О "Безверии" Пушкина
На модерации
Отложенный
Пожалуй только в одной литературоведческой работе, посвящённой исследованию наследия Пушкина поставлен вопрос о значении Веры в его жизни и творчестве. Потому и стоит привести из неё достаточно подробную выписку:«Неохватна сложность растущей души Пушкина…Он пытается решить громадную проблему, поставленную окружающей его исторической действительностью, - проблему религиозной веры. С января 1817 года готовит он своё «Безверие», чтобы читать его на выпускном экзамене.С кем тут сводит счёты, с кем схватывается Пушкин? С Чаадаевым? С Вольтером?Об этом возможны одни догадки, этот вопрос не разработан – стихи Пушкина о вере и безверии никогда не пользовались особым вниманием пушкинистов. …
Пушкин приглашает читателей не слушать, а просто-напросто жалеть мрачного «безверца». В контроверзе веры и неверия именно неверующий и оказывается в тяжёлом положении: Имеет он права на ваше снисхожденье…Несчастный не злодей, собою страждет он, -пишет Пушкин, - то есть сам-то безверец и виноват в том тяжёлом положении, в которое он попал. Поэт предлагает приглядеться к неверующему человеку, однако…Не там, где каждый деньТщеславие на всех наводит ложну тень…Поэт зовёт интимно взглянуть на неверующего, когда он остаётся наедине с собою… Когда он ясно понимает, что он неотвратно обречён на смерть, что он бессилен убежать от её власти, кода он въяве созерцает, чтоНесчастия, страстей и немощей сыны,Мы все на страшный гроб, родясь, осуждены.Могучим колоколом звенит стих Пушкина! Чем же преодолеет «невер» это убивающее его «точное знание», если он в какой-то форме, как-то не будет верить в жизнь? Вот громадный вопрос, предъявляемый ему Пушкиным.Неверующий человек ведь прежде всего индивидуалист:Лишённый всех опор, отпавшей веры сынУж видит с ужасом, что в свете он один…И Пушкин рисует состояние души неверующего, этого отщепенца рода человеческого:Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит,Там умножает лишь тоску души своей.При пышном торжестве старинных алтарей,При гласе пастыря, при сладком хоров пеньеТревожится его безверия мученье…Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,С померкшею душой святыне предстоит,Холодный ко всему и чуждый умиленью,С досадой тихому внимает он моленью.…Зоркое внимание юноши-поэта аналитически вскрывает проблему души, и природа индивидуального неверия – при разуме «немощном и строгом» - показана едва ли не впервые классически во всей огромной своей мрачной силе…Эта ранняя вещь Пушкина перекликается, по сути дела, с другим его, уже поздним стихотворением «Странник», написанным под конец жизни поэта (1935 год).Пушкин гениальной своей натурой уже в юности находил, усматривал, прозревал основные темы жизни человеческой, как некие чёткие константы, работал с ними, уходил от них и снова возвращался к ним.Ни «Безверие», ни «Странник» популярности не получили. Однако есть ещё стихи этой же темы, созданные между указанными датами в 1829 году и начинающиеся строками: Брожу ли я средь улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм…Они явно повторяют приведённую выше строку из «Безверия»:Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит…- что доказывает непрерывность темы в душе поэта.Наконец, в авторском черновике этих стихов мы, вместо начальных двух строф, видим строфу, которая была отброшена поэтом и которая опять же выразительно доказывает преемственную связь стихотворения этого с «Безверием»:Кружусь ли я в толпе мятежной,Вкушаю ль сладостный покой –Но мысль о смерти неизбежнойВсегда близка, всегда со мной!...Пушкинское экзаменационное «Безверие» прозвучало тогда немодно в светской толпе, захваченной вольтерианством, но эта тема никоим образом не могла утратить своей глубочайшей значимости от столь преходящих обстоятельств» ( В.Н.Иванов, «Александр Пушкин и его время», М.,1996, стр.40-42).