Ядерная сделка с Ираном была ужасна, ее не должно было быть

На модерации Отложенный

Магистр международных отношений, доктор международного права Эллиот Абрамс, ранее занимавший пост заместителя госсекретаря, а сегодня - замглавы Совета национальной безопасности Соединенных Штатов побывал в Израиле, где принял участие в конференции "Израиль и Иран на пороге конфликта".

В беседе с журналистом Ури Пасовски американский эксперт дает оценку региональной ситуации, рассматривает сильные и слабые стороны политики Дональда Трампа, а также пытается понять, почему американские евреи отдаляются от Израиля. "Вести" публикуют наиболее значительные фрагменты из этого интервью.

 

- Дональд Трамп вывел США из ядерной сделки с Ираном. Насколько разумно, на ваш взгляд, это решение? И так уж ли оно было необходимо?

- Это стопроцентно верный шаг! Допустим, Трамп воздержался бы от него. Тогда Тегеран - и Пхеньян, Пекин, Москва - поняли бы, что Америку можно не опасаться. Ядерная сделка с Ираном была ужасна, ее не должно было быть вообще. Она даже официально не ликвидировала ядерную программу - только отложила ее на десять лет, позволяя иранцам переоснащаться центрифугами".

- Но ведь Иран выполнял соглашение.

- Только по словам самого Ирана. Более это никем не подтверждено.

- Но инспекторы МАГАТЭ ничего не нашли!

- Так МАГАТЭ и не ищет! Организация действует по заветам Мухаммеда аль-Барадеи (египетский ученый и политик, возглавлявший МАГАТЭ в прошлом десятилетии и получивший вместе с этой организацией Нобелевскую премию).

- Если ли у Белого дома какая-то стратегия  в отношении Ирана?

- Честно? Не знаю. Возможно, лишь предположить, что речь идет о смене всего режима, опираясь на содействие арабских союзников и Израиль. Надеюсь, мы идем в этом направлении. Это нелегко, но Иран - не сверхдержава. Альтернатива - позволить Ирану создать в каждой стране свою "Хизбаллу". Мы не можем себе этого позволить, вы – тем более.

Когда я вступил в политику, мне посчастливилось работать с сенатором Генри Джексоном (соавтор знаменитой поправки Джексона - Вэника). Его, члена Демократической партии, обвиняли в разжигании войны. Вокруг всегда кричали: Джексон ведет к войне, Рейган ведет к войне. Все это - ложь. На самом деле к войне ведет слабость.

70-летний Абрамс проповедует жесткую внешнюю политику уже почти сорок лет. Он успел превратиться из демократа в республиканца и поработать в госдепартаменте США при Рейгане и Буше-младшем. 

При Джордже Буше-старшем он занимал должность заместителя помощника по национальной безопасности, считался ключевой фигурой при принятия

решения напасть на Ирак и играл важную роль в контактах с израильским правительством. 

Его прочили в заместители госсекретаря, но выяснилось, что он критиковал Трампа до выборов.

Тем не менее, с учетом скорости и частоты персональных перемещений в нынешней администрации и настрой ее новых высших чиновников, эта дверь, как полагают американские обозреватели, еще не закрыта.

- Что вы думаете о Трампе после полутора лет президентства?

- Трамп в целом придерживается принципов Республиканской партии, хотя когда он произносил присягу, это было неочевидным. Наш новый внешнеполитический курс можно назвать правильным. В том числе перевод посольства в Иерусалим. 

- Это политика. А что насчет самого Трампа?

- Некоторые республиканцы по-прежнему его не переносят, но часть из них уже оставила политику. Я – республиканец и хочу, чтобы администрация преуспела. Проклинать президента за то, что он делает что-то правильно – не самый мудрый шаг для партии.

- Беспорядки в секторе Газы совпали с церемонией открытия посольства США в Иерусалиме. Вы усматриваете какую-то связь?

- Я считаю, что успехи Израиля по всем направлениям делают еще более зримыми провалы национальных палестинских сил, и исламских тоже. Им нечего предложить ни палестинцам, ни Израилю.

- Как вы считаете, отношения Израиля и с еврейской общиной США улучшились или ухудшились за последние годы?

- Скорее, второе. Причин две. Во-первых, в Израиле с 2001 года у власти находятся правые правительства, а большинство евреев США - левые. Хотя, полагаю, политика левого правительства в отношении Сирии или Ирана будет аналогична нынешней, а политика в Иудее, Самарии и Газе не будет осуществляться по проекту МЕРЕЦ. 

Большинство американских евреев связывают израильскую политику только с Нетаниягу, не учитывая произошедшие здесь изменения в обществе. 

Во-вторых, американское еврейство само довольно быстро меняется. Если не считать харедим, которых по-прежнему довольно много, то число смешанных браков постоянно растет. В опросах, проводимых влиятельным институтом Pew, уже появилась категория "евреи без религии". Их дети уже не будут евреями. Есть ли у таких людей связь с общиной? Нет. Такой человек отдаляется от иудаизма и еврейства - и от Израиля тоже. Но это никакого отношения к израильской политике не имеет.