Шолом-Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями.

                 С началом Первой мировой войны в 1914 году, как российский подданный, был интернирован и выслан из Германии в нейтральную Данию. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни.

         Скончался от туберкулёза в 1916 году в Нью-Йорке, похоронен на Старом кладбище (Old Mount Carmel) в Куинсе. Внучка Шолом-Алейхема — американская писательница и педагог Бел Кауфман.

                        Значение творчества Шолом Алейхема для еврейской литературы огромно. В произведениях Шолом Алейхема больше, чем в творчестве какого-либо другого еврейского писателя, выражены стремление и способность еврейского народа возрождаться. Шолом Алейхем смог показать еврейскую жизнь как «еврейскую комедию», а не как трагедию рассеяния, о которой писало большинство его предшественников и современников.

                    В то же время в произведениях Шолом Алейхема содержится ярко выраженный трагический элемент, однако он возникает на фоне не безысходности, а широты возможностей, которые предоставляет жизнь. Читатель приходит к выводу, что разрушительные силы уступят место созиданию.

 

 

                     

Источник: www.belletrist.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (47)

pawel pegow

комментирует материал 02.03.2015 #

Талантливый писатель...

no avatar
Борис Кранц

отвечает pawel pegow на комментарий 02.03.2015 #

К своему стыду, не читал, хотя дома стяло собрание сочинений. Мама зачитывалась.

no avatar
pawel pegow

отвечает Борис Кранц на комментарий 02.03.2015 #

Когда вам взгрустнётся невзначай: "Мальчик Мотл":)))

no avatar
Борис Кранц

отвечает pawel pegow на комментарий 03.03.2015 #

Паша, а имеем ли мы сегодня право грустить?)))
Вспоминая Шлом Алейхема, матушка, практически всегда, упоминала "мальчика".

no avatar
Белла Чебаненко

комментирует материал 02.03.2015 #

Их еврейской литературы я знакома только с творчеством Шолом Алейхема и Лиона Фейхтвангера, который стал одним из моих самых любимых авторов. Оба эти замечательные писатели по праву занимают место среди мастеров мировой литературы. А рассказы Шолом Алейхема поражают добротой, теплотой к своему народу, иногда мягким приятным юмором, и просто - человеческим благородством. Спасибо, что природа подарила миру такого талантливого писателя. А вам - спасибо, что напомнили о нем.

no avatar
Инна Симхович(Крыжановская)

комментирует материал 02.03.2015 #

Спасибо, Павел! Я знаю его вещи.
Несколько книг, в том числе - "Мальчик Мотл ", читала в юности.
Очень легко читается,, Очень светло и чисто становится на душе после его произведений...

no avatar
pawel pegow

отвечает Инна Симхович(Крыжановская) на комментарий 02.03.2015 #

Ещё один юбиляр:)))

no avatar
Инна Симхович(Крыжановская)

отвечает pawel pegow на комментарий 02.03.2015 #

Спасибо!

no avatar
pawel pegow

отвечает Инна Симхович(Крыжановская) на комментарий 03.03.2015 #

И вам всех благ!

no avatar
Борис Кранц

отвечает pawel pegow на комментарий 03.03.2015 #

Паша, министром культуры Вас)))))

no avatar
pawel pegow

отвечает Борис Кранц на комментарий 03.03.2015 #

Есть такое слово - популяризатор:) Я себя так оцениваю.

no avatar
Белла Чебаненко

отвечает pawel pegow на комментарий 03.03.2015 #

В наше время, когда культура и образование в России "приказали долго жить" и находятся в коме при последнем издыхании, дело популяризатора - очень важное, полезное и благородное. Продолжайте в том же духе

no avatar
Белла Чебаненко

отвечает pawel pegow на комментарий 03.03.2015 #

Спасибо за приглашение. Я обязательно сделаю это, но несколько позже, потому что сейчас настолько тревожно в стране,и тягостно на душе, и много вопросов, на которые надо отвечать и в жизни и в соц. сетях, что нет даже желания заниматься чем-нибудь приятным для себя лично. А когда сделаю это, напишу вам.

