НЕДОБЛОКАДНДИКАМ ОТ НЕДОДЕПУТАТОВ. С ЛЮБОВЬЮ

На модерации Отложенный

Депутат Законодательного собрания от «Единой России» Елена Рахова в эфире телеканала «Санкт-Петербург» употребила термин «недоблокадники» в отношении тех, кто прожил в блокадном Ленинграде меньше 120 дней. Представители парламентских фракций, участвовавшие в этом эфире, по-разному оценили высказывание коллеги. «Фонтанка» выяснила, ожидать ли очередного "блокадного" скандала, технология которого уже отработана на примере телеканала "Дождь".

Сообщения о неприятном высказывании депутата Раховой в прямом эфире телеканала «Санкт-Петербург» появились вечером в понедельник в Твиттере. Программа «Партбюро», в ходе которой прозвучало слово «недоблокадники», выходит в эфир по понедельникам и, как правило, не становится источником знаковых цитат в Интернете. Как правило, но не в этот раз. Представители всех пяти парламентских фракций: лидер фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев, Александр Кобринский от «Яблока», Елена Рахова от «Единой России», Константин Сухенко от ЛДПР и глава парламентских коммунистов Владимир Дмитриев обсуждали единовременную выплату жителям блокадного Ленинграда к празднику. «Подарок» достался не всем – ветераны, которые прожили в блокадном городе меньше 120 дней, его не получили.

Запись эфира до сих пор не опубликована на официальном сайте телеканала «Санкт-Петербург», хотя обычно свежий выпуск «Партбюро» выкладывается для пользователей Интернета в тот же день. В редакции сайта телеканала «Санкт-Петербург» «Фонтанке» сообщили, что вчерашний выпуск программы «Партбюро» появится на сайте уже к обеду и не будет редактироваться. «Вчера, видимо, загруженность сайта большая была, и посчитать видео не успели», - объяснил администратор сайта Павел Хатемкин.

Александр Кобринский рассказал «Фонтанке», что в очередной раз пристыдил партию власти, заявив, что единороссы сначала обнадежили эту категорию граждан, а во втором чтении соответствующего законопроекта исключили ее из числа «одариваемых». Этот вопрос вызвал дискуссии в ЗакСе еще в августе 2013 года – тогда единоросс Игорь Высоцкий предложил распространить действие закона о единовременной выплате в размере 3 тысяч рублей к празднику на граждан, которые родились в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). «Их в городе всего 734 человека - речь идет о двух миллионах рублей, - говорил тогда Игорь Высоцкий. - Разве мы не можем решить на городском уровне вопрос о 2 миллионах?». Оказалось – не могут. Именно эту историю и припомнил «Единой России» Кобринский.

«Кобринский с Ковалевым стали обвинять «Единую Россию» в том, что она не захотела выплатить по 3 тысячи рублей, дать эту, как они сказали, «подачку» тем, кто не прожил в Ленинграде 4 месяца, - рассказала «Фонтанке» Елена Рахова. - Я резко одернула их, сказав, что это не подачка, а поздравление, и выплатить ее всем - невозможно. Я сказала, что в одном Калининском районе 17 тысяч блокадников, а сколько «недоблокадников», никто не знает, и говорить, сколько город должен выделить средств, невозможно. Тут все зашумели и не дали мне договорить». Елена Рахова подчеркивает, что термин «недоблокадники» существует давно, с 1989 года, и что в апреле 2010 года «Российская газета» даже вынесла его в свой заголовок к статье о том, что петербуржцы, родившиеся в городе на несколько дней раньше, чем за четыре месяца до снятия блокады, лишились удостоверений блокадников. «Люди сами так себя называют, - говорит депутат. – И я отметила это в студии, и сказала, что проблема с выплатой заключалась не в том, на 2 миллиона больше придется выделить из городского бюджета или на 5 миллионов. Проблема в том, что вопрос требовал проработки».

При этом только на реконструкцию вызвавшей неоднозначную реакцию общественности «блокадной атмосферы» на Итальянской улице Смольный потратил 8 миллионов рублей и еще столько же - на праздничный концерт в БКЗ «Октябрьский».



«Я действительно видел, что люди так называют себя, но они называют так себя с горечью и сарказмом: «Что же нас власть считает недоблокадниками?», - говорит Александр Кобринский. – Но если его начинают использовать представители власти, получается, что это нормальный термин, которым в Петербурге называют этих людей. Елена Рахова просто человек неопытный, все остальные депутаты от партии власти знают, как скрывать свои мысли».

Елена Рахова, действительно, по сравнению с большинством коллег в ЗакСе «новенькая» - свой мандат она получила в сентябре 2013 года, в порядке очереди, после того, как парламент покинул единоросс Алексей Тимофеев. Так что еще пару недель назад, если проводить аналогии, Рахову можно было бы назвать "недодепутатом".

До своего прихода в парламент Елена Рахова почти 10 лет была первым заместителем главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга по социальным вопросам. На сайте ЗакСа на ее персональной страничке до сих пор только два раздела: «Биография» и «СМИ о депутате». Причем, судя по последнему, до сих пор депутат фигурировала преимущественно в новостях о выдаче мандатов ей и второму «новичку», Анатолию Дроздову. Характерных для более опытных парламентариев разделов «Законодательная инициатива» или «Работа с избирателями» пока нет.

Возмутившийся высказыванием Елены Раховой Александр Кобринский отмечает, что эта история рифмуется со скандалом вокруг «блокадного опроса» телеканала «Дождь» и цитированием Геббельса интернет-редакцией ВГТРК. «Моральные санкции за высказывание депутата Раховой, да, нужны, - говорит «яблочник». - Надеюсь, что избиратели применят к ней санкции во время голосования. Что же касается других мер – нельзя запрещать человеку говорить, что он думает. Но мы будем обсуждать свои дальнейшие действия по этому поводу на совете фракции «Яблока», и завтра, когда в ЗакСе состоится пленарное заседание, возможно, что-то предпримем. Нам бы хотелось, чтобы все уполномоченные органы продемонстрировали единые критерии и отсутствие двойных и тройных стандартов в вопросе защиты чувств блокадников и ветеранов».

Другой участник скандального эфира, лидер фракции КПРФ в городском парламенте Владимир Дмитриев не столь категоричен. «Елена Рахова осознала свою ошибку прямо на передаче, правда, после того, как все мы зашумели, - говорит Дмитриев. - Она сказала, что они сами себя так называют. Наш русский народ - с юмором. Я ей сказал потом, что зря она такими словами бросается, потому что это будет подхвачено тут же. Слово не воробей, теперь будет летать. Словечко поганенькое. Но, насколько я вчера понял и разобрался, никаких санкций применять не надо». При этом Владимир Дмитриев, имеющий большой опыт общения с ветеранами, признался, что слово «недоблокадники» во вчерашнем эфире впервые услышал.

Председатель правления общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Скрипачева в беседе с корреспондентом «Фонтанки» также отметила, что с таким термином раньше не сталкивалась, и что звучит он для блокадников обидно. Ирина Скрипачева подчеркивает, что проблема статуса тех, кто прожил в блокадном городе меньше 4 месяцев, стоит остро. «Чем меньше был ребенок во время блокады, тем больше он несет в себе проблем блокады, - говорит Ирина Скрипачева. – Таких очень мало, хотя я боюсь назвать точную цифру. Но с каждым часом нас становится все меньше, наше поколение уходит. Поэтому наделение льготами блокадных детей даже не потребовало бы дополнительных средств из бюджета».

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»