Тонкости переговоров по транзиту газа в формате Россия-Украина-ЕК

На модерации Отложенный

Начался первый раунд переговоров поту газа в формате Россия-Украина-Еврокомиссия. Будут обсуждаться вопросы, связанные с продолжением транзита российского газа и объемы прокачки через территорию Украины в европейские страны после 2019 года.

Переговоры будут долгими, могут растянуться на многие месяцы, однако всем сторонам нужно сохранение украинского маршрута — в большей или меньшей степени, при определенных условиях. Уже сейчас ясно, учитывая риторику сторон, что итоговое решение будет приниматься тяжело.

Российскую делегацию на стартовых переговорах возглавляет глава Минэнерго Александр Новак, украинскую — глава МИД Украины Климкин, ЕК – первый вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович. Конечно, в состав делегаций будут входить представители «Газпрома» и «Нафтогаза Украины».

В ЕК рассчитывают на сохранение долгосрочного транзита через Украину после 2019 года, когда истечет срок нынешнего транзитного контракта, поскольку это залог энергобезопасности Европы, заявил Шефчович.

Россия ранее заявляла, что после реализации проекта «Северный поток-2» объем прокачки через Украину заметно снизится — до 10-15 млрд кубометров в год. Украина настаивает на отмене проекта «Северный поток-2» и даже предлагает снизить цену на транспортировку, если будет полностью задействована ее ГТС — порядка 141 млрд кубометров в год. То есть, Украина хочет, чтобы Россия отказалась от “Северного потока-2”.

Понятное дело, что Россию этот вариант не устраивает – поэтому она будет биться за свой газопровод до конца, так как нет никакого резона сворачивать проект, когда в него уже вложены огромные средства.

Скорее всего, финальные переговоры все-таки завершатся неким компромиссом. Возможно, будут недовольны все стороны, но украинский транзит все равно останется, хотя и в усеченном виде. На саммите с Трампом в Хельсинки российский президент обещал оставить украинский маршрут, на чем настаивали США, но он ни словом не обмолвился, какой объем будет прокачиваться.

В любом случае «Газпром» не станет ломать копья и отказываться от прокачки газа через Украину, поскольку необходимые объемы поставок газа в Европу даже после 2019 года все равно не влезут в те газопроводы, которые планируется построить к тому времени.

Российская сторона перво-наперво будет решать и вопрос, связанный с постановлением Стокгольмского арбитража, который присудил российскому газовому холдингу выплатить украинской компании штраф свыше 2,6 млрд долларов. Решение данного вопроса не только даст понимание, как всем жить дальше, но и позволит сторонам нащупать болевые точки друг друга. Поэтому стороны пока стараются не озвучивать свои переговорные позиции, которые наверняка будут меняться в процессе переговоров.

«Газпрому», как уже отмечалось, все равно не хватает трубопроводных мощностей, чтобы полностью отказаться от украинского маршрута — порядка 3 млрд кубометров. И это при условии, что новые газопроводы начнут работать на полную мощность сразу после 2019 года, что вряд ли случится – к тому времени может выясниться, что через Украину все-таки придется прокачивать раз в 10 больше, чем 3 млрд кубов.

С другой стороны, России нет никакого резона полностью отказываться от украинского транзита – запасной маршрут поставок газа должен быть всегда. Поэтому изношенная газотранспортная система Украины должна худо бедно, но все же функционировать. Поэтому полностью обнулять прокачку по ней нельзя.

Украина также может рассчитывать на то, что к 2020 году собственная европейская добыча газа снизится — поэтому дополнительные объемы газа «Газпром» может направлять через Украину, так как серьезно о газопроводе «Северный поток-3» пока никто не говорит.

Украина, чтобы не обнулять свой транзит, также должна действовать гибко – предоставить конкурентные тарифные условия, но пока она, наоборот, подает иск в Стокгольмский арбитраж, чтобы увеличить ставку транзита. А снизить ее обещает до европейского уровня лишь после 2019 года — да и то, если загрузка украинской ГТС будет соответствовать аппетитам украинского руководства.

Некоторые эксперты отмечают, что Украина непонятно как считает, обещая снизить тарифную ставку. Если речь идет не о цене, которая прописана в контракте “Газпрома” с “Нафтогазом”, а о желаемой цене, которая указывается в документах, поданных украинским газовым холдингом в суд Стокгольма, то для «Газпрома» этот вариант моно считать ничтожным, так как сегодня цена прокачки через Украину и так самая высока в Европе. Причем на Украине это понимают. Но все равно хотят до 2020 года повысить тарифную ставку.

Вероятно, стороны начнут лучше понимать друг друга, когда все станет ясно со строительством «Северного потока-2» – тогда переговоры станут более прагматичными.

К тому же, решение Стокгольмского арбитража было явно политически мотивировано, так как к “Нафтогазу” и “Газпрому” были применены разные режимы: для “Нафтогаза” было признано, что он находился в форс-мажорных обстоятельствах, а для “Газпрома”, который работал по такому же контракту на той же территории, форс-мажорных обстоятельств не признали. И банально наказали, выставив многомиллиардный штраф, применив таким образом двойные стандарты. Этот штраф буквально “высосан” из воздуха, поскольку не имеет никакого материального обеспечения.

Понятно, что «Газпром» начнет уступать в чем-то лишь в том случае, если будут сняты взаимные финансовые претензии.

Сила российской позиции состоит в том, что сегодня «Газпром» продает Европе самый дешевый газ, который обеспечивает конкурентоспособность европейской продукции на международном рынке. Поэтому Германия и Франция заинтересованы в дешевом российском газе. И это главная причина, почему «Германия» активнее всех поддерживает проект «Северный поток-2».