Столь пространную выписку из Вячеслава Иванова пришлось привести хотя бы потому, что до сих пор пушкинского «Странника» пушкиноведы определяют как « не вполне отделанное стихотворение, являющееся вольным переложением начала книги английского проповедника Джона Беньяна» ( см. примечание к полному собранию сочинений А.С.Пушкина, М, «Правда», 1954 г.) И в развитие раскрытой В.Ивановым богословской темы в творчестве юного поэта приведём ещё так называемое пушкиноведами «черновое начало перевода сатиры Ювенала»:От западных морей до самых врат восточныхНе многие умы от благ прямых и прочныхЗло могут отличить…рассудок редко намВнушает……………………………….«Пошли мне долгу жизнь и многие года!»Зевеса вот о чём и всюду и всегдаПривыкли вы молить – но сколькими бедамиИсполнен долгий век! Во- первых как рубцами,Лицо морщинами покроется - оно ………………………………….превращено (1836 г.)В этом стихотворении, взяв в свидетели «строгие стихи» «сурового умственного исполинского творения мощной древности», Пушкин продолжает исследование Различения «зла» от «блага прямого и прочного», что не дано «многим умам», что «редко нам внушает рассудок», занятый обычно соображениями сиюминутной пользы, что открывается только духовному взору при виде смерти. Смертью снимаются покровы лукавства и лицемерия и переживший страх смерти и нашедший внутри души своей тепло любви не к себе, но к творению Божиему, способен встать на путь праведной Веры, способен понять обречённость и ничтожность усилий во что бы то ни стало продлевать без конца суетную и бессмысленную индивидуальную жизнь. Об этом очень ярко сказано поэтом в стихотворении «Странник»:…Духовный труженик – влача свою веригу,Я встретил юношу, читающего книгу.Он тихо поднял взор – и вопросил меня,О чём, бродя один, так горько плачу я? И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:Я осуждён на смерть и позван в суд загробный –И вот о чём крушусь: к суду я не готов,И смерть меня страшит.»«Коль жребий твой таков, -Он возразил, - и ты так жалок в самом деле,Чего ж ты ждёшь? Зачем не убежишь отселе?»И я: «Куда ж бежать?
какой мне выбрать путь?»Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь?» -Сказал мне юноша, даль указуя перстом.Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,Как от бельма врачом избавленный слепец.«Я вижу некий свет», - сказал я наконец.«Иди ж, - он продолжал, - держись сего ты света;Пусть будет он тебе единственная мета,Пока ты тесных врат спасенья не достиг,Ступай!» - И я бежать пустился в тот же миг.……………………………………………………..Кто поносил меня, кто на смех подымал,Кто силой воротить соседям предлагал;Иные уж за мной гнались; но я тем болеСпешил перебежать городовое поле,Дабы скорей узреть – оставя те места,Спасенья верный путь и тесные врата.(1835 г.)Пушкин здесь нам «указывает» посредством образа святого «юноши» на «перст» судьбы, снимающий бельмо условностей с глаз ослеплённого городскою суетой страдальца, обретшего «болезненно- отверстое око», увидевшее «некий Свет». Будучи глубоко верующим «духовным тружеником» , поэт «влачил свою веригу», то есть веровал в единственность и непреложность данной ему Богом судьбы и не хотел для себя иной жизни. "Владыко дней моих!" - с такою Верою в непреложность Судьбы мог обратиться к Богу лишь только один Пушкин.Как вспоминал приятель поэта В.Ф.Щетинин: «Он верил в простодушие гениев и сам доказал и испытал это на опыте. «Таким, как Бог создал меня, всегда хочу казаться»,- говорил он». С ранней юности наш русский великий поэт понял глубокий смысл христианства в том, чтобы не осуждать и не корить безверие. Помочь мятущемуся человеку найти своё от Бога положенное ему место в мире – в этом видел Пушкин любовь к ближнему. Помочь преодолеть эту ущербность, когда ум работает, а сердце молчит. Пушкин протягивает руку неверующему, поднимает до своего уровня разумения жизни в целой мудрости Божьего творения, подымает до себя не насилуя и не указывая ближним их место в жизни; оставляя пространство чувства и мысли помогает напрячь взор, чтобы не страшась смерти человек перестал быть жалким, обрёл «спасенья верный путь и тесные врата».