Почему Маск в России обречен

Маск и американский правящий класс пытаются изменить судьбу человечества. Только с этой позиции возможны все эти прорывные технологии.

С позиции олигархического вымогательства и коррупции в России ни одна из прорывных технологий не выглядит привлекательной, потому что она уничтожает олигархов и коррупцию.

Каким образом возможны прорывные технологические инновации?

Маск! Это имя стало наименованием нового кумира для человечества. Его успехи в создании рыночного спроса на электромобиль Tesla и удешевления ракетной орбитальной космонавтики благодаря новой ракете Falcon сейчас обсуждаются повсеместно.

Именно эти проекты позволили считать его гением корпоративной инноватики и спасителем человечества. Делая проекцию из этих его успехов, обсуждают проект SolarCity, его очень контраверсионную идею Hyperloop, в меньшей степени его проект искусственного интеллекта OpenAI и проект имплантированных нейрокомпьютерных интерфейсов Neuralink.

То, что вы хотели знать об Илоне Маске, но не знали, что об этом вообще можно знать

Некритическое восприятия инноваций Маска, непонимание логики его поступков, отсутствие видения инновационного процесса, который олицетворяет Маск, все это в принципе не позволяет реализовать ни одну из его идей, даже если кто-то очень будет стараться талантливо все это копировать.

Чтобы понять, с чем мы вообще имеем дело, нужно понять, что такое "Маск как социальная технология", а не кто такой Маск.

Итак, проведем расследование и будем стараться делать выводы.

Если внимательно посмотреть на биографию Маска, то где вы видите критические точки, которые определили его Судьбу? Попробуйте посмотреть сами до того, как прочитаете мои выводы.

У Маска было только два важных события в его жизни, которые сделали возможным его достижения. Это 15 лет (1986), когда он принимает решение о том, что его миссия спасти человечество. И это 24 года (1995), когда он едет в США (в аспирантуру  Стэнфордского университета, откуда он уходит на второй день обучения).

Мотивация в виде миссии спасения человечества обусловила дальнейший выбор ведения бизнеса в зоне критических технологий для человечества. Таких, как Маск, талантливых было, есть и будет много. А вот умение выделять критические технологии и воплощать в них сборник инноваций возможно только внутри универсальной мотивации, которая есть у очень немногих. Ни одна другая мотивация не позволяет осуществлять тот набор критических прорывов, которые уже совершил и все еще пытается осуществлять Маск.

Второе событие - переезд в США в 90-е годы ХХ века - это второе важное событие в жизни Маска с его универсальной мотивацией. Это выбор страны, которая ставила цель и имела возможности осуществить набор инновационных прорывов, которые изменят судьбу человечества. Ни одно другое решение Маска - переезд в Европу, в Китай, в Россию и т.д., остаться в ЮАР или в Канаде - не привел бы к таким последствиям.

Что столь важное происходит в США в 90-е годы ХХ века?

В это время, когда различные западные философоведы пишут об исторической победе западного же цивилизационного проекта, американская элита задумывается над следующим шагом развития и делает ряд важных выводов: 1) человечество как цивилизация должно получить новые горизонты развития, потому что старые, которые работали внутри процесса конкуренции СССР и США, исчерпали себя; 2) государство утратило роль локомотива инновационного развития, настоящими локомотивами стали корпорации; 3) корпорации сами по себе без наработанных технологий, инфраструктуры, правовой поддержки и фундаментальных инноваций государства не способны осуществить новые технологические прорывы цивилизационного масштаба; 4) корпорации пытаются фрагментировать прорывные технологии, распределив это на различные рыночные продукты, на которых они пытаются заработать прибыль, и лишь государственное принуждение к целям цивилизационного уровня может создать сборник прорывных технологий в так называемых корпорациях-инновационных-концентраторах.

Вот эти четыре вывода стали, на самом деле, основой новой социальной технологии, в которую был вовлечен Маск. Эту социальную технологию можно назвать инновационным насыщением в отдельных корпорациях, которые выполняют роль инновационных концентраторов и производителей конкретного инновационного продукта. А также созданием инновационно насыщенной среды вокруг таких критических технологий, что приводит к технологическим прорывам в избранных сегментах корпоративного рынка и к превращению критических технологий в подрывные инновации и даже в сингулярные (сключительные) инновации.

Только в 2010-х появляется теоретические основы того, что делают США в 90-е годы в значительной степени наугад. Теория этого коротко состоит в следующем.

Существует возможность создания критических технологий, которые появляются из-за собрания вместе нескольких экспоненциальных технологий и осуществления инновационного прорыва. Экспоненциальные технологии - это те, потребительские качества которых кратно улучшаются за год и кратно уменьшаются в цене за год. Критическими прорывные технологии становятся не благодаря тому, что осуществляется сам прорыв, а благодаря тому, что этот прорыв имеет последствия далеко за пределами своего прямого использования.

Именно перечень критических технологий является государственной тайной каждого из государств, которое осуществляет те или иные прорывные инновации. Корпорации могут осуществлять разработку и использование экспоненциальных технологий, но они до сих пор не способны реализовывать прорывные технологии самостоятельно без государства, поскольку здесь необходимо: 1) реклама и продвижения прорывных технологий в массовом сознании; 2) изменение законодательства и урегулирование всех социальных последствий таких прорывных технологий; 3) социальное преодоление последствий прорывных технологий: компенсация безработицы, банкротство корпораций со старыми технологиями, ликвидация сопротивления консервативной части правящего класса.

