Провал милитаризованного неолиберализма.

На модерации Отложенный

Нет ничего удивительного, что новые правительства, назначенные в результате американских войн и переворотов – самые коррумпированные режимы в мире.

Это время года можно назвать «Осенью недовольства», поскольку многие народы от Ближнего Востока до Латинской Америки восстали против коррумпированных неолиберальных правительств. Две страны, страдающие сегодня от кризиса – Гаити и Ирак – расположены на разных концах планеты, но во многом похожи. Дело не только в том, что они, как и Эквадор и Алжир, протестуют против правительственной коррупции и неолиберальных программ – в Ираке и Гаити коррумпированные неолиберальные правительства одинаково навязаны армией США. В 2003 и 2004 годах, соответственно, войска США вторглись в Ирак и Гаити и свергли признанные на международном уровне правительства, установив вместо них проамериканские режимы. Обеим этим странам была насильно навязана неолиберальная идеология, которую США распространяют по всему миру с 1980-х. Сегодняшние протесты и жестокие репрессии в Ираке и Гаити – одни из последних свидетельств полного провала неолиберализма и военного насилия США.

За первую неделю октября более 100 человек убито и 6000 ранено в Багдаде, Насирии и других иракских городах из-за стрельбы иракских военных и полицейских по мирным демонстрантам. Молодые иракцы восстали против коррупции, безработицы и бедности, которые сулят им мрачное будущее, несмотря на рекордную добычу нефти, доходы от которой уходят в карманы «зелёной зоны». Во время правительственных репрессий на Гаити убито 17 человек за протесты с требованием отставки проамериканского президента Жовенеля Моиза. Общественный гнев вылился на улицы, а Моиза обвиняют в растратах и коррупции. Его правительство неспособно улучшить жизнь большинства гаитян. Гаити – самая бедная страна Западного полушария: ВВП на душу населения всего 870 долларов в год, и 60% населения живёт ниже черты бедности в 2,41 доллара в день.

В январе 2019 года сенатор Элизабет Уоррен написала статью в Foreign Affairs, объяснив, как США «начали экспортировать определённый сорт капитализма, характеризуемый слабым регулированием, низкими налогами для богатых и политикой, приносящей пользу транснациональным корпорациям. И США начали серию по-видимому бесконечных войн, вступая в конфликты с ошибочными или неопределёнными целями и без ясного пути к завершению. Влияние этих политических перемен оказалось разрушительным». Но сенатор Уоррен не посмела подвести итог своим наблюдениям: истинная цель всех этих войн, переворотов и дестабилизаций заключается именно в навязывании «определённого сорта капитализма».

Когда Михаил Горбачёв разрушил Советскую империю и заключил мир с Западом, США экспортировали неолиберальный капитализм в Восточную Европу без применения военной машины, которая за 45 лет растратила огромное богатство нашей страны. Западные политические и экономические эксперты, типа Джеффри Сакса, вовсю обманывали этот регион словами Маргарет Тэтчер о «безальтернативности» неолиберализма. Они заставили восточноевропейских лидеров подставить свои страны и народы под пресс «шоковой терапии» корпоративного завоевания, приватизации, резкого сокращения государственных функций и усиления плутократической олигархии, прикрытой многопартийными выборами в западном стиле.

Но затем США столкнулись с двумя большими проблемами. Что им делать со странами, которые упрямо защищали свою независимость от нападений неолиберальной империи: Ираком, Ираном, Ливией, Кубой и Северной Кореей? И что делать с военной машиной США и НАТО, которая стала бессмысленной из-за мирных усилий Горбачёва? Политики обеих партий США, от таких неоконсерваторов как Пол Вулфовиц до таких «гуманитарных интервенционистов» как Мадлен Олбрайт, пришли к выводу, что военную машину США можно использовать для силового навязывания неолиберализма в диссидентских странах. Через двадцать лет катастрофические результаты этой политики видны повсюду.

Даже в США, в самом сердце неолиберальной империи, новое поколение, воспитанное на неолиберальных мифах, начинает отвергать его абсурдность: экономическое просачивание, рыночное волшебство, уничтожение профсоюзов, приватизацию медицины и образования, продажность выборов, сокращение среднего класса, безудержное загрязнение экологии и прочее. Британский экономист Дж. М. Кейнс сказал в 1930-х: «Бесконтрольный капитализм – это абсурдная идея о том, что худшие люди по худшим причинам будут делать для всех нас всё самое лучшее». Но как бы неолиберализм не был вреден для трудящихся США, он намного разрушительнее, когда США и Европа распространяют его с помощью военной силы.

Афганистан и Ирак.

В Афганистане, после 18 лет войны, 80 тыс. бомб и ракет, сброшенных США, и сотен тысяч убийств, народ настолько разочарован демократической системой США, что только 25% пришли на сентябрьские президентские выборы. Бесконечное насилие и безнаказанная коррупция проамериканских чиновников способствовали возрождению Талибана, который создал своё государство на большей части ранее единой страны. В Ираке, через 16 лет после начала вторжения США, проамериканские коррумпированные чиновники довели добычу нефти до примерно 4,6 млн. баррелей в день, сделав Ирак вторым экспортёром среди стран ОПЕК. Но вся прибыль от этого, в соответствии с неолиберальной идеологией, поступает только в карманы созданной США элиты и уходит за границу, не попадая в здравоохранение, образование, строительство жилья и общественные службы, как было при националистических и баасистских правительствах Ирака в 1958-2003 годах, включая жестокие времена Саддама Хусейна.



