Какова цена Крещения

На модерации Отложенный

Когда я посещаю храм русской православной церкви, у меня всегда вызывает недоумение торговля в храме и прейскурант на предоставляемые церковные услуги (поминание, венчание, отпевание, крещение, свечи и др.) Но если раньше за обряд крещения просто была указана цена, то теперь стоит сумма «пожертвования».
Невозможно представить, если бы Иоанн Креститель просил «пожертвования» за совершаемое им крещение в Иордане. Ценой крещения для Иоанна была его жизнь.
А какую цену за крещение готовы заплатить люди сегодня?

 


Обряд крещения был известен задолго до Иоанна Крестителя. Освящение водой применялось во многих древних религиях (например, в индуизме). На старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках есть изображение священника, который совершает обряд крещения над фараоном в водах Нила.

Символический смысл крещения, выражаясь современным языком, это кодировка. Ты программируешь себя на начало новой – духовной – жизни, в которой приоритет будет всегда отдаваться духовным ценностям, а не материальным.

Смысл обряда крещения – духовное рождение. Внешние ритуалы могут не дать эффекта, если ничего не происходит внутри. Главное – это преображение души!

Не могу сказать, что во мне что-то изменилось в результате купания в Иордане. Я нырнул и пробыл под водой больше минуты, держась за подводные камни, пока не почувствовал, что задыхаюсь. Мне хотелось ощутить грань между жизнью и смертью в отсутствии страха смерти. И это стало событием моей биографии, хотя я и не почувствовал глубокого духовного переживания.

После купания в реке Иордан всё кажется, с одной стороны, более обыденным, приземлённым, но с другой стороны, наполненным древним сакральным смыслом, который многие ленятся искать, полагая, что самого по себе омовения в Иордане уже достаточно, чтобы стать избранным.

Для большинства, как мне показалось, это было больше купание, нежели духовное возрождение. Но лично у меня в сознании что-то прояснилось. Пропало ощущение тягостной черноты, жизнь как-то просветлела.


Многие люди не хотят думать и преображаться душой; им достаточно верить и соблюдать ритуалы.
Но все ритуальные действия ничего не значат, если при этом ничего не происходит в душе. Как сказала одна из паломниц: «если не будет на то воли божьей, сколько к иконе не прикладывайся, не поможет».

По своей природе люди всё воспринимают по-земному, и даже метафизические истины склонны понимать по-житейски. Потому Христос и вынужден был говорить притчами.
Однажды видел у храма большую очередь за «святой водой». К розливу подошёл охранявший порядок милиционер и попросил служителя налить ему «святой водички» для себя и друзей вне очереди.

Тысячи людей стоят днями и ночами в очереди, чтобы прикоснуться к святым мощам, и при этом грешат сами того не замечая. Я и сам после посещения Оптиной пустыни простоял в очереди в храм Христа Спасителя восемь часов, чтобы прикоснуться к святыням. Но прикоснуться в спешке не дали. Общение в очереди дало мне значительно больше.

На мой взгляд, главный смысл деяния Иоанна Крестителя не в совершении крещения, а в том, что он обличал властителей, говоря правду. За это он и расстался с жизнью.

Некоторые считают, что крещение должно происходить в зрелом возрасте, когда человек осознаёт всю значимость этого ритуала, берёт на себя ответственность и изменяется духовно. Ведь крещение это акт «второго рождения», добровольный выбор духовного пути.

Вспомнилось, как насильно крестили на Руси, скопом загоняя в воду, и что делали с нежелающими креститься. Нет, нельзя так выбирать религию, как это было на Руси. Вера должна быть частью самосознания народа, его истории, традиций и верований.
До насильственного крещения святой Руси наши люди поклонялись языческим богам природы, жили в гармонии с ней. Все праздники проходили на природе. И то, что мы, наряду с христианскими праздниками, празднуем языческие (вроде масленицы), говорит о неискоренимости язычества в нашем менталитете.

Меня, как и многих, крестили в младенчестве, и я, разумеется, ничего не помню. Но почему-то всегда ощущал в себе какое-то таинство и хранил тот первый крестик. Второе крещение произошло со мной в возрасте Христа – когда мне исполнилось 33 года. Я попал в автокатастрофу, из которой вышел инвалидом с искалеченным телом, но с преображённой душой. Многие думали, что в результате катастрофы я умру. И я умер – умер прежний, чтобы воскреснуть новому духовному во мне человеку!

