Сирия сегодня: Американцы подменили маски террористам

На модерации Отложенный

Давайте не будем наивными. Террористы в Сирии не продержались бы так долго против правительственных войск Башара Асада, если бы не имели поддержки Запада. Мы поговорим о другом – о том, как без нарушения международных норм и собственного законодательства США поставляют вооружение и деньги радикалам.

Честное определение террора

Известный в США профессор Макс Абрамс, который плотно занимается международными отношениями и исследует проблему глобального терроризма, сделал интересное «открытие», если можно так выразиться. Он создал новое, более подходящее, определение слову «террорист»:

«Террорист – негосударственный субъект, применяющий силу против гражданских лиц для политической цели, который не был поддержан США».

 

Последнее особенно важно: террорист, по американским меркам, тот, которого не одобрили Штаты. Все остальные – это так называемые «умеренные» оппозиционеры.

Это замечание особенно в новинку для тех, кто так и не извлек уроки из истории и многих случаев американской поддержки запрещенных организаций: нацисты ОУН на Украине, «мятежники» в Никарагуа, моджахеды в Афганистане, которые позже стали «Аль-Каидой». В то же время подобные замечания и немного радуют, ведь о проблеме в США говорят, пусть и не на высшем уровне.

Террорист или не террорист?

Твит профессора Адамса стал ответом на отчет канадской телерадиокомпании CBC, которая, проанализировав официальные документы, пришла к выводу: переименованное сирийское отделение «Аль-Каиды» под названием «Ахрар аш-Шам» не определено Вашингтоном и Оттавой в качестве «иностранной террористической группировки». Что это значит?

Соединенные Штаты объявили вознаграждение в 10 миллионов долларов за сведения об Абу Мухаммеде аль-Джоулани, основателе сирийского филиала Аль-Каиды (Джебхат ан-Нусры). Однако после того, как ячейка сменила название на Тахрир аль-Шам, которое не считается в США террористическим объединением, военного лидера этих исламистов поймать теперь не представляется возможным. Формально-то он больше не террорист.

В марте 2017 года Госдепартамент сделал заявление (правда, только на арабском языке), что Тахрир аль-Шам причислили к террористам. В сообщении для прессы от 4 мая также группировка числилась на словах «террористической». Однако позже, как сообщила CBC представитель внешнеполитического ведомства Николь Томпсон, причисление этой группировки к запрещенным организациям «было ошибкой».

 

В официальном ответе журналистам по электронной почте она ответила (далее перевод с английского – примеч.):

«Тесно связанная в Ан-Нусрой группировка Тахрир аль-Шам не обозначена террористической организацией. Заявление, которое вы предоставили, должно было причислить к террористам только Джебхат ан-Нусру. Ошибка была исправлена»

 

Тем не менее, Ан-Нусра-то больше не существует, вместо нее расправы в Сирии организует как раз Тахрир аль-Шам.

Американцам развязали руки

Отказ от причисления этой радикальной группировки к террористам делает невозможным преследование по суду участников бандформирования и сторонников организации. Кроме того, пожертвования и официальная поддержка этого движения теперь законны – все официально.

Почему же американцы не хотят обозначить детище Аль-Каиды Тахрир аль-Шам террористами?

Специалисты CBC высказывают версию, что причины подобного нежелания Вашингтона могут касаться одного из недавно вошедших в объединение движений. Это движение Нур аль-Дин аль-Зенки, джихадистская группа из Алеппо, которая получала огромные средства и военную помощь от США (это признается американскими чиновниками). От официальной помощи эту группировку отлучили только после того, как на правозащитных сайтах появились данные об убийствах этими террористами православных священников и видеофильмы, демонстрирующие казни детей.

Тем не менее, это не единственная причина, которая могла повлиять на решение Белого Дома о причислении Тахрир аль-Шам к террористам.

Согласно законодательству США о поддержке террористических организаций (18 U.S. Code § 2339B - Providing material support or resources to designated foreign terrorist organizations), оказывать помощь группам, причисленным к «запретному» списку, нельзя. Однако не включенные в этот список движения могут получать помощь и поддержку со стороны граждан и организаций США.

Поскольку Тахрир аль-Шам, по американским меркам, не террористы (в России, кстати, это запрещенная организация), ЦРУ может спокойно снабжать радикалов деньгами, вооружением и военной техникой, что и происходит. При этом Вашингтон минует посредников вроде оппозиционной «Сирийской свободной армии», которая не всегда может (или не хочет) делиться «подаренным» с боевиками.

Прямые поставки оружия сирийскому отделению Аль-Каиды очень удобны, особенно в свете того, что бойцы ССА в последнее время не добиваются «нужных» Вашингтону результатов. Отдачи и успехов у террористов, или как их теперь модно называть, «умеренных» оппозиционеров, куда больше.

Все совершенно легально, что самое удивительное. На этом фоне о многом говорит молчание Европейских стран и правозащитников, которые, по идее, должны трубить изо всех дыр о произволе Вашингтона. Но нет. Тишина. Европу, которая хватится своими ценностями и учит нас жизни, все устраивает – терроризм процветает.

 

Ирбулатова Анна