no avatar
Муся Хайт

комментирует материал 02.03.2015 #

Замечательный писатель,читала очень много из его произведений! Настоящий талант,столько еврейского юмора в его книгах! Спасибо за интересную статью,Павел!

no avatar
pawel pegow

отвечает Муся Хайт на комментарий 02.03.2015 #

Это четыре статьи в одной, взятой за основу:))))

no avatar
Муся Хайт

отвечает pawel pegow на комментарий 02.03.2015 #

Получилось здОрово! Я люблю Шолома -Алейхема! В России у свёкра было собрание его сочинений,прочитала всё,до этого мне попадалось несколько его книг,да ещё в Израиле посчастливилось перечитать почти полностью его сочинения.А Вы напомнили о нём,за что ещё раз Вам -тода раба!

no avatar
pawel pegow

отвечает Муся Хайт на комментарий 03.03.2015 #

Всегда рад, хотя не понял:))))))))

no avatar
Муся Хайт

отвечает pawel pegow на комментарий 03.03.2015 #

Я подумала,что Вы знаете иврит,эти два слова обозначают "большое спасибо"! Ошиблась,извиняюсь! Но всё равно-большое спасибо,уже на русском языке.

no avatar
pawel pegow

отвечает Муся Хайт на комментарий 03.03.2015 #

Я, конечно, догадался:)))))) О значении. Но написал, чтобы вы знали, я не полиглот. Знаю всего два языка, русский и украинский:) Чуть-чуть немецкий и совсем чуть-чуть - медицинскую латынь.

no avatar
Муся Хайт

отвечает pawel pegow на комментарий 03.03.2015 #

Поняла! Я хорошо знаю русский язык,кое-что помню из английского по школьной программе больше,чем 50-летней давности.Разговорный идиш,второй язык для меня после русского,ну и в Израиле пришлось подучить иврит,не очень хорошо,но объясниться могу худо-бедно,кое-что прочитать,кое-что написать-вот как-то так.Полиглотом себя не считаю совсем! Далеко до совершенства...

no avatar
Вадим Мудрый

комментирует материал 03.03.2015 #

Стоит сейчас передо мной в книжном шкафу собрание сочинений Соломона Наумовича в 6-ти томах, - ну как еврею без его замечательных творений.
Хотя в одном из советских справочников я вычитал, что это был "известный русский писатель".

no avatar
Павел Жуков

комментирует материал 03.03.2015 #

Замечательный писатель! В детстве я читал несколько его произведений. Кстати, опубликованных в "Всемирной литературе". И я думаю, что неверно называть только еврейским писателем, как всякий великий писатель он писал о вечных проблемах человеческой души. Хотя, конечно же, описывал быт евреев в России.

no avatar
pawel pegow

отвечает Павел Жуков на комментарий 03.03.2015 #

Я уже писал: есть хорошие писатели независимо от национальности, и есть графоманы, независимо от национальности.

no avatar
Павел Жуков

отвечает pawel pegow на комментарий 04.03.2015 #

Конечно же, вы правы, спасибо вам за прекрасную статью!
И, конечно же, Шолом Аллейхем - еврейский писатель по своей "почве", юмору, душевному настрою. Но, одновременно, что я хотел сказать, его произведения - достояние мировой культуре. И он очень космополитичен.

no avatar
Пинта Гроган

комментирует материал 09.05.2016 #

Подлинное имя писателя – Шолом Рабинович. Шолом-Алейхем – его псевдоним, и означает он в переводе на русский язык приветствие: «Мир вам!» Выбор этого псевдонима оказался для писателя не случайным. Повести и романы, рассказы и новеллы Шолом-Алейхема вошли в дом каждого простого человека как слова привета и доброжелательства.
(с)

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland