Патриарх не поверил в неверующую Россию

На модерации Отложенный

Из миллиона трехсот тысяч учащихся 4-х классов, где в федеральном базисном учебном плане теперь значится предмет "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры" изучается по выбору родителей лишь 30% из них. Большинство россиян предпочли светскую этику.

Патриарх Кирилл особенно возмущен выбором москвичей, среди которых всего 23% тех, кто решился обогатить жизненный багаж своих 10-летних детей курсом ОПК. На открытии Рождественских чтений глава Русской православной церкви высказал мнение, что школьными администрациями на родителей оказывалось давление. Ранее подобный аргумент приводил архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан. По его словам, первоначально лишь 25% челябинских школьников выбрали изучение православной культуры, но после его встреч с руководящим составом министерства образования и т. д. курс выбрали уже 78% детей.

Возьму на себя смелость утверждать, что уважаемые иерархи глубоко заблуждаются. В Кировской области показатели мало чем отличаются от Москвы и Челябинска — основы светской этики выбрали 61% родителей, основы православной культуры — 28%, значит, ситуация аналогичная.

Как человек проницательный, патриарх выдвинул вроде бы исключительно правдоподобную версию о возможном давлении чиновников на граждан. Однако, как человек далекий от мирской жизни рядовых соотечественников, он не учел, что чиновник чиновнику — рознь. Мелкий чиновник сегодня выполняет функцию главного стрелочника для списания на него всяких бед. Он — объект для вымещения общественного зла. А директор школы из всевозможных мелких чиновников — самый наиничтожнейший, самый распинаемый, которому никто не позволит просто так навязывать свою волю.

Иначе пулеметные очереди жалоб и проверок превратят его в решето, в доходягу с предынфарктным состоянием.

Давление школьной администрации на родителей возможно лишь в случае, когда она сама находится под прессом вышестоящего руководства, которое, в свою очередь, тоже отнюдь не самостоятельно. И кто же оттуда сегодня даст команду обойти вниманием курс "Основы православной культуры" — те, кого вдруг страстно потянуло к земле? Это в принципе невозможно.

В том-то и дело, что выборы модуля нового предмета проходили абсолютно чисто, настолько демократично, что мы уж забыли, что так бывает. И оказалось, что во многих школах вообще нет педагогов, которые бы глубоко интересовались православием и выразили бы желание взяться за преподавание предмета. Оказалось, что подавляющее большинство родителей не видят смысла знакомить маленьких детей с религиозным мировоззрением и православными обычаями в большей мере, чем могут дать сами. Введение "Основ религиозных культур" стало самым объективным критерием для понимания, насколько светским и невоцерковленным осталось российское общество.

К сожалению, чрезвычайное давление на администрации школ и через них на родителей видится как раз в результате активности архиепископа Феофана. По отмашке сверху жалобы работать перестают, насилие начинает твориться в "благих целях", и за то, за что вчера его бы растерзали, теперь директор получает стимулирующие выплаты.

Не хотелось бы, чтобы выступление патриарха повлекло за собой реакцию государства в виде кампании по насаждению в общеобразовательных учреждениях "нужного модуля". Хотелось бы, чтобы государство признало ненужность изучения религиозных культур в начальной школе.

 

Олин И., директор школы, Киров