Об этом преображении я написал роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». Хорошо ли, плохо ли получилось — не мне судить. Но главное, благодаря роману я стал другим. Наверно, это единственное оправдание такому огромному количеству страниц. Если бы не роман, то со мной вряд ли произошли бы те разительные перемены, которые трудно представить, не пережив самому. Можно даже сказать, что это не столько я сотворил данную книгу, сколько она сотворила меня. Хотя, в конце концов, важно не как кто-то написал о чужой жизни, а насколько хорошо ты проживёшь свою. Ведь не прочитанными, и даже не написанными книгами измеряется жизнь, но только тем, сколько раз мы любили и сколько добра принесли в мир.

Есть люди верующие, и есть верящие. Большинство верят в то, что они хотят, потому что надеются; я же верую, оттого что знаю. Знаю, что всё есть благодать. Для того чтобы поверить в Бога и понять Его, нужно осмыслить все те мгновения в своей жизни, которые были наполнены добротой и любовью.
Бог — это всё самое лучшее и справедливое, что есть в каждом из нас, это вера в совершенство самого себя.

Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера — это убеждённость, надежда — лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри.

Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счёту, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.

Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что всё взаимосвязано и случайностей не существует. Вера освещает жизнь радостью, тогда как безверие хуже слепоты.

Мой одноклассник после долгих мытарств и болезней нашёл спасение в церкви, в строительстве которой принимал участие и в которой сейчас служит.


Сегодня русская православная церковь, как бы её не критиковали, единственная в нашем обществе призывает к любви и согласию, призывает творить добро.
Как ни странно, но по своим идеям православная церковь ближе к социалистическим ценностям, чем к нынешним капиталистическим. «Моральный кодекс строителя коммунизма» во многом совпадает с заповедями христианства. А как сейчас прощать работодателей, которые не платят тебе зарплату, а сами в это время отдыхают на Канарах?

Патриарх признаёт: «Взяли власть, из чёрных "Волг" пересели на чёрные "Мерседесы", и поставили мигалки, и разделили ресурсы страны… Новая элита кое-что получила, а народ разве стал жить лучше?»

Наш Патриарх призывает творить добро. Но как творить добро в обществе социальной несправедливости, где «волки» не дружат с «овцами»? Это только на Рождество «волки» притворяются «овечками», и забывают о благотворительности уже на следующий день. Призывать «олигархов» делиться с бедными всё равно что призывать выпить море.

Я соглашаюсь, когда Патриарх говорит, что скрыться от стрессов и суеты мира можно, зайдя в храм. Но часто шум торгующих в храме заглушает богослужение и мешает сосредоточиться на молитве. Очередь в церковную лавку подчас длиннее, чем к священнику на исповедь. О каком священнодействии в таких условиях можно говорить? А ведь Иисус выгнал торговцев из храма!
Хочется спросить Патриарха: когда же наконец выгонят торгующих из храма?

В нашем храме на Рождество батюшка в своей проповеди призывал помогать друг другу, поскольку именно в любви к ближнему и заключается любовь к Богу. «И как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь».
Когда я вышел из храма и пошёл по улице, мне повстречался молодой человек.
«Отец, помоги деньгами, сколько можешь», – попросил он. Зубы у парня были ровные, но гнилые, зрачки сужены.
Я вынул деньги и оказал посильную помощь.
Парень показался мне верующим, на шее его я заметил толстую золотую цепь, видимо, с крестом.
Мы познакомились и разговорились. Я спросил Александра, по какому закону он живёт: по божественному закону Любви или по естественному закону Силы? Александр ответил, что по закону силы.
«Среди людей такой же закон, как и среди животных: слабый умирает, сильный выживает, выносливый приспосабливается. Люди признают только силу. Кровь за кровь! Справедливо, а главное эффективно. Страх удерживает людей, и только страх, а не какая-то совесть. Таков закон природы: каждый сам за себя и выживает сильнейший. А религия – это успокоительная выдумка для слабых…»
Мы поговорили по душам о крещении, о вере, о Боге, о любви, о добре и зле.
«Добро должно быть с кулаками», – сказал Александр. На мощном кулаке его я заметил большую татуировку. «Я злой!» – признался он, и добавил, что верит в реинкарнацию, но по его мнению, жизнь даётся случайным образом, а не по закону кармы.