Именно в этом по Пушкину проявляется подлинная христианская мораль ненасилия – в том, что поэт не покушается на Свободу мысли, чувства и Веры. Пушкин «вчуже чувство уважал». И здесь вся глубина противоречия с рабской заповедью «ненасилия», предписывающая насилие над своей богозданной душой, когда изуверное вероисповедание заставляет раба подставлять щёки, вырывать очи, отрубать руки и вместе с тем всегда быть исполнено искательных внушений, предубеждений; быть направленным на грубое подавление свободной воли человека.Юный Пушкин впервые в мировой литературе в своём «Безверии» указал на границы применения заповеди ненасилия. Они в области души, мысли и духа; в материальной же плоскости всякому Божьему творению оставляется чадами Его, а не рабами господскими, - безусловная Свобода, данная им Отцом их Небесным от рождения по Слову своему.Поэт настолько глубоко любил Божий Мир, настолько веровал в его самодостаточность и непреложную ценность, что пишет в 1929 году, через двенадцать лет, как бы продолжая тему юношеского «Безверия»: И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная Природа,Красою вечною сиять.В этом вполне реальном, не только поэтическом, но вполне принципиальном для Пушкина обожении Природы не языческий гилозоизм или же пресловутый пантеизм, но предметное знание – этическое и эстетическое понимание глубины предвечного божественного плана творения Единого Божества, всепрощающего и одухотворяющего дольний мир Своею Животворящею Благодатью. Того самого «Бога тайного», коего юноша-поэт «зрел» в «вечерней тишине,…в безмолвных тех местах, где кровных и друзей священный тлеет прах,…над хладною могилой, где нежной Делии таится пепел милый»,«находил там его, где илистый ручей проходит медленно среди нагих полей; где сосен вековых таинственные сени, шумя, на влажный мох склонили вечны тени», « в тишине семьи, под кровлею родною, в беседе с дружеством иль тёмною мечтою»,…«в пышности свободной простоты открытой красоты Природы».Нет, совсем не случайно, поэт призывает видеть лучшее в человеке «не там, где каждый день тщеславие на всех наводит ложну тень» - не в собраниях, учреждениях, может быть и не в блестящей вычурными окладами, прикрывающими убожество жалкого искусства богомазов, церкви. И насколько же Вера юного поэта превосходит уверения оторванных от жизни природы и устремлённых в неземные высоты адептов, посылающих в гордыне проклятия т.н. тёмному материальному миру. Превосходит Вера Пушкина и блуждания мысли философско-богословские в бесплодном скептическом отрицании дошедшие как до мистической отрицательной теологии (Дионисий Ареопагит), так и до проективной практической модели возрождения праха умерших(Н.Ф.Фёдоров). «Забыв о разуме и немощном и строгом, с одной лишь Верою повергается пред Богом»юный восемнадцатилетний гений! Он как выведенная пред нами «дева юная»«у гроба матери колени преклонив» «в печали безмятежной возводит к Небу взор болезненный и нежный» «вздыхает медленно, могилу обнимает – всё тихо вкруг» его, «а кажется внимает». «Как Ангел горести» он «плачет потоками слёз» «сладостными для страждущих очей» « дорогими сердцу Свободою своей».Сам Свободный, юный Поэт оставляет Свободу и Божьему Творению. Единственное и естественное ограничение Свободы по Пушкину – это преимущественная любовь к ближним, к земле своей родной:И хоть бесчувственному телуРавно повсюду истлевать,Но ближе к милому пределуМне всё б хотелось почивать. …………………Но как же любо мнеОсеннею порой, в вечерней тишине,В деревне посещать кладбище родовое,Где дремлют мёртвые в торжественном покое.Там неукрашенным могилам есть простор;К ним ночью тёмною не лезет бледный вор;Близ камней вековых, покрытых жёлтым мохом,Проходит селянин с молитвой и со вздохом;На место праздных урн и мелких пирамид,Безносых гениев, растрёпанных харитСтоит широко дуб над важными гробами,Колеблясь и шумя… (1836 г.)