В 2014 году Ирак оказался снова втянут в полномасштабную войну, когда бесконтрольное население севера и запада страны попало под влияние Исламского Государства. Армия США развязала кампанию бомбардировок и артиллерийских обстрелов, которая разрушила второй по величине иракский город Мосул, и многие другие города Ирака и Сирии, убив в одном только Мосуле десятки тысяч граждан. Вторжение США, бесконечное насилие и хаос разрушили Ирак. Навязанная американцами неолиберальная модель позволила коррумпированным чиновникам похищать и разбазаривать нефтяное богатство Ирака, оставив основную часть населения самостоятельно справляться с последствиями национального бедствия под названием «сделано в США». Явка избирателей в Ираке упала с 80% в 2005 году до 45% в 2018 году. Сегодня отчаявшееся и разозлённое молодое поколение иракцев вышло на улицы, требуя, чтобы правительство делилось богатством с народом.

Трагедия Гаити.

В 2000 году первый демократически избранный президент Жан-Бертран Аристид победил на выборах, потому что выступил против навязанного США, МВФ и Всемирным банком неолиберализма: свободного рынка, долгов и жёсткой экономии. В наказание, США отменили иностранную помощь и организовали в Доминиканской республике тренировочные лагеря, в которых 200 военных специалистов США подготовили террористов для убийства сторонников Аристида и запугивания гаитян. В феврале 2004 года эти террористы соединились в Гонаиве с так называемой «Армией каннибалов», разрушили полицейский участок и захватили весь город. Через две недели они захватили второй по величине город Гаити Кап-Аитьен.

Когда обученные США банды террористов угрожали разграблением столице Порт-о-Пренс, дипломаты и солдаты США ворвались в президентский дворец и «убедили» Аристида и его родных покинуть страну. Тысячи солдат США, Франции, Канады и Чили оккупировали Гаити. США перевезли Аристида в Антигуа, а затем в Центральноафриканскую республику, где генерал Франсуа Бозиз захватил власть в результате организованного Западом военного переворота. Правительство Ямайки спасло Аристида и его родных из ЦАР, дав ему приют на Ямайке, а затем он переехал в Южную Африку. Только в 2011 году США разрешили Аристиду вернуться на Гаити, и он до сих пор является единственным популярным демократическим лидером Гаити.

С 2004 года, после запрета партии Аристида Фанми Лавалас, выборы на Гаити стали настолько сфальсифицированы и нелегитимны, что явка избирателей снизилась с 50% в 2000 году, в котором, несмотря на бойкот оппозиции, Аристид победил с 92% голосов, до 22% в 2011 году и 18% в 2016 году, поэтому на выборах побеждали только коррумпированные и явно подчиняющиеся США крайне правые политики. После разрушительного землетрясения 2010 года на выборах победил гаитянский поп-певец Мишель Мартейи, которого спонсировали Билл и Хиллари Клинтон. Он сразу же погряз в скандале за получение взятки в размере 2,6 млн. долларов от доминиканской строительной фирмы, которая заключила с правительством фиктивный контракт стоимостью 200 млн. долларов на ликвидацию последствий землетрясения. Это привело к массовым антикоррупционным протестам в 2013, 2014 и 2015 годах.

Последние выборы 2016 года стали очередным провалом. Массовые фальсификации выборов вызвали антиправительственные протесты ещё до инаугурации Жовенеля Моиза. Соцопросы показали, что Моиз набрал только 6% голосов избирателей в первом раунде выборов. Недавно ревизия деятельности правительства Гаити опубликовала 600-страничный доклад, показавший, что Моиз украл миллионы долларов из фонда PetroCaribe. Этот фонд был создан Венесуэлой для снабжения Гаити нефтью, причём Гаити было разрешено отсрочить оплату на 25 лет, и финансировать строительство больниц и государственной инфраструктуры, а также выплачивать гражданам социальные пособия. Ревизия показала, что Моиз перевёл миллионы долларов из этого фонда на свои личные банковские счета. Гаити до сих пор остаётся под военной оккупацией. Войска ООН заразили Гаити холерой, и постоянно используют оружие для разгона демонстраций.

Сопротивление неолиберализму.

Неолиберализм – глубоко коррумпированная, по своей природе, система. Он создаёт порочный круг, в котором правящие классы используют своё богатство для укрепления своей политической власти, а затем используют эту власть для собственного обогащения. Эта система концентрирует богатство и власть в руках «одного процента», и грабит и маргинализирует остальное население. Неолиберализм сводит всю политику только к выбору между коррумпированными политиками, которые представляют интересы господствующего правящего класса, который сохраняет свою монополию на власть, независимо от того, какой политик победит. Смертельное следствие неолиберализма – вера правящего класса, что он может игнорировать мнение 99% людей, которых он лишает прав, эксплуатирует и даже убивает.

Вера, что только элиты имеют значение, привела к механизму «смены режимов» США, когда лидеры, которые сопротивляются неолиберализму, свергаются всеми возможными средствами. Нет ничего удивительного, что новые правительства, назначенные в результате американских войн и переворотов – самые коррумпированные режимы в мире. Но как мы знаем из примеров оккупации Вьетнама, Ирака и Афганистана, и как мы видим сейчас по протестам в Эквадоре, Пуэрто-Рико и Гаити, простые люди всегда защищают свою независимость. Политика США несёт ответственность за смерти молодых людей в этих странах, которые заслужили наше уважение за своё сопротивление тирании.


Источник: Crises in Iraq and Haiti Expose the Failure of Militarized Neoliberalism, Medea Benjamin, Nicolas J S Davies, commondreams.org, October 10, 2019.