– «Преступниками ведь не рождаются, ими становятся по воле случая».
Потом Александр спросил, сколько у меня денег на телефоне. Я не ответил. Тогда он спросил, не сенсорный ли у меня телефон, и потребовал дать позвонить. Я сказал, что готов заплатить за его звонок с другого телефона. Тогда он стал мне угрожать, сказал, что недавно избил человека до полусмерти, потому что тот ему отказал. «Я предлагаю человеку выбор: либо помочь мне добровольно, либо я заберу сам …» У меня было с собой немного денег, и я готов был поделиться. Но кончилось тем, что он вырвал у меня все деньги и скрылся.

Как вы думаете: мучают ли преступников угрызения совести?
Если мучают, то в этом и проявляется Сила – сила Бога, сила Любви.
А если угрызения не мучают?

В мире по сути всего две Идеи:
1\ первая идея – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
2\ вторая идея – наш мир есть результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора (Дарвина), где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.

Сегодня очевидно побеждает дарвинизм. За отказ признавать учение Дарвина английские школы даже могут лишить финансирования.

Повсеместно сделана ставка на принуждение и силу. Кто сильнее, тот и прав.
Позабыты библейские слова «не в силе Бог, а в правде»!

Почему-то проявления любви и миролюбия сильные воспринимают как слабость; зато хорошо понимают и признают бОльшую силу.

Иногда кажется, люди понимают только силу, а о совести позабыли.
Хотя именно наличие совести делает человека человеком.
Ведь совесть – это голос Бога в человеческом сердце!

Люди забыли Бога! Он им не нужен. Они с жадностью хотят наслаждаться!
Весьма показательно сказал один молодой философ: «ценность это то, что имеет цену».
Даже экономисты признают: нынешний экономический кризис капитализма вызван людской жадностью – одним из семи смертных грехов. Никто не хочет отказываться от удовлетворения своих потребностей, никто не хочет делиться по справедливости.

Нынешний экономический кризис это следствие духовного кризиса, доминирование материального потребления над духовным производством. Виновата потребительская экономика, которая загоняет человека в тупик своими кредитами и раздуваемой жаждой потребления.

История повторяется: как и сто лет назад, экономический кризис капитализма неизбежно ведёт к развязыванию войны.
Спасти может только добровольное самоограничение. Поскольку насильственное ограничение потребностей и снижение жизненного уровня приведёт к социальному взрыву.

Необходимо смещение доминанты с материального потребления на духовное совершенствование.
Но поскольку бытие формирует сознание, нужен мировоззренческий переворот, чтобы изменилась экономика. Если человечество этого не сделает, оно погибнет!

А может быть человечество и должно погибнуть?
Человек не эволюционирует в биологическом смысле, а в духовном плане скорее деградирует.
Будет предсказанный Апокалипсис, и на смену этой придёт другая цивилизация, начнётся новый эксперимент…

Главное понять, что управляет этим миром: Сила или Любовь?
Если в этой жизни правит Сила, то значит и во вселенной правит не Любовь, а Сила?

Согласно природным законам, выживает сильнейший.
Биологический закон требует выживать, причём любой ценой.
Но если главная ценность жизни это выжить несмотря ни на что, то ни о каком благородстве не может быть и речи. Либо честь, либо жизнь.
В этом экзистенциальном выборе не является ли честь самообманом? Зачем тебе честь, если после смерти нет ничего, в том числе и воздаяния за честь?

Если после смерти нет ничего, то остаётся только жить ради самой жизни, и никакого смысла в этом нет, и всё это наши выдумки, иллюзии.
Если главная ценность это жизнь человека, то главный закон – выживай! причём любой ценой! – и ради этого можно пойти на любые мерзости, даже на убийство.

Многие, называющие себя христианами, грызут друг другу глотки. Совесть для них пустой звук. Они крестятся, и тут же грешат, приговаривая: «не согрешишь, не покаешься».
Они боятся камер видеонаблюдения, а во всевидящего контролёра — Бога — не верят.