Комментарии
Читайте по ссылке на Фабуле.ру и смотрите видео, которое не хотят здесь почему-то выкладывать на Ютубе:
"Кто и за что ненавидит Пушкина?" , http://youtu.be/BRh9b2RRHLI
О стихотворении Пушкина "Мирская власть" , http://fabulae.ru/Notes_b.php?id=11629
О стихотворении А.С. Пушкина о Наполеоне, http://fabulae.ru/Notes_b.php?id=11527
Животворящая Святыня Пушкина и зачем Её оболгали, http://fabulae.ru/prose_b.php?id=32844
О том, как ортодоксы Пушкина к себе приобщают , http://fabulae.ru/prose_b.php?id=32803
Пустынность Веры Пушкина и чернь , http://fabulae.ru/prose_b.php?id=33428
Поэтому не мне судить, лучше обратиться к тем, кто знает как "судить" (обсуждать) его творчество:
Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:
Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.
Надолго ли?.. а кажется прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений. ...
http://www.cultandart.ru/society/93468-pushkin_i_pravoslavie
в рассуждениях Петрика я заметила моральные страдания. Любит он косточки всем перемывать. Спрашивается ЗАЧЕМ?
Обухов-Петрик, как я понимаю, из тех, кто понимает духовность в борьбе с РПЦ (никак не менее).
Вот и в данном тексте:
- В контроверзе веры и неверия именно неверующий и оказывается в тяжёлом положении.
Остаётся понять - Пушкин был язычником или православным?
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
С.Л.Франк, "Религиозность Пушкина"-http://www.vehi.net/frank/relpushk.html
«С рассказом Моисея
Не соглашу рассказа моего:
Он вымыслом хотел пленить еврея,
Он важно лгал, — и слушали его.
Бог наградил в нем слог и ум покорный,
Стал Моисей известный господин,
Но я, поверь, — историк не придворный,
Не нужен мне пророка важный чин!
Они должны, красавицы другие,
Завидовать огню твоих очей;
Ты рождена, о скромная Мария,
Чтоб изумлять Адамовых детей,
Чтоб властвовать их легкими сердцами,
Улыбкою блаженство им дарить,
Сводить с ума двумя-тремя словами,
По прихоти — любить и не любить...
Вот жребий твой. Как ты — младая Ева
В своем саду скромна, умна, мила,
Но без любви в унынии цвела;
Всегда одни, глаз-на́-глаз, муж и дева
На берегах Эдема светлых рек
В спокойствии вели невинный век.
Скучна была их дней однообразность.
Ни рощи сень, ни молодость, ни праздность —
Ничто любви не воскрешало в них;
Рука с рукой гуляли, пили, ели,
Зевали днем, а ночью не имели
Ни страстных игр, ни радостей живых...
Еврейский бог, угрюмый и ревнивый,
Адамову подругу полюбя,
Ее хранил для самого себя...
Какая честь и что за наслажденье!
На небесах как будто в заточенье,
У ног его молися да молись,
Хвали его, красе его дивись,
Взглянуть не смей украдкой на другого,
С архангелом тихонько молвить слово;
Вот жребий той, которую творец
Себе возьмет в подруги наконец.
И что ж потом? За скуку, за мученье,
Награда вся дьячков осиплых пенье,
Свечи, старух докучная мольба,
Да чад кадил, да образ под алмазом,
Написанный каким-то богомазом...
Как весело! Завидная судьба!
Замечательные строки, исполненные чувства, ума, необычайной лёгкости стихотворного дарования и лирической силы. Не так ли?
– За кем прикажите послать? – спросил его доктор Спасский.
– Возьмите первого ближайшего священника, – ответил Пушкин.
Поехали за отцом Петром, что в Конюшенной.
Пушкин исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. (Протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий, настоятель храма во имя Спаса Нерукотворенного Образа на Конюшенной площади, где и отпевали Пушкина - 1 февраля 1837 года (по Юлианскому календарю) http://www.rospisatel.ru/pushkin-175.htm ... На смертном одре Пушкин простил своего убийцу, исповедался и удостоился причастия Святых Христовых Таин. Священник, его исповедовавший, а затем приобщавший, был потрясён и растроган до слёз. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? – рассказывал отец Пётр – Вы можете мне не верить, но я скажу, что для самого себя желаю такого конца,какой он имел».http://www.stihi.ru/2010/03/17/2532