Например, электромобиль плюс технологии самовождения благодаря технологии искусственного интеллекта и технологии повсеместной сетевой связи делают инновационный прорыв сразу в нескольких сферах - изменение рынка энергоносителей (постепенный отказ от доминирования карбонов (углеродов) на мировом рынке энергоносителей (в частности, нефти)), изменение рынка индивидуального пассажирского транспорта и грузоперевозок благодаря появлению транспорта как услуги, то есть появления самоуправляемых электромобилей в общем доступе не в индивидуальной собственности.



Но в 90-е годы ХХ века еще не существовало такого теоретического представления. Все еще пока было заточено под представление о создании именно насыщенной инновационной среды и корпораций как инновационных концентраторов.

Итак, малоизвестный, мелкий (по меркам США), но в то же время очень инновационный бизнесмен Маск, который занимается дебетовой электронной платежной системой PayPal, принимает решение заниматься космосом в 2000 году, переехав в Лос-Анджелес. В 2001 году он принимает решение разрабатывать технологии колонизации Марса, едет в Россию покупать ракету, но высокая цена не позволяет ему это сделать. Тогда он решает сам сделать ракету.

И о чудо! Когда в январе 2006 года стартует программа NASA Commercial Orbital Transportation Services, COTS (рус. - коммерческие услуги орбитальных перевозок) для координации доставки грузов и экипажа на Международную космическую станцию с помощью частных компаний, Маск уже через ДВА МЕСЯЦА осуществляет хотя и неуспешный, но первый запуск ракеты Falcon 1. Так звучит легенда или миф, который довольно успешно транслируют США на весь мир.

Множество экспертов поставили этот миф под сомнение. Вот, можете почитать попытку расследования успеха Маска с 2000 по 2006 год в сфере ракетных запусков. Но после расследования эта краткая история выглядит иначе.

Американская элита в лице Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) (англ. - Defense Advanced Research Projects Agency) Министерства обороны США, отвечающего за разработку новых технологий для использования в вооруженных силах США, начала реализацию принципиально новой социально-инновационной модели в начале 2000 х в США.

1. Инновационные компании, созданные вокруг государственной структуры NASA, распыляют технологии для создания рыночных продуктов, на которых возможно зарабатывать прибыль, но это не позволяет сделать нужный технологический прорыв в сфере запусков ракет.

2. Когда выяснилось, что государство перестало быть локомотивом инноваций, было принято решение об инновационном насыщении критических направлений разработки технологий и создании корпораций как концентраторов этих инноваций.

3. Для этого в инновационных корпораций вокруг NASA принудительно отбирают избранные технологии и избранных специалистов и передают их специально избранным корпорациям (среди них SpaceX Маска).

4. Когда эти оскорбленные корпорации начинают подавать в суд, их банкротят, судебные решения в их пользу тормозят, договариваясь с этими корпорациями о компенсации.

5. Более того, избранные компании (в частности, SpaceX Маска) накачивают технологиями, специалистами, финансами, обеспечивают правовой поддержкой и хеджированием рисков запусков ракет.

6. Для легализации таких компании как концентраторов инноваций создается программа COTS, где побеждает какая-то одна из перечня корпораций-концентраторов (в этом случае SpaceX Маска).

7. Вокруг корпорации, побеждающей в упомянутой программе, создают миф о гениальности ее лидера.

8. Когда Маск берется за другие проекты, ему тоже подобным образом способствуют, поскольку он доказал свою состоятельность как сборщик инноваций и совершающий технологических прорывов.

9. Компания Илона Маска не остается единственной на рынке космических полетов. Существует еще несколько такого рода компаний, в частности Orbital Sciences Corporation (OSC), Вlue Origin и т.д. Все они продолжают существовать для поддержки конкуренции на рынке.

Вся эта модель описана не для того, чтобы подвергнуть сомнению талант или даже гениальность Маска. Просто он гениален не в том, что ему приписывают в мифологической картине его успехов.
Маск талантливый собиратель технологических инноваций в направлении универсальных идей, которые поддерживает правящий класс США, имея в своих руках государственный аппарат и резерв инновационных технологий.

Маск оказался способным получить от государства набор инновационных технологий и собрать их вместе в процессе создания технологического продукта по государственному заданию. Другим подобным корпорациям тоже давали все эти технологии, но только Маск сумел осуществить технологический прорыв.

Прорывные инновации - это коллективное действие, но отнюдь не индивидуальное. Без государственной поддержки даже очень богатые и мощные корпорации не могут осуществлять технологические прорывы. В то же время инновационные корпорации играют роль инновационных концентраторов критических технологий, которые позволяют достигать технологических прорывов через создание определенного рыночного продукта или услуги.

Кроме того, на корпорации Маска была реализована еще одна инновационная модель, которая до этого реализовывалась в виде технопарков. Это Межкорпоративная инновационно-насыщенная среда, объединенная общим лидером и общим владельцем. Маск показал, что сочетание нескольких критических технологий через отдельные корпорации - космос (SpaceX), электромобиль (Tesla), солнечная энергетика (SolarCity), искусственный интеллект (OpenAI), имплантированные нейрокомпьютерные интерфейсы (Neuralink) и скоростной транспорт (HyperloopOne) - позволяет достигать интеграционного эффекта оптимизации затрат и повышения качества. Кроме того, Маск позволяет США создать миф о технологическом гении для пропаганды его картины мира для молодого поколения.

Такое в России  невозможно, потому что вообще отсутствует управляемый со стороны правящего класса через государство и корпорации процесс масштабной инноватизации. То есть, у российского правящего класса нет ни цивилизационного мышления, ни универсальных мотиваций.

 

Дасюк


 

12
467
4