Выходит, что все призывы церкви к любви это ложь, и религия ложь, и загробный мир выдумка, и Бог… ?
А если Бога нет, то всё дозволено!
Но без Бога, без веры в посмертное воздаяние, человек превращается в животное.

Христос пожертвовал своей жизнью ради любви к людям. Но он знал, что жизнь смертью не кончается и через три дня он воскреснет.
А что делать нам, простым смертным: отдавать жизнь за идею? или ценить больше всего жизнь?

Что важнее: жизнь или идея?
Правильно ли отдать жизнь ради принципов?
Или правильнее пожертвовать принципами ради сохранения жизни?

Какая идея заслуживает того, чтобы пожертвовать ради неё своей жизнью?
Но чего стоит наша жизнь, если в ней не за что умереть?!

Неужели все призывы к любви, ненасилию и всепрощению оказываются ложью?
Значит, и церковь, и все религии – всё это обман, опиум народа?

Недавно один мой читатель написал комментарий: «Религии выдуманы древними талантливыми лизоблюдами для одурачивания молодых парней, несогласных быть рабами-баранами пристарелых ЧИНов-маразматиков, непонятными ещё в то время, природными явлениями».

Значит, всё ложь, и миром правит Сила?
И вся ложь только для продолжения диктатуры сильных?

«Бог всегда на стороне сильных батальонов», гласит французская поговорка.
Древнеримский принцип «Мир с позиции силы» используется политиками до сих пор.

«Или мы, или они» – таков закон! Слабых побеждают, а часто и уничтожают!
Силой пытаются запугать и добиться подчинения. Весьма показательны названия военных операций: «Мягкая сила», «Принуждение к миру»…

В мире господствует Сила, а правит Её Величество Ложь!

Однако что-то не позволяет полностью согласиться с тем, что миром правит Сила, а все религии и церкви просто ложь. Это «что-то» Иммануил Кант называл нравственным императивом – моральным законом в нас.

Сильные живут по закону Силы, им не нужна вера. Сильные полагают, что сила – основа жизни, а вовсе не любовь.
Но многие полагают, что основа жизни – любовь.

Однако спасла ли Христа любовь от торжества его сильных врагов? спасла ли многих христианских святых?

Выходит, все эти учителя мудрости были либо глупцами, либо шарлатанами, говоря о том, что миром правит любовь.
Выходит, Бог – это Сила, а не Любовь?!

Что же управляет этим миром: Любовь или Сила?
Везде ли всегда и во всём правит Сила?
Или миром правит Любовь?

Нуждается ли Сила в Любви?
А Любовь в Силе?

Любовь не нуждается в силе, потому что у неё есть доброта.

Сила использует Ложь. А любовь живёт в правде.

Во лжи долго жить невозможно. Людям нужна правда, чтобы ориентироваться в этом мире.

Быть умным означает быть сильным или быть добрым?

Жизнь требует быть сильным или быть добрым?

В чём смысл этой Мистерии? В любви или в жизни?
Что важнее: жизнь или любовь?

По каким законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Когда я беседовал с ограбившим меня парнем, мне казалось, я это уже слышал:
«Люди – говно. Им подсунь дерьмо, самое натуральное, стопроцентное дерьмо, и они будут его лизать, потому что они сами дерьмо. У большинства голова лишь обслуживает желудок, и ничего более. Люди требуют равенства, но при этом каждый хочет быть лучше других. Все хотят жить, и хорошо жить. Вот я вор. Ты спросишь, где у меня совесть? А я тебе отвечу: покажи мне, кто по совести живёт, кто? Бог заповедовал делиться. Вот у тебя деньги есть, а у меня нет. И ведь если я попрошу у тебя три тысячи, ты ведь не дашь. Вот я и беру сам. Так сказать, восстанавливаю справедливость, раз у тебя есть, а у меня нет. С деньгами нужно расставаться легко, и никогда не жалеть.
А совесть... это химеры, муки совести – интеллигентская блажь.
Чтобы выжить, есть два пути: либо убивать, либо примириться. Но всё равно побеждает сильнейший! Короче: или жрать другого против своей совести, или быть съеденным самому.
А если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя…»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература




А как считаете Вы: В МИРЕ ГОСПОДСТВУЕТ ЛЮБОВЬ ИЛИ СИЛА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru