Еврей с лопатой. Энциклопедия «еврейских» заблуждений, глава 4.

На модерации Отложенный

Энциклопедия «еврейских» заблуждений:

Часть 4 – Еврей с лопатой.

Это четвёртая глава, с первыми тремя вы можете ознакомиться здесь:

http://maxpark.com/community/4391/content/1483096

http://maxpark.com/community/4391/content/1484961

http://maxpark.com/community/4391/content/1491020

 

Самый короткий анекдот? – Еврей с лопатой!

Что ж... спасибо!

Приятно, что вот так сразу тебя причисляют к некоей элите, которой и лопату в руки брать негоже.

Все евреи сплошь музыканты, банкиры, артисты, учёные...

Правда, тут же возникает маленькая проблемка: мой прадед Берл всю жизнь отмахал молотом на кузнице, это сойдёт за лопату? Жизнь прожил трудную, в одном погроме потерял свою первую молодую жену,она была в доме, когда туда вовалась орда бесноватых, а прадед не успел прибежать из кузни, которая находилась в нескольких кварталах. Через несколько лет он вновь женился и тут подоспел следующий погром,в котором он сам забил насмерть своим молотом несколько погромщиков и спас семью и соседей. Потом был суд. Судили, как вы понимаете, не тех, которые убивали евреев, а моего прадеда и ещё несколько евреев, которые посмели защищаться и не дать убить себя и своих близких. Всем им грозила каторга ( вот где бы им раздали лопаты на радость черносотенцам!) , но одесская Модаванка собрала деньги на адвокатов и на подкуп судей ( ура! И тогда судей можно было купить нам на счастье). Дело развалилось и действия евреев были признаны вынужденной самозащитой, или как там это тогда называлось...

Другой мой прадед –Исраэль- был биндюжником, а попросту- грузчиком на пристани Екатеринославля. Таскал мешки на баржи . Так что лопата ему бы не тяжельше шариковой ручки показалась.

Третий прадед –Меир- работал у польского хозяина на мукомольне , засыпал зерно и отгружал муку в постоянном мучном облаке, от которого развилась эмфизема лёгких. Он умер в Мелитополе от развившейся чахотки довольно молодым , а прабабушка воспитывала троих детей с помощью еврейской общины .

Самая интересная судьба у моего четвёртого прадеда .

Он был сыном раввина в Иерусалиме, в районе Мэа-шаарим ( Сто врат),. Фамилия моего отца –Ошер (счастье- ивр.) , именно от этого пра-прадеда раввина.

Однажды он отправил двух младших сыновей учиться в Европу. В порту Акко они должны были сесть на судно, шедшее во Францию, но почему-то (никто не помнит причины случившегося) , они подрядились чернорабочими на судно, направлявшееся в Одессу, где и сошли на берег.

Одним из этих несостоявшихся граждан Франции и был мой четвёртый прадед – Цемах . И было это в 1878 году.

В его документах до конца жизни было написано: при рождении - палестинец, вероисповедание - иудейское.

Получив подданство российское, он освоил идиш и русский язык (до этого он знал иврит, английский ,французский, арабский и турецкий), через два моря долго переписывался с отцом, который чуть не проклял ослушников и ,наконец, с одной из оказий получил прощение и деньги с тем, чтобы сыновья всё-таки выполнили волю отца и стали образованными людьми. Пра-прадед, заодно, потребовал, чтобы после обучения, оба вернулись домой, но эта его воля осталась невыполненной и только мой папа- его правнук, и я - его пра-правнучка, вернулись на землю предка после ,более чем столетнего, галута.

Но вернёмся к сыну раввина...

В Иерусалиме он и его брат обучались у английских преподавателей и по тем временам оказались весьма образованными для Одессы, где лишь немногим евреям были доступны русские гимназии. Судьба его брата мне неизвестна, а Цемах,прилично овладев русским языком, поступил на «технические курсы» (более точно я не знаю), которые готовили специалистов для «проекторования строительных работ». А вскоре влюбился в красавицу Рахель, женился, и деньги, полученные для учёбы, пришлось тратить на семью.

Так он и остался недоучкой , со знанием языков, с любовью к чтению и с лопатой- работал каменщиком на тех самых стройках, которые, как предполагалось, должен был проектировать.

Что правда, то правда... мои деды уже «выбились в люди».

 

Но и лопатой помахать, и на своём горбу тяжести потаскть евреям во все времена хватало.

Что касается именно земледелия, то как то намеренно обходится тот факт, что евреи древнего Израиля в большинстве своём были скотоводами или земледельцами, которые выращивали виноград , оливки или овощи на склонах Голланских высот , или на полях Иудеи, Самарии или Газы (никто не оспаривал историческую принадлежность этих территорий еврейскому народу ни тогда и ни ещё сотню лет назад) .

Если бы вы попытались копнуть эти земли, то поняли бы, что до лопаты тут приходилось попотеть с ломом и мотыгой, выкорчевать груду камней, настелить плодородный слой... И всё это в тридцати-сорока   градусную жару... А ещё прорыть каналы для воды... И главное- как то самому выжить в этом во всём без вентиляторов и без кондиционеров.

К сожалению, фотография не существовала в те времена, а живописцев, готовых рисовать натуру в этих условиях не нашлось. Но для понимания и сравнения можно воспользоваться и недавними снимками.

До

 

И после

 

Это чудо возраждения нового Израиля. И это возвращение к истокам, потому что не по своей воле евреи перестали в Европе работать на земле. Все европейские правители запрещали евреям выкупать землю в собственность. Запрет налагался и на содержание крупного рогатого скота. Отсюда и любовь к курочке, потому что евреям разрешали держать только птицу, а во многих странах- только для собственного использования, но не на продажу. Запрет налагался на целый ряд профессий. Евреи не могли быть учителями (там же учатся христианские дети!), во многих странах евреям было запрещено врачевание. В Италии евреи не могли быть стеклодувами, а во Франции- виноделами или сыроделами. Поправьте меня, если я не права, но все ограничения, как мне кажется, были связаны со страхом свободной конкуренции со стороны местного населения. Это ли не признание заведомого поражения?

Зато евреям навязали занятие денежным оборотом. И не потому, что сами не хотели этим заниматься, но во все времена было проще занять у еврея и не отдать долг. Потому что заступиться за него некому, это человек второго сорта, не охраняемый никаким законом. Убийство еврея в Англии судилось меньше, чем убийство собаки.

Да и стоило ли заводить хозяйство и вкладываться в скот и поля , если в любой момент мог случиться погром и приходилось бежать, всё бросая, унося с собой только самое ценное, и это не обязательно золото, но обязательно- знания и мастерство!

Так что откинуть лопату и найти себе более подходящее применение евреев вынудили. Какие теперь претензии?

Но мы вернулись на свою землю

  

и сегодня «люди с лопатой» кормят всю страну и ещё экспортируют свою продукцию в десятки стран.

    

Конечно, это уже не только лопаты, но на то мы и евреи, чтобы придумать что-то такое, что освободит время и силы для радости и веселья.

    

 

Ирена Бушман-Ошер.