Зачем власти Церковь
На модерации
Отложенный
Возможности влияния РПЦ на общество сильно преувеличены
Федор Крашенинников
Традиция демонстрировать близость к Русской православной церкви (РПЦ) досталась современной российской власти от ее основателя, Бориса Ельцина. Пытаясь создать традиции и ритуалы новой российской власти, он целенаправленно отталкивался от всего советского, делая ставку на то, что при советской власти порицалось. Нельзя забывать и о популярном тогда тезисе о «России, которую мы потеряли». Предполагалось, что отказ от государственного атеизма вернет Россию к тому состоянию, в котором она была до большевиков, т. е. сделает ее православной страной.
Свою роль сыграло и нескрываемое тогда желание равняться на США, где уровень религиозности населения крайне высок и потому, несмотря на отделение государства от Церкви, политик не только не может быть антиклерикалом, но должен так или иначе демонстрировать религиозность.
С тех пор прошло более 20 лет. Нарочитая воцерковленность чиновников и силовиков стала чем-то обыденным, при том что уровень воцерковленности населения за эти годы так и не достиг не то что американских, но даже и европейских показателей.
В Православной церкви Пасха является самым главным праздником и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. Но, по данным МВД, в 2017 г. в пасхальных богослужениях приняли участие 4,3 млн человек. Население России – 143,5 млн человек, и легко вычислить, что до храмов дошли в пасхальную ночь 3% населения.
Николай Эппле: Шоковая терапия мифологического сознания
Конечно, можно записать в верующие всех, кто носит крестики, клеит в машинах иконки и иногда заходит в церковь поставить свечку. Это выгодно руководству РПЦ, это интересно для социологов, изучающих религиозность населения, но в практическом смысле ничего не дает. Для реального влияния религии на состояние общества имеют значение не те, кто пассивно соглашается с причислением себя к какой-то конфессии, а те, кто слушает проповеди, активно участвует в приходской жизни и уж тем более не пропускает важные для своей конфессии праздники.
Поэтому легко увидеть разницу между влиянием, например, католической церкви в Польше или религии вообще в США и тем, что происходит в России.
Вопреки многолетним призывам руководства РПЦ регулярно и постоянно посещать храмы это делают лишь 3% наших сограждан. В практическом смысле это и есть мобилизационный ресурс РПЦ в его самом максимальном значении. Очевидно, что реальное влияние руководства РПЦ на население страны и того меньше: одно дело – пасхальный максимум, наблюдаемый раз в году, а другое – посещаемость обычной воскресной службы и, соответственно, аудитория звучащей там проповеди.
Опора на столь откровенное меньшинство ничего не дает в электоральном смысле, и даже наоборот: активно подыгрывая воцерковленному меньшинству населения и назойливо демонстрируя свои клерикальные симпатии, политическая элита фактически противопоставляет себя подавляющему нецерковному большинству граждан России.
Можно понять РПЦ, которая с максимальной выгодой для себя использует религиозные сантименты высшего руководства страны, но логику самого руководства понять сложно: весьма странно демонстративно солидаризироваться с меньшинством населения, делая вид, что опираешься на большинство. Если даже в России 1917 г., где большинство населения действительно было религиозным, Церковь никак не смогла помочь царской власти в трудное для нее время, то чем может помочь власти в 2017 г. Церковь, которая способна мобилизовать всего-то 3% населения?
Отдельная тема для разговора – эффективность вложений. С 1988 г., когда власти перестали мешать Церкви и начали ей помогать, в религиозную пропаганду были вложены космические деньги. Все последние годы страна живет в религиозной лихорадке: строятся новые храмы, идет постоянная религиозная пропаганда на всех уровнях, Церковь требует доступа в школы и вузы – и на фоне этого всего мы год за годом наблюдаем стабилизацию воцерковленного населения на уровне статистической погрешности.
Не пришло ли время посмотреть на отношения государства и Церкви с реалистичных позиций?
Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург
Комментарии
Риторический вопрос. Зачем паразитической власти, стоящей на защите интересов капитализма с еврейской чуюбайсовской рожей, иудохристинаская церковь? А за тем, что при помощи этой церкви из ограбленных коренных народов пришельцы из пустыни, захватившие власть в России, формируют себе рабов покорных: Ударили вам по одной щеке чубайсы - подставляйте им другую. Забрали у вас рубахи чубайсы - отдайте им всё имущество (и всю РОДину). Бог (еврейский б-г) терпел и вам велел. Бог (еврейский яхве) дал - б-г взял. Вся власть от бога, естественно, еврейского чудовища яхве. И так далее.
_________________
Эта организация бормочущая от имени народа, за дивиденды придаст оттенок лигитимности любому правительству, хотя бы глазах элит.
Именно за это ее оценила элита Римской Империи, предчувствуя идеологический кризис.
Причем от кризиса - не избавилась. Варвары их смели, но тоже заразились, за что рассчитались Темными веками, и осложнения до сих пор продолжаются.
Вирус религии мутирует, Азия подхватила уже измененную версию, разница лишь в симптомах, но стул - везде одинаково жидкий, смешивается с реками крови...
Попробуй свечку Проктозана вставить.
Власть же может Церкви устроить гонения (как уже было не раз - древний Рим, большевики) или терпеть Церковь,или дружить с нею (Путин почти еженедельно исповедуется и причащается), но от Церкви никакая власть избавиться не может. Ибо Церковь - это общность всех православных христиан и живых, и мёртвых ("у Бога все живы").
Я изложил то, что почерпнуто из Евангелия. А то, что тут понаписали (и напишут) хомячки, это их бедных проблемы.